Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социальные аспекты работы со школьниками с девиантным поведением

Никандрова Анастасия Евгеньевна
Наиболее интенсивно процессы социализация протекают в детские и юношеские годы,  когда важнейшими институтами социализации является семья и  образовательное учреждение.  Школа - вторичный институт социализации человека. Ребенок приходит в школу семилетним.  Здесь он не только учиться,  но интенсивно проходит процесс становления его личности.
Образовательная школа выполняет обучающую функцию и  одновременно активно участвует в процессе социализации, что во многих случаях усложняется социальной неустроенности,  семейном неблагополучии. Процесс социализации включает функции:
 социально – адаптивную, обеспечивающая включение школьников в реальные социальные отношения,  поддерживающие социальную мобильность личности, открывающие жизненные перспективы для каждого выпускника, смягчающие социальную напряженность и социальные конфликты;
социально-правовую, связанную с реализацией прав ребёнка;
социально – медицинскую, связанная с тенденция значительного ухудшения здоровья детей;
социально-культурную, проистекающая из современного понимания образования как приобщение к культуре в широком смысле слова,  поскольку СМИ,  учреждения культуры,  микросреда не в состоянии пока обеспечить этот процесс и подчас оказывает явное,  негативное разрушающее влияние на личность. 
 Для реализации процесса социализаци школа должна иметь  прочные связи с другими социальными институтами (семьёй, учреждениями дошкольного дополнительного и профессионального образования, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами и др.)
Современная ситуация обусловливает необходимость вовлечения школы в процессе социализации, как основного образовательного учреждения; требует, чтобы школа была не просто учебной о социальной системой, создающей условия для социального становления человека, его включение в систему общественных отношений, его разностороннего развития как свободной творческой личности.
Социальная работа в системе образования как самостоятельное стоит направление деятельности существуют давно.  Однако социальные работники все активнее участвуют процесс социализации и формировании личности. В системе образования трудятся социальные специалисты,  которые помогают детям взрослым преодолевать определенный жизненные трудности. Необходимость участия социальных работников в жизни школы становится все более очевидной.
Можно выделить следующие цели социальной работы в школе: способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей.
Развивать процесс опережающей социализации, имеющей целью ознакомить учащихся с их перспективами в обществе, с общественными запросами.
Способствовать развитию личностного потенциала на стадии обучения и выбора профессии.
Участвовать в разрешении и урегулировании конфликтов.
Для достижения этих целей школьные социальные работники осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с учителями,  школьными психологами,  врачами, консультантами по профессиональной ориентации. Используют в своей работе различные методы, как индивидуальные так и групповые работы.
Социальная работа в школе ориентирована, в основном, на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный специалист.
В современной школе, как правило, работает только один специалист социального профиля и в круг его обязанностей входит решение многих задач, которые он может самостоятельно решить,  но возникают проблемы для решения которых привлекаются специалисты других ведомств.
Социальный специалист выявляет трудных подростков в школе,  сотрудничая с классным руководителем, в поле зрения находится динамика посещаемости,  успеваемости, социального и материального положения детей “группы риска” , в  первую очередь, из многодетных и малоимущих семей, а также их отношения со сверстниками,  учителями и родителями.
Цель его работы социализация учащегося и включение в процесс обучения,  поскольку одна из острейших нерешенных проблем - нежелание ребёнка посещать школу, учиться. Дети в возрасте 14 лет готовы по собственному желанию покинуть школу,  чтобы самостоятельно зарабатывать деньги. Но согласно законодательству,  работодатель не имеет права принять на работу ребенка младше 15 лет. Подросток из семьи «социального риска» оказывается предоставлен самому себе з, у него появляется много свободного времени, повышается риск быть втянутым в противоправную деятельность.
Зачастую в школе работает один социальный специалист, он,  не в силах охватить весь круг проблем, разрешить трудную жизненную ситуацию каждого ребенка.
Социальный работник совместно со специалистами других ведомств которые помогают выполнять следующие функции:
 оказания помощи и поддержки ребёнку в  ситуации социального риска;
 посредничество между ребенком и социальным окружением;
 организация и проведение консультаций для детей педагогов родителей общественных и государственных служб по защите детей; привлечение специалистов для решения проблем ребенка;
 сбор информации о семье,  проблемах и условиях жизни и, обеспечение семьи информацией о социальных услугах и службах региона;
 охрана и защита прав, интересов ребенка;
 налаживание взаимоотношений в коллективе, препятствие факторам физического и психического насилия над личностью;
 изучение формирования общественного мнения в школьном коллективе;
 разрешение конфликтных ситуаций между учителями и школьниками, учениками и родителями.
Таким образом, главная социальная работа в школе – оказание своевременной, комплексной помощи ребенку и его семье в трудной жизненной ситуации, помощь в социализации ребенка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»