Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование матрицы коммуникации
в коррекционно-педагогической работе
с детьми с РАС

Сметанина Юлия Николаевна
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. У детей с РАС часто наблюдаются различные (часто тяжелые) нарушения речи.  Для них характерно или полное отсутствие потребности к коммуникации, или не умение правильно наладить коммуникативное общение со сверстниками или взрослыми.
Для наиболее полной качественной оценки коммуникативных навыков детей с РАС часто используется матрица коммуникации.
Матрица коммуникации - это диагностический инструмент, позволяющий специалистам оценить актуальный уровень развития коммуникативных навыков ребенка, а также систематизировать его коммуникативные действия.
Матрица может служить в качестве оценки коммуникативных навыков для людей, пользующихся разными типами коммуникации: альтернативные формы (системы изображений, электронные устройства, системы голосового вывода, жестовый язык и трехмерные символы); предсимвольную коммуникацию (жесты, движения тела, звуки, направление взгляда и выражения лица), а также обычную коммуникацию (речь).
Каждый тип коммуникации представлен в семи уровнях развития речевого общения. Данные стадии составлены в соответствии с их появлением в процессе онтогенеза нормотипично развивающегося ребенка.
  1. Ненамеренное поведение (от рождения до 3 месяцев у типично развивающегося ребенка) -   человек не контролирует поведение, однако оно отражает его общее состояние (например, комфортно ему или нет, голоден ли он или хочет спать). Лица, осуществляющие уход за таким человеком, получают представление о его состоянии, интерпретируя его поведение (движения тела, выражения лица и издаваемые им звуки).
  2. Намеренное поведение (от 3 до 8 месяцев у типично развивающегося ребенка) – человек контролирует поведение, но еще не использует его для намеренного общения. Лица, осуществляющие уход за таким человеком, получают представление о его потребностях, трактуя его поведение (голосовые сигналы, взгляды, выражение лица).
На третьем уровне начинает развиваться намеренное общение.
  1. Нестандартное общение (от 6 до 12 месяцев у типично развивающегося ребенка). На этом уровне для общения ребенок пользуется нестандартным (в более сознательном возрасте такое поведение ребенка не будет являться социально приемлемым) досимвольным (в коммуникативном поведении отсутствуют какие-либо символы) поведением.
  2. Стандартное общение (от 12 до 18 месяцев у стандартно развивающегося ребенка). Общение становится стандартным, потому что такое поведение является социально приемлемым, и ребенок продолжает его использовать в более старшем возрасте, сопровождая или дополняя речевое общение. К коммуникативному поведению можно отнести показывание пальцем, кивок или качание головой, махание рукой, перевод взгляда с человека на желаемый объект.
На пятом уровне начинает развиваться символическое общение.
  1. Конкретные символы (большинство типично развивающихся детей пропускают данную стадию, переходя в возрасте от 12 до 24 месяцев от конкретных к абстрактным символам). Для общения используются «конкретные» символы, физически напоминающие обозначаемый ими объект (например, образный «ууу» для обозначения самолета).
  2. Абстрактные символы - слова (от 12 до 24 месяцев у типично развивающихся детей). Для общения используются такие абстрактные символы, как речь, жесты, слова, набранные шрифтом Брайля или печатными словами. Символы называются абстрактными, потому что физически не напоминают обозначаемый ими объект.
  3. Язык (около 24 месяцев у типично развивающегося ребенка). От отдельных слов ребенок переходит к использованию фразовой речи.
Кроме семи уровней сформированности коммуникативного общения в профиле матрицы отражены 4 основных мотива к общению (расположены в нижней горизонтальной строке профиля): отказ от нежелательного стимула, получение желаемого, осуществление социального взаимодействия, поиск/получение нужной информации.
В соответствии с описываемой выше градацией предлагаются вопросы о коммуникативном уровне обследуемого ребенка. Существенным достоинством данной методики является то, что после заполнения всех граф формируется наглядный графический профиль, в котором можно увидеть то, что еще не освоено на конкретном коммуникативном уровне и пошагово определить зону ближайшего развития речи обследуемого ребенка.
Таким образом, результаты, полученные с помощью матрицы общения, могут помочь разработать как общую цель воздействия (к какому уровню общения стремиться), а также конкретные цели постепенного поэтапного коррекционно-развивающего процесса развития речи ребенка с РАС.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»