Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование графомоторных навыков у обучающихся
1-ого дополнительного класса с умственной отсталостью
в условиях реализации ФГОС

Семенова Полина Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 499
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) первый дополнительный класс рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Дополнительный класс имеет пропедевтико-диагностическую направленность, которая позволяет обеспечивать у обучающихся формирование физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к освоению АООП.
Проведение комплексных, интегрированных уроков дает возможность изменять виды деятельности детей, предлагая им устные и письменные задания. На таком интегрированном уроке должен быть широко представлен игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения.
Сегодня образовательная программа и учебный план специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида предусматривают обязательное формирование у учащихся с выраженным нарушением интеллекта определенного объема академических знаний и умений. Среди этих знаний и умений обучению элементам письма и формированию графомоторного навыка отводится особая роль.
Проблема развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с УО отражена в «Федеральном государственном стандарте». Представлена в целевых ориентирах «У ребенка развита мелкая моторика» [1]. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Необходимой задачей педагога в условиях реализации ФГОС становится создание такой благоприятной образовательной среды, в которой каждый ребенок в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями получает возможность проявить свои способности.
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.
Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.
Этапы формирования графомоторного навыка.
Формирование графомоторного навыка – процесс сложный, длительный, этапный. Т.П. Сальникова выделяет три основных этапа [3]:
I этап– аналитический: на этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями. на начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на графике (постоянный контроль, сличение, корригирование по ходу действия).
II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостноедействие. Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Ученик учится постоянно следить за тем, как он ведет руку при письме.
III этап–автоматизация– характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная действительность (а не механические упражнения).
Особенности формирования графомоторного навыка у детей.
У детей с умственной отсталостью отмечается недостаточность моторных систем и плохо развитое чувство ритма, что является необходимым условием для развития графомоторных навыков как залога успешного усвоения процесса письма. У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Кроме того, в состоянии общей моторики отмечается снижение двигательной памяти и самоконтроля, затруднения при переключении движений у большинства школьников, нарушения темпа и ритма движений. Таким образом, дети с нарушением интеллекта, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии.
Упражнения и задания для формирования графомоторного навыка у детей с умственной отсталостью на занятиях.
Работа по формированию графомоторных навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталости по Л.М. Лапшиной и В.А. Левченко проводится  [2] проводится по следующим этапам:
I. Диагностический этап.
Цель: выявление начального уровня сформированности графомоторных навыков. Для достижения данной цели используются следующие задания:
  • Проведение линий по прямым дорожкам.
  • Проведение линий по волнистым дорожкам.
  • Обведение по точкам.
  • Раскрашивание.
  • Штриховка
II. Коррекционная работа по формированию графо-моторных навыков.
Цель: формирование графомоторных навыков.
Для достижения данной цели широко используются задания и упражнения по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия. Упражнения для развития мелких мышц кисти руки проводятся как в повседневной жизни, так и во время специально организованных занятий с ребенком.
1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика). Здесь проводится массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики с шипами), работа с песком, игры (лото, пазлы, мозаика и др.), лепка (работа с пластилином – прищипывание, размазывание, скатывание колбасок).
2.  Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.
Данные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию. Необходимое условие – использование крупных форм. Это подготовит учеников к работе с более мелкими деталями.
 3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. Научить ребенка «видеть» строку в тетради – важный этап формирования графомоторных навыков. Рисование различных бордюров послужит в этом хорошим решением.
 4. Рисование предметов, по форме напоминающих буквы. Различные «капельки», «петельки», «ѐжики» и т.д. не только подготовят руку к письму, но и покажутся детям увлекательным самостоятельным упражнением.
Каждое занятие должно сопровождаться:
· пальчиковой гимнастикой;
 · упражнениями, повышающими энергетический потенциал: массаж и самомассаж «точек здоровья», ушей, пальцев, ладоней, головы, шеи, плеч;
 · упражнениями для развития графомоторных навыков (упражнения из предложенных ниже);
· упражнениями на расслабление. Из предложенных заданий и упражнений родители составляют свои варианты. Все упражнения выстраиваются от простого к сложному.
Общие рекомендации.
Играя или занимаясь с ребенком, будьте терпеливы. Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, требуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе. Будьте изобретательны: постарайтесь придумать игровые ситуации.
Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка достигается многократным его повторением. Все упражнения следует использовать по принципу последовательности (от простого к сложному). Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
Литература
1. ФГОС образования обучающихся с ОВЗ (стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). [электронный ресурс] – Режим доступа:  https://fgos.ru.
2. Лапшина Л.М, Левченко В.А. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич.рекомендации / сост. Л.М.Лапшина, В.А.Левченко. – Челябинск:  Изд-во  Челяб.  гос.  пед. ун-та, 2014. – 50 с.
3. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте [Текст] / Т.П. Сальникова. – М.: Сфера, 2000. – 282 с.3.

 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»