Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пути развития письменной речи у школьников с ОВЗ

Дьяконова Наталья Владимировна
   Оценка реальной обстановки, сложившейся в настоящее время в системе образования младших школьников продемонстрировала, что количество детей с аномалиями речевого развития неуклонно растет. Нарушения речевого развития отрицательно влияют на успешность школьного обучения.
    Многообразие этиологии и симптоматики нарушений речевого развития, которые у детей с ОВЗ не компенсируются к школьному возрасту, не всегда позволяют выбрать оптимальный маршрут коррекции речевых нарушений. Для достижения лучшего результата необходимо всестороннее воздействие на проблему команды специалистов и учителей.
    Развитие речи у младших школьников с ОВЗ характеризуется качественным своеобразием и неоднородностью проявлений. Основным нарушением является нарушение фонематического развития.
Фонематическая система, как часть речевой системы, является сложным, многофункциональным образованием. Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения.
К школьному возрасту в норме должны быть сформированы все фонематические функции. Фонематическое развитие, проходящее в соответствии с границами онтогенетических норм, предупреждает возможное появление вторичных речевых дефектов, снижая при этом вероятность возникновения трудностей при школьном обучении. 
При отсутствии своевременной логопедической коррекции, обширные недостатки в развитии устной речи в дальнейшем приводят к нарушению речи письменной – дисграфии и дислексии.
Последствия системной речевой аномалии негативно сказываются на всех сферах интеллектуального и психического развития ребенка. . Дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, тяжело овладевают такими мыслительными функциями, как анализ, синтез и сравнение. Снижение познавательного интереса, ригидность мыслительных процессов являются особенностями развития ребенка с общим недоразвитием речи.
  У детей с ОНР нарушается устойчивость внимания, ограничиваются возможности его распределения; страдает вербальная память – продуктивность запоминания нарушена, многоступенчатые инструкции тяжелы для исполнения.
Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно - следственные, временные и пространственные отношения нарушено.
Отставание в развитии двигательной сферы проявляется в плохой координации движений (как эпизодической, так и постоянной), снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Страдают как крупные движения – бег, прыжки, стояние на одной ноге, так и мелкие, дозированные движения – рисование, лепка, и др.
    Преодоление фонематических нарушений способствует повышению общего уровня грамотности младших школьников с ОВЗ; лучшему пониманию прочитанных текстов; улучшению всех показателей учебной деятельности.
    Включение в уроки русского языка и литературы коротких блоков по развитию фонематических процессов в игровой форме положительно воспринимается учениками.
     Для обучающихся с ОВЗ актуальны следующие игры:
 - игры в стихах;
 - «Какое слово лишнее?»;
- «Светофор»;
- «Вагончики».
     Основными направлениями работы по преодолению общего недоразвития речи у младших школьников являются: коррекционная работа по постановке и автоматизации звуков; развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия; развитие лексико-грамматических представлений; формирование связной речи; обучение грамоте.
      В процессе коррекционно-логопедического обучения дети с общим недоразвитием речи обучаются правильно произносить и различать все фонемы родного языка, учатся осознанному звуковому анализу и синтезу слов разной слоговой структуры, у них формируются устойчивые фонематические представления.
       Своевременная коррекция нарушений фонематического развития у дошкольников с ОНР способствует повышению качества речевого развития. Это в дальнейшем позволит лучше воспринять процессы чтения и письма, что позволит ребенку успешно освоить школьную программу.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»