Использование матрицы коммуникации
в коррекционно-педагогической работе
с детьми с РАС
Сметанина Юлия Николаевна
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. У детей с РАС часто наблюдаются различные (часто тяжелые) нарушения речи. Для них характерно или полное отсутствие потребности к коммуникации, или не умение правильно наладить коммуникативное общение со сверстниками или взрослыми.
Для наиболее полной качественной оценки коммуникативных навыков детей с РАС часто используется матрица коммуникации.
Матрица коммуникации - это диагностический инструмент, позволяющий специалистам оценить актуальный уровень развития коммуникативных навыков ребенка, а также систематизировать его коммуникативные действия.
Матрица может служить в качестве оценки коммуникативных навыков для людей, пользующихся разными типами коммуникации: альтернативные формы (системы изображений, электронные устройства, системы голосового вывода, жестовый язык и трехмерные символы); предсимвольную коммуникацию (жесты, движения тела, звуки, направление взгляда и выражения лица), а также обычную коммуникацию (речь).
Каждый тип коммуникации представлен в семи уровнях развития речевого общения. Данные стадии составлены в соответствии с их появлением в процессе онтогенеза нормотипично развивающегося ребенка.
Для наиболее полной качественной оценки коммуникативных навыков детей с РАС часто используется матрица коммуникации.
Матрица коммуникации - это диагностический инструмент, позволяющий специалистам оценить актуальный уровень развития коммуникативных навыков ребенка, а также систематизировать его коммуникативные действия.
Матрица может служить в качестве оценки коммуникативных навыков для людей, пользующихся разными типами коммуникации: альтернативные формы (системы изображений, электронные устройства, системы голосового вывода, жестовый язык и трехмерные символы); предсимвольную коммуникацию (жесты, движения тела, звуки, направление взгляда и выражения лица), а также обычную коммуникацию (речь).
Каждый тип коммуникации представлен в семи уровнях развития речевого общения. Данные стадии составлены в соответствии с их появлением в процессе онтогенеза нормотипично развивающегося ребенка.
- Ненамеренное поведение (от рождения до 3 месяцев у типично развивающегося ребенка) - человек не контролирует поведение, однако оно отражает его общее состояние (например, комфортно ему или нет, голоден ли он или хочет спать). Лица, осуществляющие уход за таким человеком, получают представление о его состоянии, интерпретируя его поведение (движения тела, выражения лица и издаваемые им звуки).
- Намеренное поведение (от 3 до 8 месяцев у типично развивающегося ребенка) – человек контролирует поведение, но еще не использует его для намеренного общения. Лица, осуществляющие уход за таким человеком, получают представление о его потребностях, трактуя его поведение (голосовые сигналы, взгляды, выражение лица).
На третьем уровне начинает развиваться намеренное общение.
- Нестандартное общение (от 6 до 12 месяцев у типично развивающегося ребенка). На этом уровне для общения ребенок пользуется нестандартным (в более сознательном возрасте такое поведение ребенка не будет являться социально приемлемым) досимвольным (в коммуникативном поведении отсутствуют какие-либо символы) поведением.
- Стандартное общение (от 12 до 18 месяцев у стандартно развивающегося ребенка). Общение становится стандартным, потому что такое поведение является социально приемлемым, и ребенок продолжает его использовать в более старшем возрасте, сопровождая или дополняя речевое общение. К коммуникативному поведению можно отнести показывание пальцем, кивок или качание головой, махание рукой, перевод взгляда с человека на желаемый объект.
На пятом уровне начинает развиваться символическое общение.
- Конкретные символы (большинство типично развивающихся детей пропускают данную стадию, переходя в возрасте от 12 до 24 месяцев от конкретных к абстрактным символам). Для общения используются «конкретные» символы, физически напоминающие обозначаемый ими объект (например, образный «ууу» для обозначения самолета).
- Абстрактные символы - слова (от 12 до 24 месяцев у типично развивающихся детей). Для общения используются такие абстрактные символы, как речь, жесты, слова, набранные шрифтом Брайля или печатными словами. Символы называются абстрактными, потому что физически не напоминают обозначаемый ими объект.
- Язык (около 24 месяцев у типично развивающегося ребенка). От отдельных слов ребенок переходит к использованию фразовой речи.
Кроме семи уровней сформированности коммуникативного общения в профиле матрицы отражены 4 основных мотива к общению (расположены в нижней горизонтальной строке профиля): отказ от нежелательного стимула, получение желаемого, осуществление социального взаимодействия, поиск/получение нужной информации.
В соответствии с описываемой выше градацией предлагаются вопросы о коммуникативном уровне обследуемого ребенка. Существенным достоинством данной методики является то, что после заполнения всех граф формируется наглядный графический профиль, в котором можно увидеть то, что еще не освоено на конкретном коммуникативном уровне и пошагово определить зону ближайшего развития речи обследуемого ребенка.
Таким образом, результаты, полученные с помощью матрицы общения, могут помочь разработать как общую цель воздействия (к какому уровню общения стремиться), а также конкретные цели постепенного поэтапного коррекционно-развивающего процесса развития речи ребенка с РАС.
В соответствии с описываемой выше градацией предлагаются вопросы о коммуникативном уровне обследуемого ребенка. Существенным достоинством данной методики является то, что после заполнения всех граф формируется наглядный графический профиль, в котором можно увидеть то, что еще не освоено на конкретном коммуникативном уровне и пошагово определить зону ближайшего развития речи обследуемого ребенка.
Таким образом, результаты, полученные с помощью матрицы общения, могут помочь разработать как общую цель воздействия (к какому уровню общения стремиться), а также конкретные цели постепенного поэтапного коррекционно-развивающего процесса развития речи ребенка с РАС.