Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективные формы работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья

Массовская Светлана Анатольевна
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны и появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Опыт работы показывает, что  дети  с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования и адаптацией в обществе. По мнению профессора И.В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения. Эти ограничения определенным образом препятствуют освоению образовательных программ. В группу таких детей входят дети, имеющие нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что увеличивается число детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения: гиперактивные, с неврозами, страхами, повышенной утомляемостью и тревожностью. Такие дети испытывают трудности в общении и установлении эмоционального контакта, им важно сохранить постоянство условий существования, в их поведении наблюдаются однообразные действия (покачивания, постукивания и т.п.), однообразие игр, в речи – повторение одних и тех же звуков или слов.
На сегодняшний  день имеются  различные средства, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Как показывает практика, при систематическом и продуманном их применении, дети с ОВЗ могут достаточно успешно адаптироваться в коллективе и обучаться в обычном классе общеобразовательной школы.
Любой учитель, имеющий опыт обучения детей с различными возможностями в обычном классе, скажет, что включение таких детей – это комплексный и сложный процесс.  Чтобы добиться успеха, на мой взгляд, нужно принимать детей с ОВЗ как любых других детей в классе. Проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его контактов со сверстниками, а зачастую и негативного отношения со стороны одноклассников: они могут смеяться над таким ребенком, не принимать его в игры, передразнивать. На первых порах приходиться пресекать их действия, объяснять детям недопустимость такого поведения. Постепенно микроклимат в классе нормализуется, дети становятся более терпимыми, добрыми, отзывчивыми, у них стало ярко выражено желание помочь более слабому. При этом  необязательно  акцентировать внимание детей на том, что их одноклассник не совсем здоровый ребенок. Достаточно сказать, что ему надо немного подрасти, что со временем у него все получится, если мы будем ему помогать.   Этому способствует стратегия коллективного участия – вовлечение детей с ОВЗ в массовые мероприятия, игры, праздники, экскурсии, совместные проекты. Они принимают участие в мероприятиях наравне с другими детьми, но им предлагается посильная деятельность.  При этом подчеркивается  важность этой деятельности для всего коллектива.  Таким образом, одна из главных задач, которую я ставлю  перед собой – это  включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений посредством детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной). Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых гуманности, они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества, а включенность в среду здоровых сверстников детей с ОВЗ расширяет их круг общения и формирует навыки межличностного общения.            На мой взгляд, интерес к школьной обстановке, успешная адаптация в детском коллективе, обретение новых друзей, помощников побуждает у детей с ограниченными возможностями здоровья положительное отношение к учению.
Для продуктивного обучения детей с ОВЗ важно то, насколько ребенок хочет овладеть знаниями и умениями. Это требует от педагога глубокого понимания его особенностей. На уроке учителю необходимо создать стимулирующую доброжелательную атмосферу на уроке. Нужно использовать любую возможность, чтобы ребенок получил поддержку учителя, словом, взглядом или прикосновением. Обязательно надо хвалить ребенка, использовать словесное внушение. Например, «Ты это сможешь! У тебя все получится! Ты с каждым днем становишься лучше, сильнее, умнее!» Приятные переживания, связанные с похвалой, пробуждают познавательную активность и стремление лучше учиться.
         В процессе обучения необходимо вовлекать детей с ОВЗ в одинаковые виды деятельности с другими детьми в классе, но ставить при этом разные задачи. При планировании работы в классе задания для «особого» ребенка упрощаются, делается акцент на основные идеи. Можно заменить письменные задания альтернативными. Например, ребенок диктует ответы на магнитофон, подчеркивает их, вставляют карточку с ответом в окошечко, выполняет задание на компьютере. Удобно использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых нужно только проставить, или обвести, или дорисовать ответ. При работе на доске ребенку можно предложить выбрать карточку с ответом из висящих рядом с доской кармашков.  
 Объем выполняемой учеником работы уменьшить, давать дополнительное время закончить работу, демонстрировать выполненную работу. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Большое задание предлагается выполнить последовательно в виде частей, и учитель должен периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы. При объяснении задания детям надо давать точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать короткие, четко построенные фразы. Для улучшения организации учебной деятельности желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма. В своей работе я широко применяю пиктограммы – рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определенного слова. Впрочем, пиктограмма может быть «прочтена» не только как слово, но и как словосочетание или предложение с различными вариациями. Самое главное то, что пиктограмма передает смысловую картинку и поэтому легче запоминается детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. С помощью пиктограмм мы составляем алгоритм действий, которым дети руководствуются при выполнении заданий.  Учащиеся довольно быстро могут выучить стихотворение, пересказать текст, воспроизвести полученную информацию. При составлении рассказов по пиктограммам дети легче запоминают новые слова, не механически, а в процессе активного использования. Кроме того, даже если ребенок не знает грамоты, он без проблем усваивает смысл фразы, «читая пиктограммы». Использование пиктограмм увлекает детей, превращает учебу в игру. В классе имеется набор стандартных пиктограмм, которые мы используем в учебном процессе.  Но со временем дети сами создают свои «кодировки». Такая работа способствует расширению мыслительных процессов, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка слова к зрительному образу. При организации работы с детьми с ОВЗ большое значение уделяется использованию упражнений на координацию речи с движением. Язык жестов – один из самых древних языков. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения детей. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Речь с движениями способствует развитию ориентации в пространстве и собственном теле, формированию слухового внимания, восприятия и памяти, воспитанию чувства ритма и темпа, умению работать сообща. Двигательные упражнения легко включить в различные виды деятельности детей: учебный процесс, прогулки, внеурочную деятельность, режимные моменты и т.д. Дети любят такие упражнения, и занятия воспринимаются ими как игра. Например, можно использовать счетные упражнения. Веселая игра «Тра – та – та» приучает детей к четкому соблюдению ритма. Все ученики хором повторяют:
Тра – та, та – та – та, тра – та, та – та – та.
Тра – та, та – та – та, тра – та!
Тра – та, та – та – та, тра – та, та – та – та.
Тра – та, та – та – та, тра – та!
Затем каждый отбивает этот ритм о ладонь кулаком. В заключении все молча, в тишине, без движений, не шевеля губами, повторяют про себя этот текст и в нужный момент (никто знака не подает)должны воскликнуть хором последнее «тра – та – та!»
На счет «раз» - поднять руки вверх («сноп»), на счет «два» - развести руки в стороны («елка»), на счет «три» - присесть («пенек»). Счетные упражнения могут стать переходными к другим упражнениям. Легко можно использовать все считалки, добавив к ним определенные физические действия.
Речевые упражнения без музыки хороши для физкультминуток. Лучше выбирать такие стихотворения, где строчки средней длины, когда в них много глаголов и когда в стихах есть герой, чтобы у ребенка сразу появлялась связь между текстом и движением. Впрочем, любое стихотворение можно обыграть, придумать к нему движения.
Упражнения для развития дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенности. Подняться на носки, руки потянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть сначала глухой звук «с» или «ф», «х», затем гласные звуки, по отдельности и вместе. Все звуки произносятся на выдохе. Гласные пропеваются в такой последовательности «у», «о», «а», «и». Потом гласные пропеваются вместе с согласными, затем ребенок произносит слова и простые фразы из 3-5 слов. Можете пение и произношение слов, обозначающих эмоции - Ах! Ох! Ух! Ой! Аи-аи-аи! Можно использовать «мурлыканье» или «гудение» (подражание кошке, гудку парохода), чтобы добиться изменения в высоте голоса. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных более громким или более тихим голосом.
Полезны упражнения, где слова совмещаются с развитием мелкой моторики. К примеру, «Тополиный пух». Вы рассказывает, что ребенку надо представить начало лета, жаркий день и что вокруг него лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и проговаривать стихотворение, дирижируя рукой: «Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, почему же он не тает?» Аналогично можно проделывать упражнения с осенними листьями, падающим снегом, капельками воды и т.п.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры мгновенно переключают внимание детей на телесные ощущения.  Ритм и неизменный порядок слов, рифма успокаивают. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Можно выполнять движения сначала левой рукой, потом правой рукой, затем двумя руками.  Стараться, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые), чтобы чередовались три типа движений: сжатие, растяжение, расслабление. С помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение. Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Все эти игры и упражнения не требуют специального оборудования, их любят дети и польза от них впечатляющая. Следует только помнить, что заниматься ими нужно регулярно.
Организуя учебный процесс, учитель должен не забывать об особенностях развития детей с ОВЗ, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз. Речевые упражнения с движениями дают такую возможность, их достаточно просто вписать в любую тему урока.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо стараться активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать. На уроках создавать максимально спокойную обстановку, поддерживать атмосферу доброжелательности. Необходимо осуществлять индивидуальный подход. Дети должны испытывать чувство удовлетворенности и чувство уверенности в своих силах.
 
 
 
Список литературы
  1. Гончарова, Е. Л., Кукушкина, О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон.ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001, - 224 с.
  3. Зайцева Г. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. Бюллетень "Коммуникация" № 1 '2000 (13) "Актуальность"   
  4. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
  5. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук / Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.
  6. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 350 с.
  7. Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического развития: сборник методических материалов / под ред. И. Ю. Майсурадзе. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 92 с.
  8. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников / А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»