Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Зима. Зимние забавы
Панжина Елена Николаевна,
учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 55
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 55
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальность: считаю данный материал актуальным в связи с тем, что он способствует расширению и закреплению знаний о зиме и зимних забавах, обогащению словаря, развитию высших психических функции у детей с задержкой психического развития.
Цель: Расширить и закрепить представления детей о зиме, её приметах; об играх зимой; учить слышать и применять знания в речевой и игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять знания детей о зиме и о признаках;
2. Закреплять знания детей об играх зимой;
3.Развивать пространственные ориентировки на плоскости («справа» -«слева», «вверх»-«вниз»);
4. Закреплять представления о величине.
Коррекционные:
1. Обогащать и развивать словарь по теме, развивать связную речь детей;
2. Образование родственных слов, относительных прилагательных;
2. Развивать произвольное внимание, память, мышление через игры;
3. Развивать логическое мышление (исключение «лишнего» предмета из ряда, видеть последовательность в разложении картинок, недостающую картинку);
4. Развивать произвольное внимание, зрительное восприятие (составление целого из частей);
5. Развивать речевое дыхание;
6. Развивать подвижность, гибкость кистей и пальчиков рук;
7. Развивать общую моторику.
Воспитательные: воспитывать любовь к зимней природе; желание совместно выполнять задания и получать результат.
Предварительная работа: проведение занятий по темам «Зима. Признаки зимы», «Зимние забавы», дидактические игры, чтение книг о зиме.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки с изображением атрибутов для зимних забав к играм «Четвёртый лишний», «Три из девяти», «Закончи цепочку», круги белого цвета для составления снеговика.
Раздаточный материал: счётные палочки, тетради и простые карандаши для рисования по клеточкам второй половины снеговика, снежинки для развития дыхания.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Буратино. Буратино живёт в стране, где не бывает холодной зимы, белого пушистого снега. Давайте расскажем ему о зиме.
- Но, Буратино, мы не только будем рассказывать, но и играть. Сядь, внимательно слушай, смотри и запоминай.
2. Основная часть
- Дети, после какого времени года наступает зима? (Зима начинается после осени.)
-Вам нравится природа зимой? Почему?
- Зимой вся земля покрыта снегом. Давайте поиграем со словом «снег». Доскажите словечко.
«Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …снег.
С неба всё скользят пушинки – серебристые …снежинки.
На деревья, на лужок, тихо падает…снежок.
Вот веселье у ребят, всё сильнее…снегопад.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки.
Словно в белый пуховик нарядился…снеговик.
Рядом снежная фигурка – это девочка…снегурка.
На снегу – то посмотри – с красной грудкой…снегири.
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …снег.
- Какие родственные слова мы услышали со словом снег? (снежинки, снежок, снегопад…)
- Что бывает снежным? (снежный ком, снеговик, снежная баба, снежная горка, снежная вьюга…)
- Чего не бывает зимой? (тёплого солнца, радуги, травы, листьев на деревьях…)
Дыхательная гимнастика
- Дети вы умеете правильно дуть? Давайте подуем на снежинку. Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаем, выдыхаем через рот, медленно и долго. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).- А теперь возьмите снежинку на ладошку. Сначала будем дуть слабо, а потом сильно.
На эту снежинку подуем немножко,
Подули тихонько - снежинка лежит,
Подули сильнее - снежинка летит.
- Снег – это множество снежинок. Мы можем снежинку рассмотреть на перчатке, на рукавичке. И мы с вами сейчас слепим снежок.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, Загибают по 1 пальцу на левой руке правой рукойМы с тобой снежок слепили Ладошки округляют и «лепят» снежки.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
И совсем, совсем несладкий. Погрозят пальцем.
Раз – подбросим, «Подбрасывают»
Два – поймаем, «ловят»
Три – уроним, Бросают
И – сломаем. Стучат по столу
- Из чего мы снежок лепили? (из снега). Снег какой? (белый, холодный). Давайте погреем ручки и выложим из палочек свои снежинки. (Дети трут руки друг о друга и выкладывают снежинки из палочек по образцу.)
«Снежинка»(из палочек)
- А теперь возьмите каждый по белому кругу. Посмотрите на них и скажите, чем они отличаются. Что мы можем из них сделать? (снеговика).«Снеговик» (на ковролине)
- Какой мы наклеим сначала ком? (самый большой), потом… (поменьше), …(ещё меньше), и два маленьких вместо рук. (дети подходят по одному и наклеивают от самого большого комка до самого маленького.
- Что ещё, кроме снеговика, можно делать зимой? (Зимой можно кататься на коньках, лыжах, санках, ледянках, ватрушках.
- А можно кататься на роликах, велосипеде, самокате?
- Почему? (Зимой трудно ехать по снегу.)
- Посмотрите внимательно на доску и ответьте:
«Что здесь лишнее?»
(картинки: санки, лыжи, коньки, велосипед)
- Почему велосипед лишний? (Велосипед лишний, потому что на велосипеде мы катаемся, когда нет снега, а на остальных предметах зимой.)- Теперь послушайте внимательно, что тут лишнее?
Снег, мороз, лёд, радуга.
Лыжи, санки, коньки, самокат
- Давайте покажем, Буратино, как мы катаемся на лыжах, коньках, играем в снежки.
Речь с движением
Снег пушистый лёг на ветки (изображают руками ветви деревьев)И гулять бегут все детки (показывают как бегут)
Лепят бабу под окном (лепят воображаемый комок)
Дружно катят снежный ком (движения руками)
Лыжи (руки согнуты в локтях, ноги скользят по полу)
И коньки (руки за спиной, ноги скользят то вправо, то влево)
Мчаться на перегонки.
Игра «Закончи цепочку»
- Лыжи, коньки, санки и опять лыжи… Что будет следующее в этой цепочке? Возьмите по одной картинке. Посмотрите внимательно и подойдите тот, у кого следующая картинка после лыж. (дети по одному подходят и наклеивают картинку)
Игра « Три из девяти»
Перед вами ещё одна игра. Клеточки не все заполнены картинками. В верхнем раду все картинки и они разные (лыжи, санки и коньки). Какой картинки не хватает во втором ряду? В третьем? (дети подходят и наклеивают недостающие картинки).Теперь в каждом ряду, в каждой клеточке, есть картинки и они расположены по разному.
«Дорисуй»
Поиграли, и теперь в тетрадочках дорисуйте по клеточкам вторую половину снеговика. Будьте внимательны, помните - где право, лево и постарайтесь, чтобы снеговик был похож на настоящего.3. Итог занятия
- Буратино, тебе понравилось - как дети отвечали, играли? Ты внимательно смотрел и слушал? Много узнал? Наше занятие заканчивается, и ты можешь сходить на прогулку с детьми и полюбоваться прекрасным временем года - хоть и холодным, но очень красивым и весёлым.