Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Формирование элементарных математических представлений
у детей с умеренной умственной отсталостью

Вайман Дарья Вячеславовна,
учитель ГБОУ школа № 502 
Кировского района Санкт-Петербурга
  Математические представления – это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у обучающихся с умеренной умственной отсталостью житейских и научных понятий. Для умственного развития обучающихся существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
  При умеренной умственной отсталости нарушены процессы познавательной деятельности. Мышление характеризуется конкретностью, тугоподвижностью, непоследовательностью, неспособностью к образованию отвлеченных понятий. Внимание отличается низким уровнем продуктивности и носит неустойчивый характер из-за быстрой истощаемости и отвлекаемости. Произвольное запоминание нарушено. Страдает как логическая, так и механическая память.
  Формирование элементарных математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т.д. Таким образом, работа должна идти сразу по нескольким направлениям: развитие зрительного восприятия, тактильного восприятия, внимания, памяти и мышления.
  Формирование элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью проходит только через непосредственное восприятие предметов окружающей действительности. В работе должны использоваться только реальные предметы. Предмет ощупывается, оценивается его форма, фактура, цвет.  Для обучения организовываются такие условия, которые дают возможность каждому обучающемуся работать в доступном темпе, проявляя самостоятельность. Материал выбирается и компонуется по степени сложности исходя из отличительных черт развития каждого обучающегося. Особое внимание уделяется выполнению заданий по математике на наглядном материале, имеющем практическую направленность для их социально-бытовой адаптации. Так, в повседневной жизни дети с умственной отсталостью учатся накрывать на стол на определенное количество детей в классе, в игровой ситуации накрывают стол для кукол, в быту делят конфеты, печенье и другие угощения между собой поровну. 
   Очень сложны временные понятия для детей с умеренной умственной отсталостью. Ознакомление детей с временными представлениями должны быть в строгой системе и последовательности. Учебный день необходимо начинать с выяснения времени года, дня недели, дети считают все дни недели, называют их по порядку. Чтобы легче усвоить порядок дней недели, отмечают их в календаре определенным цветом. Рекомендуется таким же цветом обозначать дни дежурства детей, расписание уроков.
  При формировании элементарных математических представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умеренной умственной отсталостью большое место необходимо отводить дидактической игре как методу обучения.
 Игры повышают интерес к изучаемому материалу, разнообразят виды заданий и упражнений, способствуют закреплению материала, их систематизации и глубокому изучению свойств, закреплению существенных признаков. Игра позволяет преподнести изучаемый материал в занимательной форме, снижает утомляемость. Материал для игр должен быть ярким, красочным. Для того чтобы внимание детей быстро не истощалось и удерживалось, необходимы дополнительные стимулы, частое переключение на разные виды деятельности.
Для формирование элементарных математических представлений используются фронтальная и индивидуальная формы работы с применением элементов изобразительной деятельности, конструирования, дидактических игр и разнообразных дидактических упражнений. Для развития познавательного интреса и деятельности занятие может начинаться с элемента сюрприза, игровых ситуаций. 
Например, урок на тему "Число и цифра 1" может содержать следующие задания:
1.  Нарисовать цифру "1" в воздухе правой (левой) рукой.
2. Выложить цифру "1" из фасоли, найти в индивидуальных наборах.
3. Достать из мешка на ощупь цифру "1".
4. Вылепить цифру "1" из пластилина.
5. Дидактическая игра "Покажи цифру": показать цифру "1", когда услышишь цифру 1.
Урок на тему "Большой - маленький, больше - меньше" может содержать следующие упражнения:
1. Дидактическая игра "Грибы большие и маленькие": разложить грибы по величине (большие грибы - в большую корзину, маленькие - в маленькую).
2. Практическая деятельность: сортировка пуговиц для рубашки по величине и др.
  В настоящее время в образовательном процессе широко используются и интерактивные технологии обучения. Обучающиеся с помощью учителя на интерактивной доске могут определять расположение больших предметов и маленьких, сопоставлять их величину, распознавать фигуры, классифицировать и сравнивать их. Процесс выполнения этих заданий способен создать условия для формирования представления о величине предметов, для коррекции внимания и восприятия.

Литература: 
1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие - СПб: Издательство "Союз", 2002.
2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков/ Д.Н.Исаев.- СПб: Издательство "Дрофа", 2014.
3. Перова М.Н. Методика препадавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида/ М.Н. Перова - М.: Издательство "ВЛАДОС", 2011.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»