Развитие внимания у детей
с задержкой психического развития
учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 55
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
В последнее время всё больше выявляется детей с нарушением внимания. От того, как будет оно развито завивит дальнейшее развитие человека в целом. Считаю эту проблему актуальной всязи с тем, что необходимо своевременно проводить коррекционные мероприятия по развитию внимания.
Дети с задержкой психического развития характеризуются неустойчивостью и низкой концентрацией внимания; неспособностью к переключению внимания с одного вида деятельности на другой, подражанию действиям взрослого, действиям по образцу, выполнения словесной инструкции.
В отличии от детей, которые посещают массовый детский сад, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. Недостатки внимания, обусловленные функциональными и органическими нарушениями центральной нервной системы приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового и учебного характера. Оно часто непроизвольное, т.е. возникает непреднамеренно, само собой, и редко появляется под влиянием какой-либо задачи или цели.
Дети не могут долго концентрироваться на одном объекте. Для этого необходимы волевые усилия, развитие которых происходят под воздействием ежедневного общения детей со взрослыми, во время игр или обучения. Они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость. Посторонние раздражители (н., стук в дверь, приход человека) вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности, теряют последовательность выполнения действий, мысль беседы с ними, увеличение числа ошибок; часто отводят глаза – при этом контакт с ребёнком становится бессмысленным. Даже небольшое переключение педагога на другого ребёнка может способствовать потере внимания первого.
Важно создавать обстановку, в которой ребёнку будет проще сосредоточиться во время занятий:
- постоянное место для занятий настраивает ребёнка на работу, способствует усидчивости;
- необходимо убрать с поля зрения все игрушки и предметы, не нужные на данном этапе; стараться не давать для обычных игр то, что предназначено для занятий (иначе интерес к ним будет потерян);
- ежедневное установление зрительного контакта с ребёнком: сосредотачивать взгляд на себе и на предлагаемом задании;
- использование спокойной интонации, эмоциональности в голосе, подбадривания, похвалы (даже если что-то не получается);
- тактильное прикосновение к ребёнку: поглаживание ручек, спинки;
- рассуждение вслух – это позволит ребёнку удерживать внимание на предмете, отдельных деталях;
- взрослый должен быть терпелив, внимателен во время занятий;
- должен быть систематический характер занятий;
- сообщить заранее об окончании игры, занятия, чтобы ребёнок мог переключиться с одного вида деятельности на другой;
- подбирать наглядный и раздаточный, игровой материал заранее;
- материал яркий, доступный по возрасту и особенностям ребёнка; с одним заданием на странице (если это печатный вариант).
Часто дети (это свойственно детям не только с задержкой) приводят картинки в неэстетический вид: мнут, рвут, берут в рот.
Приобретать пособия очень накладно. Материал не обязательно покупать. В интернете много картинок: распечатали, размножили, заламинировали (обклеили скотчем), разрезали – вот и материал для развития внимания и не только.
Большое влияние на развитие ребёнка оказывают родители и домашняя обстановка, в которой он растёт. Надо больше общаться с ребёнком, постоянно обогащать его знания, учить наблюдать и подмечать что-то новое и интересное на прогулке, дома, в поездке. Развивать внимание можно везде и в любых ситуациях. Не обязательно садиться, открывать книги, что-то выдумывать. Можно просто играть, например, «Найти мячики» (заранее спрятанные в комнате); «Найди такую же игрушку»; «Найди сходства и различия» (элементы различия в простых одинаковых игрушках).
Необходимо своевременно обращать внимание на трудности, возникающие у детей с ЗПР, проводить коррекционные мероприятия.
У детей с задержкой психического развития все высшие психические функции формируются с запазданием, и дети, не получаемые специализируемого коррекционного воздействия, к концу дошкольного возраста не готовы посещать общеобразовательные школы так как они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключаемость его при смене деятельности.
Своевременная психолого-педагогическая помощь детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Вы увидите, что с каждой неделей (иногда и месяцем) ребёнок раскрывается как цветочек: ему становится интересным то, от чего отводил глаза, вскакивал и убегал.
Приложите немного усилий, и результат не заставит вас долго ждать.