Игра как средство развития детей с интеллектуальной недостаточностью
Петрова Ольга Юрьевна,
воспитатель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка.
Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».
Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на умственное развитие детей, развитие личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей дошкольников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных знаний, пробуждению у детей живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детей, зависит процесс обучения.
Для поддержания познавательной активности детей, обеспечивающей достижение целей обучения, используются разнообразные методы и формы организации деятельности детей, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних принадлежит дидактическим играм.
В дидактических играх обучающиеся учатся подчинять свое поведение правилам, формируются их движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.
Большое значение в воспитании внимания имеет умение педагога сосредоточить внимание детей на самом себе, а затем перенести его на то, что он говорит, - на тему занятия.
Для овладения вниманием детей необходимо, чтобы игра, предлагаемая взрослым была эмоционально насыщенной, яркой, да и у самого педагога она должна вызывать определенные эмоции: он сам должен быть глубоко заинтересован игрой.
Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает педагог.
Подбирая дидактический материал, следует помнить о том, что детское внимание привлекают и удерживают яркие цветные игрушки. Еще большего внимания можно достичь, если игрушки будут показаны в действии, со звуковым сопровождением. Не менее важен эмоциональный настрой педагога, выразительность и интонированность его речи.
На занятиях с детьми можно использовать различные наборы игрушек: доски по типу вкладышей М. Монтессори, разрезные картинки, конструкторы, кубики, погремушки и др.
Успешность игрового взаимодействия, занятий с ребенком во многом определяется тем, насколько активно взрослый может использовать объекты и предметы окружающей среды в качестве игровых. Разнообразие предметно – практических, словесных, воображаемых игровых действий с предметами имеет решающее значение.
Классификация игр по объекту игровых действий:
Игры с предметами.
Предметы запускают функционально-привычные способы их использования, игровые действия взрослого и ребенка: игрушки (кукла, машина, мячик), спортивные атрибуты (мяч, кольца), предметы быта ( ножницы, банки, ключи), предметы одежды (шарф, платок), мелкие предметы (монеты, пуговицы) и др.
Задача специалиста – показать и передать ребенку многообразие обычных и необычных действий с различными предметами в процессе игровых взаимодействий.
Игры с карточками.
Игры с предметными карточками помогают сосредоточить зрительное внимание детей, ограничивают гиперактивное поведение, предполагают способность детей к совместной деятельности. Наглядно-действенное мышление в этих играх уже оторвано от конкретных, осязаемых свойств объектов.
Игры с материалами.
Игры с пластилином, бумагой, водой, песком можно выделить в особую предметную область, когда сенсорные, осязаемые свойства материала выходят на первый план.
Игры со словами.
В качестве объекта действий выступают слова, высказывания разговорной речи, их значение, смысл.
Действия со словами предполагают активность речевого, словесно-логического мышления ребенка.
Игры и занятия с использованием набора дидактических игрушек:
1. Что нарисовано.
Цель: развитие целенаправленного внимания, произвольного внимания.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Педагог предлагает ребенку поиграть с картинками. «Я буду показывать тебе интересные картинки по одной, а ты их называть. Только называть нужно не сразу, а после моего сигнала. Сначала внимательно посмотри, что нарисовано, и вспомни, как это называется, но ничего не говори, пока я не хлопну в ладоши». После этого педагог берет первую картинку, предлагает подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. Далее хлопает в ладоши, ребенок называет картинку.
2.Покажи картинку.
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Педагог раскладывает на столе картинки. Дети сидят на стульях у стола. Педагог уточняет название предметов и предлагает поиграть. «Я назову картинку, а вы должны найти ее глазками и указать на нее, т.е. поставить на нее пальчик. Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком, тот забирает эту картинку себе». Далее педагог называет предметы на картинках, дети находят.
3.Прятки с куклой.
Цель: развитие зрительного внимания, развитие устойчивости внимания, целенаправленного внимания.
Оборудование: кукла или другая игрушка.
Ход. Педагог держит в руках куклу и привлекает внимание детей к ней, описывает ее, говорит, как ее зовут. Далее рассказывает, что кукла очень любит прятаться и чтобы ее искали. Педагог предлагает с поиграть с куклой в прятки. Дети закрывают глаза и не открывают, пока педагог не скажет. Педагог прячет куклу в какое-нибудь видное место в комнате, чтобы ее можно было заметить. Далее предлагает детям найти куклу.
4.Что изменилось?
Цель: развитие наблюдательности, сосредоточенности, устойчивости и произвольности внимания.
Оборудование: игрушки, ширма.
Ход. Педагог располагает на столе игрушки, чтобы они изображали какую-нибудь сценку. Вместе с детьми обсуждает эту сценку, задает вопросы. Например: «Что делает мишка? Где сидит кукла?» и т.д. Затем педагог закрывает сценку ширмой и меняет расположение игрушек на столе. Просит детей внимательно посмотреть и сказать, что изменилось.
5.Лестница.
Цель: развитие устойчивости внимания, сосредоточенности.
Оборудование: 5 толстых полосок бумаги разной величины, плоское изображение человека, ширма.
Ход. Педагог выкладывает перед ребенком 5 полосок бумаги разной величины и просит расположить их по росту, чтобы получилась лестница. Затем появляется нарисованный человек, который может попрыгать по этой лестнице. Далее педагог предлагает ребенку поиграть, закрывает лестницу ширмой и убирает одну из полосок, а остальные сдвигает, чтобы не было промежутков между ними. Задача ребенка заключается в том, чтобы обнаружить то место, где, как ему кажется, не хватает полоски. На это место он должен поставить человечка. Когда ребенок обнаружит это место, педагог достает полоску, и они вместе проверяют, ровно ли получилась лестница.
6.Запрещенное движение.
Цель: развитие зрительного внимания на движения.
Ход. Педагог говорит детям, что сейчас они будут делать зарядку: он будет показывать движения, а дети повторять все упражнения зарядки, кроме одного – «запрещенного» – хлопка.
7.Воздушное письмо.
Цель: развитие зрительного внимания, внимания на движения.
Ход. Педагог сообщает ребенку, что сейчас он будет писать ему в воздухе различные фигуры. А ребенок должен угадать, что это за фигура и нарисовать в воздухе точно такую же. Далее педагог «рисует» треугольник, круг, квадрат, галочку (птичку).
8.Наблюдатель.
Цель: развитие наблюдательности.
Ход. Педагог предлагает детям поиграть и выяснить, кто из них самый наблюдательный: «Я буду описывать какой-нибудь предмет, находящийся в этой комнате, а вы должны угадать, что это такое». Далее педагог описывает какой-либо предмет, стоящий на видном месте в комнате. Дети угадывают.
9.Назови скорей!
Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности.
Ход. Педагог с детьми находятся в комнате. Педагог предлагает назвать все предметы зеленого цвета, которые дети увидят (желтого цвета, круглой формы и т.д.).
10.Покорми птичку.
Цель: развитие зрительного и слухового внимания.
Оборудование: игрушка – птичка, тарелка.
Ход. Дети сидят полукругом вокруг стола. Затем слышат писк резиновой игрушки. Все прислушиваются: «Слышите, пищит! Давайте еще послушаем. Это птичка! Вот она!» Птичка прыгает по столу, дети смотрят.
«Птичка просит есть!» – говорит педагог, достает тарелку и ставит перед игрушкой. Птичка «ест», благодарит.
11. Едем на работу.
Цель: развитие зрительного целенаправленного внимания.
Оборудование: картинки с изображением инструментов, рули.
Ход. На столе у педагога лежат «рули», в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты. Педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинки, подходящие для этой профессии.
Литература:
1. Бердыхова Я., Голецыова О., Клйндова Л. Игры в детском саду, перевод со словацкого: Касвин Г.А. и Роговский Е.Р. – М., 1966.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
3. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.Р. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
4. Романов А.А. Игровые задачи для детей. Перечень, цели, классификация: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М., 2004.
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей дошкольников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных знаний, пробуждению у детей живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детей, зависит процесс обучения.
Для поддержания познавательной активности детей, обеспечивающей достижение целей обучения, используются разнообразные методы и формы организации деятельности детей, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних принадлежит дидактическим играм.
В дидактических играх обучающиеся учатся подчинять свое поведение правилам, формируются их движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.
Большое значение в воспитании внимания имеет умение педагога сосредоточить внимание детей на самом себе, а затем перенести его на то, что он говорит, - на тему занятия.
Для овладения вниманием детей необходимо, чтобы игра, предлагаемая взрослым была эмоционально насыщенной, яркой, да и у самого педагога она должна вызывать определенные эмоции: он сам должен быть глубоко заинтересован игрой.
Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает педагог.
Подбирая дидактический материал, следует помнить о том, что детское внимание привлекают и удерживают яркие цветные игрушки. Еще большего внимания можно достичь, если игрушки будут показаны в действии, со звуковым сопровождением. Не менее важен эмоциональный настрой педагога, выразительность и интонированность его речи.
На занятиях с детьми можно использовать различные наборы игрушек: доски по типу вкладышей М. Монтессори, разрезные картинки, конструкторы, кубики, погремушки и др.
Успешность игрового взаимодействия, занятий с ребенком во многом определяется тем, насколько активно взрослый может использовать объекты и предметы окружающей среды в качестве игровых. Разнообразие предметно – практических, словесных, воображаемых игровых действий с предметами имеет решающее значение.
Классификация игр по объекту игровых действий:
Игры с предметами.
Предметы запускают функционально-привычные способы их использования, игровые действия взрослого и ребенка: игрушки (кукла, машина, мячик), спортивные атрибуты (мяч, кольца), предметы быта ( ножницы, банки, ключи), предметы одежды (шарф, платок), мелкие предметы (монеты, пуговицы) и др.
Задача специалиста – показать и передать ребенку многообразие обычных и необычных действий с различными предметами в процессе игровых взаимодействий.
Игры с карточками.
Игры с предметными карточками помогают сосредоточить зрительное внимание детей, ограничивают гиперактивное поведение, предполагают способность детей к совместной деятельности. Наглядно-действенное мышление в этих играх уже оторвано от конкретных, осязаемых свойств объектов.
Игры с материалами.
Игры с пластилином, бумагой, водой, песком можно выделить в особую предметную область, когда сенсорные, осязаемые свойства материала выходят на первый план.
Игры со словами.
В качестве объекта действий выступают слова, высказывания разговорной речи, их значение, смысл.
Действия со словами предполагают активность речевого, словесно-логического мышления ребенка.
Игры и занятия с использованием набора дидактических игрушек:
1. Что нарисовано.
Цель: развитие целенаправленного внимания, произвольного внимания.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Педагог предлагает ребенку поиграть с картинками. «Я буду показывать тебе интересные картинки по одной, а ты их называть. Только называть нужно не сразу, а после моего сигнала. Сначала внимательно посмотри, что нарисовано, и вспомни, как это называется, но ничего не говори, пока я не хлопну в ладоши». После этого педагог берет первую картинку, предлагает подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. Далее хлопает в ладоши, ребенок называет картинку.
2.Покажи картинку.
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Педагог раскладывает на столе картинки. Дети сидят на стульях у стола. Педагог уточняет название предметов и предлагает поиграть. «Я назову картинку, а вы должны найти ее глазками и указать на нее, т.е. поставить на нее пальчик. Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком, тот забирает эту картинку себе». Далее педагог называет предметы на картинках, дети находят.
3.Прятки с куклой.
Цель: развитие зрительного внимания, развитие устойчивости внимания, целенаправленного внимания.
Оборудование: кукла или другая игрушка.
Ход. Педагог держит в руках куклу и привлекает внимание детей к ней, описывает ее, говорит, как ее зовут. Далее рассказывает, что кукла очень любит прятаться и чтобы ее искали. Педагог предлагает с поиграть с куклой в прятки. Дети закрывают глаза и не открывают, пока педагог не скажет. Педагог прячет куклу в какое-нибудь видное место в комнате, чтобы ее можно было заметить. Далее предлагает детям найти куклу.
4.Что изменилось?
Цель: развитие наблюдательности, сосредоточенности, устойчивости и произвольности внимания.
Оборудование: игрушки, ширма.
Ход. Педагог располагает на столе игрушки, чтобы они изображали какую-нибудь сценку. Вместе с детьми обсуждает эту сценку, задает вопросы. Например: «Что делает мишка? Где сидит кукла?» и т.д. Затем педагог закрывает сценку ширмой и меняет расположение игрушек на столе. Просит детей внимательно посмотреть и сказать, что изменилось.
5.Лестница.
Цель: развитие устойчивости внимания, сосредоточенности.
Оборудование: 5 толстых полосок бумаги разной величины, плоское изображение человека, ширма.
Ход. Педагог выкладывает перед ребенком 5 полосок бумаги разной величины и просит расположить их по росту, чтобы получилась лестница. Затем появляется нарисованный человек, который может попрыгать по этой лестнице. Далее педагог предлагает ребенку поиграть, закрывает лестницу ширмой и убирает одну из полосок, а остальные сдвигает, чтобы не было промежутков между ними. Задача ребенка заключается в том, чтобы обнаружить то место, где, как ему кажется, не хватает полоски. На это место он должен поставить человечка. Когда ребенок обнаружит это место, педагог достает полоску, и они вместе проверяют, ровно ли получилась лестница.
6.Запрещенное движение.
Цель: развитие зрительного внимания на движения.
Ход. Педагог говорит детям, что сейчас они будут делать зарядку: он будет показывать движения, а дети повторять все упражнения зарядки, кроме одного – «запрещенного» – хлопка.
7.Воздушное письмо.
Цель: развитие зрительного внимания, внимания на движения.
Ход. Педагог сообщает ребенку, что сейчас он будет писать ему в воздухе различные фигуры. А ребенок должен угадать, что это за фигура и нарисовать в воздухе точно такую же. Далее педагог «рисует» треугольник, круг, квадрат, галочку (птичку).
8.Наблюдатель.
Цель: развитие наблюдательности.
Ход. Педагог предлагает детям поиграть и выяснить, кто из них самый наблюдательный: «Я буду описывать какой-нибудь предмет, находящийся в этой комнате, а вы должны угадать, что это такое». Далее педагог описывает какой-либо предмет, стоящий на видном месте в комнате. Дети угадывают.
9.Назови скорей!
Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности.
Ход. Педагог с детьми находятся в комнате. Педагог предлагает назвать все предметы зеленого цвета, которые дети увидят (желтого цвета, круглой формы и т.д.).
10.Покорми птичку.
Цель: развитие зрительного и слухового внимания.
Оборудование: игрушка – птичка, тарелка.
Ход. Дети сидят полукругом вокруг стола. Затем слышат писк резиновой игрушки. Все прислушиваются: «Слышите, пищит! Давайте еще послушаем. Это птичка! Вот она!» Птичка прыгает по столу, дети смотрят.
«Птичка просит есть!» – говорит педагог, достает тарелку и ставит перед игрушкой. Птичка «ест», благодарит.
11. Едем на работу.
Цель: развитие зрительного целенаправленного внимания.
Оборудование: картинки с изображением инструментов, рули.
Ход. На столе у педагога лежат «рули», в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты. Педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинки, подходящие для этой профессии.
Литература:
1. Бердыхова Я., Голецыова О., Клйндова Л. Игры в детском саду, перевод со словацкого: Касвин Г.А. и Роговский Е.Р. – М., 1966.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
3. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.Р. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
4. Романов А.А. Игровые задачи для детей. Перечень, цели, классификация: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М., 2004.
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.