Математика и Петербург
Горская Екатерина Сергеевна
учитель математики ГБОУ
школы № 502 Санкт-Петербурга
Математика обладает огромным воспитательным потенциалом: обучение математике в коррекционной школе носит предметно-практический характер и тесно связано с другими учебными дисциплинами, профессионально-трудовой подготовкой учащихся, с повседневной жизнью. Цель преподавания математики в коррекционной школе - дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. У обучающихся с умственной отсталостью нарушено логическое мышление, память, поэтому им трудно проводить аналогии, мыслить абстрактно. Они плохо понимают прочитанный текст, поэтому обучение таких детей проходит с большим количеством наглядного материала : таблицы, схемы, иллюстрации. Использование ИКТ позволяет сделать урок более наглядным, значительно повысить эффективность учебного процесса. Урок разработан для учащихся старших классов (5-9) . В зависимости от пройденного материала и уровня усвоения примеры и числовые данные могут быть изменены. Работа учителя ведется по адаптированной основной общеобразовательной программе, составленной на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1. Допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В. В. Воронковой. учитель математики ГБОУ
школы № 502 Санкт-Петербурга
Педагогические технологии, используемые на уроке: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии
Тема урока «Математика и история Петербурга».
Цели урока:
Образовательная:
Тема урока «Математика и история Петербурга».
Цели урока:
Образовательная:
- расширить представления учащихся об универсальности математики;
- закрепить знания по истории Петербурга;
- познакомить с расширением понятия координат;
Коррекционная:
- развивать личностные компоненты познавательной деятельности (память, логическое мышление, внимание, связную речь, самостоятельность);
- корректировать познавательные процессы у учащихся;
- повышать мотивацию и интерес к математике как к части человеческой культуры;
- создавать климат психологического комфорта через предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;
Воспитательная:
- повышать культуру устной и письменной математической речи;
- воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата;
- аккуратность;
- интеллектуальную честность, критичность мышления;
Оформление урока – карточки - задания, разрезные картинки, слайды, компьютер
Ход урока
1.Организационный этап.
2. Проверка подготовленности учащихся к уроку:
Посмотрите, всё ли в порядке:
Книжка, дневник и тетрадка.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинаем мы урок.
Предстоит тебе опять
Думать, решать, считать.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Математике мы дадим роль вспомогательную. Математика помогает нам понять происходящее вокруг. Всего 10 цифр предоставляют безграничные возможности для исследования мира. С помощью математики можно не только сосчитать количество книг в шкафу или стоимость покупки, но и путешествовать, изучать историю.
Наше путешествие в прошлое будет связано с Петербургом!
Ученик. Наш город! Ты каждому с детства знаком -
Ожившая сказка дворцов, площадей!
Прохладные воды блестят серебром
В роскошной гранитной оправе своей.
Задание 1
Учитель. Температура воды в Неве в ноябре была+4℃, а в июле - 25℃. На сколько градусов вода в ноябре оказалась холоднее? (прил.№1)
Вы все хорошо знаете, кто основал наш город. (Пётр I). Вы также знаете, зачем среди топей и болот нужно было его строить. (Петр хотел прорубить «окно» в Европу)
Ученик. Шипя, извиваясь, змея уползает,
А конь, наступая, встаёт на дыбы,
И всадник с рукою простёртой взирает
На город, возникший по воле судьбы.
Учитель. Город не просто возник, он стал очень важным для России. Задание 2
Вам нужно будет прочитать слово, зашифрованное в таблице, которую вы видите на экране. В ней 5 строк и 5 столбиков. В нижней строке - цифры 0,1,2,3, 4. В левом столбике снизу вверх – те же цифры 0,1,2,3,4. В остальных клетках стоят буквы: первая строка – в, о, н, п. Вторая строка – т, е, у, л. Третья строка – м, а, с, к. Четвертая строка – и, р, х, ц. Во второй табличке, состоящей из двух строк и семи столбцов, указаны пары чисел (координаты) через запятую: (3,3); (1,2); (2,1); (4,2); (1,4); (4,4); (2,3). В каждой скобке первая цифра означает номер столбца, вторая – номер строки.
Выбираем буквы, стоящие на указанных местах, и вписываем в табличку. Получили слово …(столица) (прил.№2) Ученик. Уж много лет прекрасный город
Стоит на берегах Невы.
Над шпилем легких крыльев шорох
Былого тайны охраняют львы. (прил.№3)
Учитель. Сколько же лет нашему городу? Давайте подсчитаем. Петербург основан …(1703) . Сейчас 2018 год, 2018 -1703.
Получилось число…(315). Петербургу больше, чем 310 лет, но мы возьмем круглое число. Задание 3
Вы видите на экране числа: 100, 50, 40, 70, 30, 10, 20, 80. Из них нужно взять несколько чисел и сложить, чтобы получилось число 310.. Это можно сделать несколькими способами. Кто сделает это быстрее и рациональнее?
(100+70+30+80+20+10; 100+70+80+50+10; 100+80+40+70+20; 100+50+40+80+30+10)
Ученик. Чтобы твёрдо стать при море,
Не пустить врагов в страну
Пётр построил этот город,
Выиграл шведскую войну.
Учитель. Война закончилась. Земли отвоёваны. Наши! Начинается строительство. Что же начинают строить? КРЕПОСТЬ! (прил.№4)
Какие геометрические фигуры мы видим на плане крепости?
Крепость защитит жителей, но морская держава должна иметь КОРАБЛИ. А мастеров и чертежей нет.
Ученик. Есть в стране умы и руки -
Нужен флот, нужны науки.
И отправился учиться
Царь в голландскую столицу.
Задание 4
Учитель. Изучив корабельное дело, он возвращается домой и начинает строительство верфи. Название вы узнаете, когда вы выполните следующее задание. Нужно решить примеры, которые вы видите на экране. Вписывая ответы в таблицу по порядку, получите слово АДМИРАЛТЕЙСТВО. (прил.№5)
Учитель. Пётр ввёл в России изучение наук, создал школы, университеты, насильно заставлял ленивых детей богатых родителей учиться.
И вот началось строительство флота.
Ученик. На весь мир хотел прославить
Пётр двуглавого орла,
В этом деле очень нужной
Математика была.
Учитель. Нужно не только уметь считать, надо знать геометрию, уметь чертить Знаете ли вы, какие корабли были в то время? Каким образом они передвигались? Это были парусники, они передвигались за счет силы ветра, который паруса надувал и «толкал» корабль вперед. Существовали корабли различных типов.
Задание5
Одно название вы прочитаете сами, сопоставляя фигуры с теми, на которые разделен круг.
На каждой фигуре написана буква. Получилось слово (КРЕЙСЕР). (прил.№6)
Работа закипела, стал расти русский флот.
Ученик. Чертежи, проекты, стройки -
Без расчетов - ни на шаг.
Помни! С этих пор над морем
Гордо реет русский флаг. (прил.№ 7)
Учитель. Задание 6
Строят новые суда, ремонтируют пострадавшие в боях. Вам предлагаются пазлы - из кусочков предстоит собрать парусники.
Ход урока
1.Организационный этап.
2. Проверка подготовленности учащихся к уроку:
Посмотрите, всё ли в порядке:
Книжка, дневник и тетрадка.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинаем мы урок.
Предстоит тебе опять
Думать, решать, считать.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Математике мы дадим роль вспомогательную. Математика помогает нам понять происходящее вокруг. Всего 10 цифр предоставляют безграничные возможности для исследования мира. С помощью математики можно не только сосчитать количество книг в шкафу или стоимость покупки, но и путешествовать, изучать историю.
Наше путешествие в прошлое будет связано с Петербургом!
Ученик. Наш город! Ты каждому с детства знаком -
Ожившая сказка дворцов, площадей!
Прохладные воды блестят серебром
В роскошной гранитной оправе своей.
Задание 1
Учитель. Температура воды в Неве в ноябре была+4℃, а в июле - 25℃. На сколько градусов вода в ноябре оказалась холоднее? (прил.№1)
Вы все хорошо знаете, кто основал наш город. (Пётр I). Вы также знаете, зачем среди топей и болот нужно было его строить. (Петр хотел прорубить «окно» в Европу)
Ученик. Шипя, извиваясь, змея уползает,
А конь, наступая, встаёт на дыбы,
И всадник с рукою простёртой взирает
На город, возникший по воле судьбы.
Учитель. Город не просто возник, он стал очень важным для России. Задание 2
Вам нужно будет прочитать слово, зашифрованное в таблице, которую вы видите на экране. В ней 5 строк и 5 столбиков. В нижней строке - цифры 0,1,2,3, 4. В левом столбике снизу вверх – те же цифры 0,1,2,3,4. В остальных клетках стоят буквы: первая строка – в, о, н, п. Вторая строка – т, е, у, л. Третья строка – м, а, с, к. Четвертая строка – и, р, х, ц. Во второй табличке, состоящей из двух строк и семи столбцов, указаны пары чисел (координаты) через запятую: (3,3); (1,2); (2,1); (4,2); (1,4); (4,4); (2,3). В каждой скобке первая цифра означает номер столбца, вторая – номер строки.
Выбираем буквы, стоящие на указанных местах, и вписываем в табличку. Получили слово …(столица) (прил.№2) Ученик. Уж много лет прекрасный город
Стоит на берегах Невы.
Над шпилем легких крыльев шорох
Былого тайны охраняют львы. (прил.№3)
Учитель. Сколько же лет нашему городу? Давайте подсчитаем. Петербург основан …(1703) . Сейчас 2018 год, 2018 -1703.
Получилось число…(315). Петербургу больше, чем 310 лет, но мы возьмем круглое число. Задание 3
Вы видите на экране числа: 100, 50, 40, 70, 30, 10, 20, 80. Из них нужно взять несколько чисел и сложить, чтобы получилось число 310.. Это можно сделать несколькими способами. Кто сделает это быстрее и рациональнее?
(100+70+30+80+20+10; 100+70+80+50+10; 100+80+40+70+20; 100+50+40+80+30+10)
Ученик. Чтобы твёрдо стать при море,
Не пустить врагов в страну
Пётр построил этот город,
Выиграл шведскую войну.
Учитель. Война закончилась. Земли отвоёваны. Наши! Начинается строительство. Что же начинают строить? КРЕПОСТЬ! (прил.№4)
Какие геометрические фигуры мы видим на плане крепости?
Крепость защитит жителей, но морская держава должна иметь КОРАБЛИ. А мастеров и чертежей нет.
Ученик. Есть в стране умы и руки -
Нужен флот, нужны науки.
И отправился учиться
Царь в голландскую столицу.
Задание 4
Учитель. Изучив корабельное дело, он возвращается домой и начинает строительство верфи. Название вы узнаете, когда вы выполните следующее задание. Нужно решить примеры, которые вы видите на экране. Вписывая ответы в таблицу по порядку, получите слово АДМИРАЛТЕЙСТВО. (прил.№5)
Учитель. Пётр ввёл в России изучение наук, создал школы, университеты, насильно заставлял ленивых детей богатых родителей учиться.
И вот началось строительство флота.
Ученик. На весь мир хотел прославить
Пётр двуглавого орла,
В этом деле очень нужной
Математика была.
Учитель. Нужно не только уметь считать, надо знать геометрию, уметь чертить Знаете ли вы, какие корабли были в то время? Каким образом они передвигались? Это были парусники, они передвигались за счет силы ветра, который паруса надувал и «толкал» корабль вперед. Существовали корабли различных типов.
Задание5
Одно название вы прочитаете сами, сопоставляя фигуры с теми, на которые разделен круг.
На каждой фигуре написана буква. Получилось слово (КРЕЙСЕР). (прил.№6)
Работа закипела, стал расти русский флот.
Ученик. Чертежи, проекты, стройки -
Без расчетов - ни на шаг.
Помни! С этих пор над морем
Гордо реет русский флаг. (прил.№ 7)
Учитель. Задание 6
Строят новые суда, ремонтируют пострадавшие в боях. Вам предлагаются пазлы - из кусочков предстоит собрать парусники.
Задание 7.
Построенные и отремонтированные корабли выводят в море, на рейд.
Это задание похоже на игру «Морской бой», но только нужно не сбивать корабли, а ставить их в указанные места. Я вам выдам листочки с сеткой 10х10. Сверху клетки пронумерованы (1,2,3, …10). Слева сверху вниз проставлены буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. Вы отмечаете клетки с координатами Б2, Г7, Д3, З6, А9, В7, К2, Ж3, Е3, Б3, Д7, И7.
Построенные и отремонтированные корабли выводят в море, на рейд.
Это задание похоже на игру «Морской бой», но только нужно не сбивать корабли, а ставить их в указанные места. Я вам выдам листочки с сеткой 10х10. Сверху клетки пронумерованы (1,2,3, …10). Слева сверху вниз проставлены буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. Вы отмечаете клетки с координатами Б2, Г7, Д3, З6, А9, В7, К2, Ж3, Е3, Б3, Д7, И7.
ство «однопалубных», «двухпалубных» и «трехпалубных» судов. (прил.№ 8)
Подведение итогов. Комментирование ответов учащихся, словесная оценка проделанной работы учащимися.
Подведение итогов. Комментирование ответов учащихся, словесная оценка проделанной работы учащимися.