Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Математика и Петербург

Горская Екатерина Сергеевна
учитель математики ГБОУ
школы № 502 Санкт-Петербурга
Математика обладает огромным воспитательным потенциалом: обучение математике в коррекционной школе носит предметно-практический характер и тесно связано с другими учебными дисциплинами, профессионально-трудовой подготовкой учащихся, с повседневной жизнью. Цель преподавания математики в коррекционной школе  - дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. У обучающихся с умственной отсталостью нарушено логическое мышление, память, поэтому  им трудно проводить аналогии,  мыслить абстрактно. Они плохо понимают прочитанный текст, поэтому обучение таких детей проходит с большим количеством наглядного материала : таблицы, схемы, иллюстрации. Использование ИКТ позволяет сделать урок более наглядным, значительно повысить эффективность учебного процесса.  Урок  разработан  для учащихся старших  классов (5-9) .  В зависимости от пройденного материала и уровня усвоения  примеры  и числовые данные  могут быть изменены.  Работа  учителя  ведется  по адаптированной основной общеобразовательной программе,  составленной  на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1. Допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В. В. Воронковой.   
      Педагогические технологии, используемые на уроке: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии
Тема урока «Математика и  история Петербурга».
Цели урока:
Образовательная:   
  • расширить представления учащихся об универсальности  математики;
  • закрепить знания по истории Петербурга;
  • познакомить с расширением понятия  координат;
Коррекционная:   
  • развивать личностные компоненты  познавательной деятельности (память, логическое  мышление, внимание,  связную речь, самостоятельность);
  • корректировать познавательные процессы у учащихся;
  • повышать мотивацию и интерес к математике как к части человеческой         культуры;  
  • создавать климат психологического комфорта через предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;
Воспитательная:   
  • повышать культуру устной и письменной математической речи;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата; 
  • аккуратность;
  • интеллектуальную честность, критичность мышления;
 Оформление урока  карточки - задания, разрезные картинки,  слайды, компьютер
                                              Ход урока                           
1.Организационный этап.
2. Проверка подготовленности учащихся к уроку:
                                  Посмотрите, всё ли в порядке:
                                  Книжка, дневник и тетрадка.
                                  Прозвенел сейчас звонок.
                                  Начинаем мы урок.
                                  Предстоит тебе опять
                                  Думать, решать, считать.
 Учитель.       Ребята! Сегодня у нас необычный урок.    Математике  мы дадим   роль  вспомогательную. Математика  помогает нам понять происходящее вокруг. Всего 10 цифр предоставляют безграничные возможности для исследования мира. С помощью математики можно не только сосчитать количество книг в шкафу или стоимость покупки,  но и путешествовать, изучать историю.
Наше путешествие в прошлое будет связано с Петербургом!
Ученик.                      Наш город!  Ты каждому с детства знаком -          
                                    Ожившая сказка дворцов, площадей!
                                    Прохладные воды блестят серебром 
                                    В роскошной гранитной оправе своей.  
                                                  Задание 1
Учитель.       Температура воды в Неве в ноябре     была+4℃, а в июле - 25℃.  На сколько градусов вода в ноябре оказалась холоднее?                                                        (прил.№1)                                                       
Вы все  хорошо знаете, кто основал наш город. (Пётр I). Вы также знаете, зачем среди топей и болот нужно было его строить. (Петр хотел прорубить «окно» в Европу)
Ученик.                    Шипя, извиваясь, змея уползает,
                                  А конь, наступая, встаёт на дыбы,
                                  И всадник с рукою простёртой взирает
                                  На город, возникший по воле судьбы.
Учитель.   Город не просто возник, он стал очень важным  для России.                                                                                      Задание 2
Вам нужно будет прочитать слово, за­шифрованное в  таблице, которую вы видите на экране. В ней 5 строк и 5 столбиков. В нижней строке - цифры 0,1,2,3, 4. В левом столбике снизу вверх – те же цифры 0,1,2,3,4. В остальных клетках стоят буквы: первая строка – в, о, н, п. Вторая строка – т, е, у, л. Третья строка – м, а, с, к. Четвертая строка – и, р, х, ц.   Во второй табличке, состоящей из двух строк и семи столбцов,  указаны пары чисел (координаты) через запятую: (3,3); (1,2); (2,1); (4,2); (1,4); (4,4); (2,3). В каждой скобке первая цифра означает номер столбца, вторая – номер строки.
Выбираем буквы, стоящие на указанных местах, и вписываем в табличку. Получили слово …(столица)                                                                                                                   (прил.№2)    Ученик.                     Уж много лет прекрасный город                           
                                     Стоит на берегах Невы.
                                     Над шпилем легких крыльев шорох
                                     Былого тайны охраняют львы.                                             (прил.№3)

 Учитель.       Сколько же лет нашему городу?  Давайте подсчитаем. Петербург основан …(1703) . Сейчас 2018 год, 2018 -1703.
Получилось число…(315). Петербургу больше, чем 310 лет, но мы возьмем круглое число.                                                      Задание 3
Вы видите  на экране числа: 100, 50, 40, 70, 30, 10, 20, 80. Из них  нужно взять несколько чисел и сложить, чтобы получилось число 310.. Это можно сделать несколькими способами. Кто сделает это быстрее и рациональнее?
(100+70+30+80+20+10;      100+70+80+50+10;      100+80+40+70+20; 100+50+40+80+30+10)
Ученик.                     Чтобы твёрдо стать при море,
                                   Не пустить врагов в страну
                                   Пётр построил этот город,
                                   Выиграл шведскую войну.
Учитель.    Война закончилась. Земли отвоёваны. Наши! Начи­нается строительство. Что же начинают строить?  КРЕПОСТЬ!                                                                  (прил.№4)
 Какие геометрические фигуры мы видим на плане крепости?
 Крепость защитит жителей, но морская держава долж­на иметь КОРАБЛИ.                            А мастеров и чертежей нет.
Ученик.                      Есть в стране умы и руки -
                                    Нужен флот, нужны науки.
                                    И отправился учиться
                                    Царь в голландскую столицу.
                                                        Задание 4
Учитель.         Изучив корабельное дело, он возвращается домой и на­чинает строительство верфи. Название вы узнаете, когда вы выпол­ните следующее задание. Нужно решить примеры, которые вы видите на экране. Вписывая ответы в таблицу по порядку, получите слово  АДМИРАЛТЕЙСТВО.                                                   (прил.№5)
Учитель.      Пётр ввёл в России изучение наук, создал школы, уни­верситеты, насильно заставлял ленивых детей богатых родителей учиться.
И вот началось строительство флота.
Ученик.                     На весь мир хотел прославить
                                   Пётр двуглавого орла,                                                                                
                                   В этом деле очень нужной
                                   Математика была.
Учитель.         Нужно не только уметь считать, надо знать геометрию, уметь чертить  Знаете ли вы, какие корабли были в то время?  Каким об­разом они передвигались?  Это были парусники, они передвигались за счет силы ветра, который паруса надувал и «толкал» корабль вперед. Существовали корабли различных типов.
                                                            Задание5
Одно название вы прочитаете сами, сопоставляя фигуры с теми, на которые разделен круг.
На каждой фигуре написана буква. Получилось слово (КРЕЙСЕР).                    (прил.№6)
  Работа закипела, стал расти русский флот.
Ученик.                    Чертежи, проекты, стройки -                                                     
                                  Без расчетов - ни на шаг.
                                  Помни! С этих пор над морем
                                  Гордо реет русский флаг.                                                       (прил.№ 7)
 Учитель.                                       Задание 6
Строят новые суда, ремонтируют пострадавшие в боях. Вам предлагаются пазлы - из ку­сочков предстоит собрать парусники.
                                                        Задание 7.                                   
Построенные и отремонтированные корабли выводят в море, на рейд.
Это задание похоже на игру «Морской бой», но только нужно не сбивать корабли, а ставить их в указанные места. Я вам  выдам листочки с сеткой 10х10. Сверху клетки пронумерованы (1,2,3,  …10). Слева сверху вниз проставлены буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К.  Вы отмечаете клетки с координатами Б2, Г7, Д3, З6, А9, В7, К2, Ж3, Е3, Б3, Д7, И7. 
ство «однопалубных», «двухпалубных» и «трехпалубных» судов.                      (прил.№ 8)
 Подведение итогов.     Комментирование ответов учащихся, словесная оценка проделанной работы учащимися.

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»