Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рекомендации для педагогов и психологов по повышению
уровня личностного компонента реабилитационного
потенциала подростков с ЗПР

Татарникова Эльвира Дмитриевна
Основная цель коррекции эмоциональных нарушений подростков с задержанным психическим развитием – оптимизация их интеллектуальной деятельности с помощью воздействия на их психические процессы, познавательную деятельность, а также формирование позитивной мотивации.
Подросткам в ЗПР в большинстве своем необходима коррекция недостатков эмоциональной сферы, а также рекомендации по ее дальнейшему развитию.
Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «…эмоции не развиваются сами по себе, …основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема».
Одним из важнейших компонентов в работе психолога и педагога является необходимость обучить подростка управлению собственными эмоциями.  Способность понимать эмоциональные переживания, как других людей, так и собственное состояние позволяет подростку обрести контроль над собственным поведением, что в итоге приведет его к благополучному взаимодействию в социуме. 
При работе с подростками с задержанным психическим развитием важно учитывать также особенности данной формы дизонтогенеза, проявления эмоциональной незрелости подростков. Во время работы с данными особенностями, также стоит учесть и развитие социального интеллекта и социализации в целом.
При взаимодействии и обучении данной категории детей, не следует забывать что работа с ними должна строиться на основе психологического климата в классе, группе, семье. Следует учитывать, в каких отношениях подросток с ЗПР находится  с одноклассниками, сверстниками с нормой развития, а также родными. Если в  группе/классе имеет место быть конфликт, то необходимо принять меры, то есть выявить причину, и устранить ее, сделав все что потребуется, для того чтобы подросток с задержанным психическим развитием не подвергался дополнительному стрессу.
Зачастую проблемы могут возникнуть вне обучения, относясь напрямую к личности подростка или внутрисемейному взаимодействию. В данном случае требуется особая продуманность и осторожность при взаимодействии с подростком, так как в таких ситуациях может возникнуть агрессивная реакция и негативизм. В случае, если данная проблема не имеет возможность для решения, то необходимо, помочь подростку изменить отношение к ней.
Потребность ребенка подросткового возраста с ЗПР в общении со сверстниками носит позитивное влияние на развитие эмоциональной сферы, но также может оказывать и негативное. Данная потребность с возрастом усиливается, а общение с родителями уже не является заменой взаимодействия со сверстниками. Объяснить это можно тем, что для подростков в этом возрасте именно общение со сверстниками является важнейшим компонентом для доступа к информации об окружающем мире. Именно благодаря общению со сверстниками подростки получаю такие необходимые для них знания и умения, которые не могут, или зачастую не хотят, по мнению подростков взрослые.
Стоит отметить, что именно взаимодействие со сверстниками для подростков строятся на равных. В таком общении статус себе нужно заслужить или заработать, что подразумевает под собой элемент соревнования, невозможный при общении со взрослыми
Во внеучебную деятельность детей подросткового возраста, педагог может включить занятия с элементами тренинга, игры, упражнения, беседы, что будет способствовать изучению сторон собственной личности детьми подросткового возраста, поможет преодолеть или предотвратить различные конфликты, стрессовые ситуации. Для благоприятного развития эмоциональной сферы детей подросткового возраста, возможно привлечение к взаимодействию психолога образовательной организации для проведения социально-психологических тренингов, включающий метод групповой дискуссии. Данный тренинг направлен на приобретение социально полезных знаний, грамотности в общении, на становление адекватной самооценки, на понимание себя и других.
 В качестве мер по оптимизации эмоциональной сферы детей подросткового возраста с ЗПР наиболее эффективными мероприятиями по развитию эмоциональной сферы детей любого возраста, а также детей подросткового возраста с ЗПР, являются мероприятия, проводящиеся в виде – игр. Процесс игры оказывает особое влияние на чувства детей и взрослых, так как процесс игры сопровождается острым эмоциональным накалом, завораживает человека, вызывает волнение, азарт и восторг.
С учетом проявления эмоционального поведения ребенка подросткового возраста с ЗПР, следует применять различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игра с правилами, и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности подростка с ЗПР или отрицательные эмоции успешно им преодолевались. Большое коррекционное значение имеет, роль в игре, она может использоваться для изменения негативных качеств ребенка.
Эффективны систематические, индивидуальные и групповые занятия, тренинги с психологом, направленные на позитивное самовосприятие. Подводя итог всему вышеперечисленному, необходимо отметить, что только в тесном единстве родителей и педагога, и при соблюдении психолого-педагогических рекомендаций можно перестроить эмоциональную сферу ребенка подросткового возраста с ЗПР.
В коррекционной работе с подростками с ЗПР направленной на развитие эмоциональной сферы, а значит повышение уровня реабилитационного потенциала, следует:
  1. проводить коррекционно-развивающие занятия, которые направлены на формирование их знаний и умений в эмоциональной и социальной сфере;
  2.  подчеркивать их социальные роли, статусы, поддерживая их общественную активность, кроме того важно оказывать посильную «эмоциональную» помощь подросткам в понимании эмоциональных переживаний как своих, так и эмоциональных состояний других людей; 
  3. исходя из того, что большую роль в мотивации и активности подростков  с ЗПР играет эмпатия, то есть, чувствуя свою причастность к другим людям, понимая и сопереживая их эмоции, подростки становятся более замотивированы в своей деятельности. Здесь важно приведение интересных и достойных примеров для них,  привлечение  таких подростков к групповой и парной  деятельности среди их сверстников;
  4. исходя из того, эмоциональный интеллект подростков в целом связан с уровнем реабилитационного потенциала, в работе с такими подростками  необходима коррекционная работа, направленная на повышение мотивации, формирование понимания своих эмоциональных состояний, адекватной самооценки, принятия эмоций и других людей развитие сопереживания – путем постоянного подбадривания подростков, подчеркивания их реальных положительных личностных качеств, умений.
  5. для подростков характерна склонность к пассивному типу поведения в межличностном общении, в частности, в трудных ситуациях общения. Это способствует снижению мотивации к выполнению какой-либо деятельности, что негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, в целом. Поэтому данные подростки нуждаются в психологической помощи, направленной на развитие навыков общения, саморегуляции, развитие навыков правильного поведения в трудных ситуациях и др.
Так как относительно благополучными составляющими психологического реабилитационного потенциала у подростков с задержанным психическим развитием являются эмоциональный и социальный аспект, важно чтобы коррекционный процесс опирался на эти положительные стороны реабилитационного потенциала.
Также при работе с подростком педагоги могут применять различные техники арт-терапии, способствующие пониманию собственных эмоций, снятию внутреннего напряжения и т.д. Кроме того возможно применение каких-либо психологических тестов, бесед с подростком, которые могли бы способствовать развитию его понимания собственной личности эмоциональной сферы и повышению уровня реабилитационного потенциала.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»