Наглядность на уроках социально-бытовой ориентировки
учитель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Целью коррекционно-воспитательной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является их социальная адаптация, дальнейшее приспособление к жизни. Основной задачей является целенаправленная подготовка обучающихся к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны взрослых и окружающих их людей. И самое главное- формирование для каждого обучающегося максимально возможного уровня самостоятельности. Реализация данной задачи предусматривает проведение уроков в различных формах с учётом психофизических особенностей и возможностей обучающихся, с применением методов и приёмов, обеспечивающих учебный успех. У детей, особенно у обучающихся с ОВЗ, затруднено восприятие нового материала, которое даётся только в словесной форме. Поэтому, обучение должно строиться на предметно-наглядной форме. Привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения обучающимися знаний, умений и навыков предусматривает принцип наглядности.
Сущность этого принципа заключается в обогащении обучающихся чувственным познавательным опытом, делающим более доступным овладение абстрактными понятиями.
Учитель должен помнить, что обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения обучающимися знаний и навыков, опирающихся на живые образы предметов и явлений и действий.
Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил и законов. Чтобы знания обучающихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору на их ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.
Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ (нарушения процессов обобщения и отвлечения, затруднения в выделении главных признаков предмета, отсутствие в речи необходимых для характеристики наблюдаемых объектов языковых средств), наглядные пособия должны быть с характерными признаками объекта и без дополнительных несущественных деталей, простыми для восприятия, с чёткими и понятными надписями.
Пользуясь наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие требования:
-подбирать такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения;
-заранее определять место и вид наглядности, используемой на уроке, а также вид работы с этой наглядностью;
-строго ограничивать количество наглядности на уроке, так как с каждым из подобранным видов наглядности должна быть проведена соответствующая работа;
-всю подобранную наглядность необходимо демонстрировать последовательно;
-необходимо подбирать доступные средства наглядности, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными её видами;
-при использовании наглядных средств, выпускаемых для общеобразовательной школы, нужно адаптировать их с учётом программных требований и возможностей обучающихся с ОВЗ;
-самодельные наглядные пособия должны быть выполнены качественно и соответствовать требованиям, предъявляемым к пособиям (размер, чёткость).
-демонстрируемая наглядность должна быть хорошо видна всем обучающимся (объёмные предметы рассматриваются со всех сторон).
На уроках социально-бытовой ориентировки обучающимся приходится пользоваться как доступными средствами, так и сложными её видами. К числу сложных видов наглядности относятся квитанции, чеки, бланки, билеты, расписание движения транспорта, инструкции и рецепты.
Простая демонстрация документа не даёт желаемых результатов, так как обучающимся сложно выделить необходимые сведения из предлагаемого объекта. В помощь ученикам при анализе каждого нового документа нужно составить вопросы, отвечая на которые дети смогут под руководством учителя научиться ориентироваться в подобного рода объектах. Например, беседуя с обучающимся о железнодорожном транспорте, направлениях поездов, правилах покупки и возврата билетов, учитель должен предусмотреть знакомство учеников с билетом на поезд. Демонстрируя билет (увеличить его размер, создать макет), учитель последовательно задаёт ряд вопросов, которые помогают ученикам получить полную информацию.
Например, учитель задаёт детям вопросы:
-Что это?
-Что можно узнать по этому билету?
-В каком направлении следует поезд?
-Какого числа отправление?
-В какое время?
Наглядность в обучении всегда принесёт пользу, если она применяется корректно и в меру. Чрезмерное и неправомерное её использование может привести к задержке развития абстрактного мышления, к выработке и закреплению у обучающихся привычки пассивного созерцания.
Методы наглядности во вспомогательной школе выполняют очень важную познавательную и коррекционную функцию, так как соответствуют наглядно-предметному характеру мышления обучающихся и способствуют коррекции недоразвития процессов отвлечения и обобщения.
Существует множество классификаций методов обучения. Одна из –классификация в зависимости от источника знаний:
-словесные методы-рассказ, устное изложение материала, объяснение, работа с книгой;
-наглядные методы-демонстрации, экскурсии, самостоятельные наблюдения;
-практические методы-устные и письменные упражнения, практические работы.
Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов:
-натуральная
-образная
-символическая
-схематические изображения
-графические средства.
На этапе объяснения нового материала хорошо зарекомендовал себя метод составления опорных таблиц-алгоритмов. Актуальность и важность этого метода объясняется тем, что программные требования предусматривают записи в тетрадь учениками, и составление опорных таблиц-алгоритмов
является оптимальным вариантом работы.
Вид мебели | Уход | Периодичность |
Составление таблиц-алгоритмов на уроке СБО стимулирует умственную деятельность обучающихся со сниженным интеллектом, помогает сконцентрировать их внимание, даёт возможность задуматься над способом выполнения задания.
Применение таблиц на уроках даёт возможность учителю СБО внедрять на своих уроках дифференцированный подход к учащимся с различной степенью дефекта.
Обучающиеся с сохранным интеллектом имеют возможность активно включаться в работу на уроке, давать предполагаемые ответы, выяснять их правомерность, формулировать определения и записывать в тетрадь, делать записи на доске.
Слабоуспевающие и неуверенные в себе ученики могут включаться в работу по просьбе учителя. К ним учитель может обратиться с несложными вопросами, имеющими характер повторения пройденного. Таких учащихся можно вызвать для прочтения строчки опорной таблицы, повторения её, а также для выполнения практического задания по плану.
Заполненная опорная таблица способствует подведению итогов урока, а также помогает повторить изученную тему на следующем уроке.
Также успешно можно применять перфокарты, перфоконверт, технологические карты. Технологические карты позволяют активизировать мыслительную деятельность, развивают умение планировать свою деятельность при выполнении заданий практического характера, осуществлять самоконтроль своей деятельности с опорой на графическую наглядность и план работы. Перфоконверт- это изготовленный учителем пакет с заданием, дающий возможность проверить знание и правильное написание учащимися понятий, терминов, словарных слов.
Перфокарта позволяет выявить и проверить знания обучающихся как на этапе актуализации знаний, так и во время закрепления материала.
Таким образом, уроки СБО строятся на словесном, наглядном и практическом методах. Когда у обучающихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления, как в старших классах, так и в младших.
Используемая литература:
1.Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова
«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».
Владос, Москва, 2008г.
2.А.А. Хилько, М.Е. Ермащенко
«Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».
Просвещение, 2006г.
3. В.В. Воронкова, С.А. Казакова
«Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида».
Владос, Москва, 2006г.