Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технологии осуществления развития межличностных
отношений у детей с умеренной умственной
отсталостью, проживающих в детском доме

Скобенкова Наталья Анатольевна,
в
оспитатель СПб ГБСУСО ДДИ № 1,
г. Петергоф
Общение как основа межличностных отношений
О человеке, его историческом прошлом, его настоящем и будущем написано бесконечно много. Но все также велико стремление людей к постижению себя и человечества. Философы, социологи, антропологи, психологи, представители педагогической науки стремятся все глубже исследовать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности.
Общение – основной фундамент развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на изучение и оценку самого себя посредством иных людей. У детей с умственной отсталостью серьезные нарушения процесса общения с самых ранних этапов онтогенеза оказывают значимое негативное влияние на общее развитие их личности, как психического, так и социального, существенным образом осложняют процесс интеграции в общество и подготовку к самостоятельной жизни.
Формирование межличностных отношений у детей с умственной отсталостью сопровождается значительными устойчивыми затруднениями. Жизнь в условиях стационарного детского учреждения имеет ряд существенных особенностей. Социальная среда и возможности  социального взаимодействия ребенка в таком учреждении специфические, определяются режимом учреждения, ограниченным числом близких, взаимодействующих с ребенком. Недостаточность овладения внеситуативными формами общения выражается в недоразвитии мотивов общения с взрослыми и сверстниками, ограниченности репертуара средств коммуникации.
Ведущая роль межличностного общения для психического развития детей и подростков является научно обоснованным фактом. Проблема общения является одной из актуальных в отечественной специальной психологии. Над проблемой межличностных отношений работали Андреева Г.М., Злобина Е.Г., Куницына В.Н., Забрамная С.Д. и другие.
Межличностное общение является неотъемлемой частью повседневной жизни умственно отсталого ребенка воспитывающего в условиях детского дома. Однако, на сегодняшний день проблема межличностных отношений в коллективе детей с проблемами в интеллектуальном развитии изучена недостаточно, а в работе педагогов и психологов имеет очень важное значение.
Межличностные отношения: сущность понятия, структура, средства и формы общения
Общение – это социальное явление, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей.
Характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо заметить, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Ведущая роль общения для психического развития детей является научно обоснованным фактом. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Начиная с ранних этапов онтогенеза, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодействия ребенка со взрослым. Это первый вид социальной активности, благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
В младшем возрасте ведущим является эмоциональное общение ребенка со взрослым, затем оно сменяется предметно-деловым и, наконец, речевым общением. Чем старше ребенок, тем больше его потребность в общении и в оценке окружающих связана с жизнью общества, с его моральными и нравственными нормами. У старших детей имеют место социальные мотивы, которые связаны со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, с мотивами самоутверждения и самолюбия.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное  - это общение при помощи мимики,  жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровне, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.
Характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо заметить, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.
Взаимодействуя и общаясь с окружающими, индивид вступает в так называемые межличностные отношения. В данном типе отношений человек может проявить свою индивидуальность, так как социальная роль в этом случае не задается определенными шаблонами. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы и самореализации в ней.
Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, появившихся у людей по отношению друг к другу. Такой процесс наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте. Он делится на два больших периода – младший и старший подростковый возраст, где отношение субъекта к сверстникам различно. Бывший младший школьник переходит в группу подростков и начинает новый этап в своем личностном развития, в том числе, в сфере межличностных отношений. Сначала он избирателен к сверстникам, а потом находит референтную группу и его межличностные отношения становятся более устойчивыми.
Особенности психического развития детей с умеренной степенью умcтвeннoй oтcтaлости
Основной контингент воспитанников стационарных детских учреждений социального обслуживания VIII вида составляют дети с умственной отсталостью. Поэтому для успешной работы с такими детьми любому педагогу необходимы психологические знания, умение устанавливать и поддерживать контакт с воспитанниками, владение сведениями о детях определенной возрастной группы. При этом необходимо знание особенностей психофизического развития детей с нарушениями.
Первое на что обращают внимание в развитии детей с умственной отсталостью – это маленькая потребность в познании.
Как показывают данные исследования у лиц этой категории на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях – атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполное, а порой искаженное представление об окружающем. Их опыт крайне беден, запас сведений и представлений мал. Самостоятельно ситуацию плохо осознают, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и навыками на практике, требуют постоянного руководства.
При умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Даже при сохранных анализаторах ощущение и восприятие детей формируются замедленным темпом и с большим количеством особенностей и недостатков. Это ядерный симптом этой патологии.
Обучение детей с нарушениями интеллекта в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого учеником материала существенно меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. Прочность и точность запоминания происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что подросток с умеренной степенью умственной отсталости даже не успевает воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводит неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном ребенок запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания.
При умеренной степени умственной отсталости наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает ребенку осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание – важная причина нарушений мыслительного процесса. 
У детей с нарушениями интеллекта наблюдается крайне низкий уровень развития мышления. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность – все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием.
Мыслительные процессы умственно отсталых детей весьма своеобразны. Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения, отмечается бедностью, фрагментарностью и бессистемностью. Заметные положительные сдвиги имеют место, когда от учеников требуют оречевления полученных результатов.
Дети с умственной отсталостью имеют значительные нарушения речи. Их речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, монотонностью, часто лишена последовательности и смысловой направленности.
Большинство детей крайне безинициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельность цели. Не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий. Развитие эмоционально-волевой сферы в значительной определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни.
Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются недостаточной плавностью, бедностью, в особенности жестикуляция и мимика, мелкая моторика пальцев.
Личность – это социальная зрелость, социальный статус, мировоззрение, осознание целей жизни и действия, формирующиеся постепенно в условиях социальной среды. В целом личность детей с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и своеобразием всех основных компонентов. Этим детям присущ дисгармоничный рост потребностей. Элементарные биологические потребности у большинства относительно адекватны, но их побудительная сила с годами увеличивается (неумеренный аппетит, раннее сексуальное влечение), формирование высших духовных потребностей вследствие слабости корковой деятельности головного мозга затруднено.
Формирование личностных качеств воспитанников и учеников  специальных детских учреждений VIII вида происходит в онтогенезе. Но важнейшая роль в воспитании принадлежит коллективу, в котором ребенок развивается.
Особенности формирования межличностных отношений у детей с умеренной степенью умственной отсталости
Потребность в общении, установлении межличностных контактов с людьми является фундаментальной характеристикой человека.
У детей с умеренной степенью умственной отсталости межличностное общение весьма ограничено и примитивно, что объясняется особенностями их психического развития: несформированностью познавательных процессов, косноязычностью, аграмматичностью и общим недоразвитием речи, чрезвычайно низким словарным запасом и т.п. Об ограниченности межличностного общения данного контингента свидетельствует и их социальный статус.
Как показывает личный опыт и практика, лица с умеренной умственной отсталостью, достигнув совершеннолетия, становятся воспитанниками либо центров реабилитации, либо психоневрологических интернатов, либо живут дома под опекой родителей. Замкнутость пространства усложняет возможности развития межличностного общения.
Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. Большое значение в формировании межличностных отношений имеют личность человека и конкретные условия, в которых люди общаются.
Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова, говорящих с ним людей очень важна для ребенка с умственной отсталостью. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
При социализации лиц с нарушениями интеллекта трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, не сформированы потребности в таком общении, неадекватна самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Часто встречающиеся нарушения вербального общения у лиц с умственной отсталостью проявляются в форме немоты, ограничения речи несколькими словами при косноязычии вследствие деформации органов речи или при нарушенном слухе, при позднем развитии речи, реи лишенной выразительности.
Эмоциональная сфера у детей с умеренной формой умственной отсталости обнаруживает относительную сохранность, многие их них чувствительны к оценке своей личности. Они радуются при похвале и обижаются, проявляют агрессию, негативизм, если их ругают. Эмоциональные отклонения являются неотъемлемой частью симптоматики психического недоразвития. Они различны и часто не соответствуют степени нарушений в познавательной сфере. Большинству из них доступны такие простые  эмоции, как страх, радость, гнев, удовольствие, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Характерными особенностями таких детей являются частая смена настроения, проявление аутичных черт в поведении.
Роль педагога в развитии межличностных отношений у детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в Детском доме является многоплановой и важной. Очень важно воспринимать ребенка с ограниченными возможностями как формирующуюся личность, которая независимо от имеющегося индивидуального дефекта, степени двигательных и других нарушений, имеет права здорового ребенка. Педагог старается создать для всех занимающихся детей условия, которые обеспечили бы их всестороннее гармоничное развитие. Одним из основополагающих принципов в работе педагогов в интернатеявляется выработка доверительных и взаимно-уважительных отношений с детьми.
Основной акцент в работе делается на создание психолого – педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, имеющего проблемы в развитии, на основе личностно – ориентированного подхода. Развитие творческих способностей ребенка, его самоопределение в значительной мере зависит не только от высокого профессионализма педагога, но и от его свободы от стереотипов и педагогических догм, широкой эрудиции, высокой культуры и гуманных установок к детям.
В соответствии с современными требованиями к содержанию образования после изучения психолого-педагогических особенностей воспитанников и выделения основных групп проблем была поставлена цель педагогической деятельности:
-создание условий для социализации детей с ОВЗ, формирования социально–коммуникативных навыков на основе комплексного подхода через различные виды деятельности.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Воспитание нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыков сознательной дисциплины;
2. Работа над укреплением физического и психического здоровья;
3. Формирование и развитие коммуникативных навыков в процессе досуга и быта;
4. Развитие индивидуальных личностных качеств каждого ребёнка.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.
6. Взаимодействие с родителями, с целью анализа социальной ситуации развития ребенка, изучения его особенностей. Информирование  родителей об успехах, достижениях ребенка, предоставление информации о динамике ребенка.
Ежедневно выполняются услуги в целях повышения коммуникативного потенциала детей инвалидов:
- обучение навыкам социально-средовой ориентации (в том числе самостоятельному передвижению, включая изучение жизненно-важных отчётов) – ежедневно
- обучение навыкам (поддержание навыков) поведения в быту и общественных местах – ежедневно
- организация коммуникативного пространства и коммуникативных ситуаций по месту проживания - ежедневно
Педагогическая деятельность осуществляется современными программами разработанными ведущими специалистами России в области коррекционной педагогики и психологии.
Методические рекомендации по психологической коррекции детей с умеренной степенью умственной отсталости по формированию межличностных отношений
Развитие и совершенствование навыков общения у умственно отсталого ребенка на разных этапах жизни – от рождения до взрослости проживающих в детских домах интернатах требует от психологов и педагогов много внимания и терпения. С умственно отсталыми детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью, с приветливой, спокойной интонацией. Постоянно нужно поддерживать познавательный интерес и внимание к выполняемой деятельности и к окружению, называя действия которые производятся.
В развитии навыков межличностного взаимодействия у детей и подростков с умеренной умственной отсталостью важную роль играет навык выделения и идентификации эмоциональных состояний других людей, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет осмысление своих эмоции и чувств и как следствие появление способности к эмпатии, возможности к выработке навыка единой стратегии взаимодействия, а также  к применению различных форм коммуникации.
В связи с особенностями таких детей сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.  Дети с умственной отсталостью, это дети которые требуют больше внимания со стороны взрослых, нестандартных подходов в обучении и воспитании, поскольку от неумения общаться, незнания как себя вести, неумения выражать свои чувства и от отсутствия социального опыта у детей иногда может возникнуть «агрессивное» или «странное» поведение. «Особым» детям нужна помощь педагогов-психологов: научить их выражать свои чувства и желания, общаться с людьми вербальным и невербальным способом, посредством символов, жестов, мимики и пантомимики и тем самым реализовать себя в этом мире.
Оно заключается в формировании у подростка с интеллектуальными нарушениями образа «Я», «Я-сознания», умения «быть в мире с собой». Постепенно дети учатся осознавать и контролировать свои эмоции, находить выход из разных негативных эмоциональных состояний, у них накапливается опыт усвоения общения со взрослыми и сверстниками, происходит успешная  социальная адаптация.
Наиболее успешно процесс обучения у детей с интеллектуальными нарушениями реализуется через игровую деятельность, через проигрывание и переживание разнообразных ситуаций. Поэтому, основной формой обучения навыкам общения детей с умственной отсталостью являются коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием игровых технологий.
Совместная игра – это уникальный вид сотрудничества, она создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития детей. В ней все равны: психолог, педагог и ребенок. Не случайно психологи считают, что подлинно доверительные отношения между педагогами и детьми возможны только в игре.
Игра учит детей владеть собой, своими мыслями, чувствами, телом и настроением. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Для этого нужно обеспечить детям широкие возможности использования всех органов чувств,  чтобы ребенок мог видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
Каждый «особый» ребенок развивается в своем темпе, задача психолога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста; принимать ребенка таким, какой он есть, учитывать его возрастные, физические и индивидуально-психологические особенности; стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов во время игры с каждым ребенком, ставить для себя и для «особого» ребенка реальные цели, учитывать зону ближайшего развития.
Основной целью коррекционных игр и упражнений с использованием игровых технологий является создание игровой ситуации, приближенной к естественной жизни, стимулирующей гармоничное развитие его личности в целом, поведения, формирование социальных контактов, активность умственно отсталых подростков и их межличностное общение друг с другом и с окружающими взрослыми. Процесс достижения цели включает в себя решение следующих задач:
- развитие способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние на символическом и вербальном уровне;
- обучение речевыми средствами общения, потребность в общении;
- формирование умений и навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
- обучение позитивным нормам поведения, отношения к себе и окружающим;
- развитие самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе общения;
- формирование у подростков эмпатии (сострадания, сочувствия);
- коррекция психоэмоционального состояния, нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и поведения;
- формирование позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность.
Психокоррекционная работа может проводиться с использованием следующих методов и приемов: развивающие игры (подвижные, имитационные, сюжетно-ролевые, театрализованные и др.); чтение и обсуждение художественной литературы; решение конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; беседы; выражение своего состояния в музыке и в рисунке; релаксация; этюды; работа с картинками, пиктограммами;  анализ и умение чтения символов, пиктограмм.
Вне интерната необходимо организовывать познавательные экскурсии и прогулки, максимально расширять контакты, развивать умения и навыки вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество.
Общение должно стать важной частью всех взаимоотношений подростков с интеллектуальными нарушениями со сверстниками и взрослыми людьми. Люди, которые их любят и которых они любят, могут многому научить этих детей, получив при этом массу удовольствия от общения.
Коррекционные игры и упражнения направленные на развитие навыков общения детей с умеренной степенью умственной отсталости
В коррекционной работе, направленной на развитие навыков общения, мы выделили следующие разделы:
Раздел 1. «Я и мое тело». Упражнения по данной теме направлены на обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения, в процессе восприятия, внимания, памяти, в двигательной и эмоциональной сферах. Для умения различать свои ощущения мы проводим: игры «Посылка от обезьянки», «Чего не стало», «Угадай-ка»; игры-имитации «Мы обезьянки», «Послушай и угадай, «Правила гигиены»; упражнения «Запомни мое лицо, движение», «Слушай себя» и др.
Раздел 2. «Мой внутренний мир». Усвоенные  подростком знания позволят ему подойти к пониманию собственного «Я», передавать свои желания, чувства, средствами пантомимики, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения, различать по выразительным средствам общения эмоции и чувства других детей и взрослых. Игры: «Мой портрет», «Домик настроений», «Мой день», «Почему так?»; этюды «Гномики в лесу», «Мы медведя испугались» и др.
Раздел 3. «Я и ты - такие разные». Раздел формирует у детей позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам, чувство доброты, чуткости, доброжелательности, ощущение сплоченности в группе; умение преодолевать трудности в общении, благополучно выходить из конфликтных ситуаций, управлять своими настроением при общении с окружающим миром. Игры: «Мы - разные», «Чем мы похожи», «Вспомни имена своих друзей»; упражнения «Угадай эмоцию друга», «Мостик дружбы» и др.
Раздел 4. «Я познаю мир». Полученные сведения позволят детям ориентироваться в окружающем мире, узнать, чем человек отличается от животных и растений, сформируют представления о том, как важно любить окружающие природу,чувствовать ее и т.д.Язык жестов и движений лежит в основе общения животных. Позы, движения животных позволяют нам лучше понимать их, значит, мы можем использовать их выразительный язык, обучая общению умственно отсталых подростков. Игры: «Времена года», «Загадки про погоду», «Кто как разговаривает», «Чей голос», «Найди свою пару»; этюды «Дует ветер», «Дождик» и др.; рисование на тему «Дорисуй предмет», «Рисование различных животных» и т.п.; игра-имитация «Лиса», «Волк», «Медведь» и др.
Раздел 5. «Мой эмоциональный мир». Полученные знания расширят представления детей об эмоциях (радость, грусть, удивление и др.), позволят лучшепонимать свои чувства и настроение других людей по мимике, движениям, жестам, передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, возможностям установления визуального контакта с собеседниками, выражать свои просьбы, умению ориентироваться в пространстве. Игры-ассоциации «На что похожа радость?», «Грусть», «Обида»; игры «Азбука настроения», «Кривые зеркала», «Подбери маску», «Катя и Саша идут в гости к Ане», игра-беседа «Мой характер», игра «Мои желания» и др.
Ведущей формой психологической коррекции является игротерапия, с обязательным соблюдением основных требований в процессе работы:
  1. Непринужденные дружеские отношения с ребенком.
  2. Принятие ребенка таким, какой он есть (отсутствие осуждения и поощрения ребенка).
  3. Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс.
  4. Взрослый вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью.
  5. Выбор игровых тем отражает значимость их для психолога, педагога и интерес к ним ребенка.
  6. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации.
  7. Игра не комментируется взрослым.
  8. Направленное воздействие на ребенка осуществляется посредством характера воспроизводимых им и взрослым персонажей.
В курсе игротерапии выделяют три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.
Первый блок. Включает объединение детей и взрослых в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участники чувствуют взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные и подвижные игры).
Второй блок. Осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей или индивидуально. Используются игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение и обсуждение художественной литературы, проигрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, изобразительная деятельность)
Третий блок. Включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх.  Применяются  разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения.
Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме:
первый блок – развлекательные (контактные);
второй блок – коррекционно-направленные + обучающие;
третий блок – развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием диагностических материалов. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики. Глубокий анализ результатов позволяет определить дальнейшую работу с детьми, дать рекомендации воспитателям, учителям.
Сегодня уже доказано, что чем раньше начинается специальная коррекционная работа с детьми, тем больше имеется реальных возможностей для эффективного личностного и эмоционального развития таких детей. Если у ребенка не достаточна, сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.
Однако для продвижения умственно отсталого ребенка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение, это очень сложный и длительный процесс, требующий целенаправленной, практической работы педагога. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»