Конспект открытого занятия по коррекционно-развивающей программе
«Я познаю мир» социально-педагогической направленности
«Я познаю мир» социально-педагогической направленности
Время года-осень
Методическое объединение специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с ТМНР
Давыдова Валентина Николаевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного
учреждения социального обслуживания «Дом–интернат для
детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями
умственного развития №1» Комитета по социальной политике
Ход занятия
воспитатель первой квалификационной категории
Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного
учреждения социального обслуживания «Дом–интернат для
детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями
умственного развития №1» Комитета по социальной политике
Название упражнения, Частные задачи |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
|
||
1.Работа с коммуникативной доской Ритуал «Приветствия!» Работа с фотографиями Работа с жестами |
Воспитатель обращает внимание детей на время года (осень); день недели….; режимные моменты - сейчас мы будем заниматься! -Девочки, проходите в группу. -Посмотрите, к нам на занятие пришли -гости! Поздороваемся с ними. -Садитесь. - Воспитатель подходит к каждому из детей, устанавливает зрительный и тактильный контакт: -Кто здесь? -Кто с нами? -Кто пришёл? Воспитатель предлагает детям обменяться прикосновением ладошек Привет Оля (Даша, Дина, Алина)! Воспитатель обращает внимание на себя: -Кто здесь? -Кто с нами? -Кто пришёл? -Это Валя! -Валя, говорит Вам, привет! -Посмотрите, на столе лежат ваши фотографии. -Найдите свою фотографию! -Оля, посмотри! Найди свою фотографию. Молодец! -Даша, посмотри! Найди свою фотографию. Молодец! -Дина, посмотри! Найди свою фотографию. Молодец! -Алина, посмотри! Найди свою фотографию. Молодец! -Девочки, садитесь за столы. Сейчас мы будем заниматься. Воспитатель показывает жест, обозначающий действие - «заниматься» |
Дети внимательно смотрят на доску, слушают педагога Дети проходят в группу. Здороваются кивком головы. Дети садятся на стульчики. Дети эмоционально реагируют на приветствие педагога. Дети касаются своей рукой руки педагога. Дети слушают. Дети смотрят Дети находят свою фотографию, берут в руки, отдают педагогу. Дети садятся Выполнение действий по подражанию, с отдельными детьми действие выполняется в совместной деятельности. |
|
||
Сюрпризный момент Упражнение «Посмотри внимательно» Задача: развитие слухового и зрительного восприятия Сообщение темы |
-Звучит песня про осень, в группу входит педагог, одетый в осенний наряд. Осень: -Здравствуйте, девочки! Воспитатель: -Девочки посмотрите, осень в гости к нам пришла! Давайте все вместе подойдём к окну и посмотрим на улицу! -стало холодно (педагог предлагает детям потрогать бутылку с замороженной водой) -идёт дождик (педагог распыляет воду из пульверизатора) -дует ветер (педагог направляет на детей фен) -опадают листья (педагог подбрасывает вверх листья) Наступила ОСЕНЬ Осень: -Наверное меня вы ждали, я очень рада встрече с вами! Я принесла вам подарки! Воспитатель берёт корзину, в корзине листья: жёлтые и красные. -Посмотрите, какие красивые листья Цвет осени: красный, жёлтый (воспитатель показывает детям листья красного и жёлтого цвета) - И сегодня мы поговорим о времени года-осень! |
Дети смотрят Дети здороваются с ОСЕНЬЮ Дети слушают Дети подходят к окну Дети дотрагиваются до бутылки Дети подставляют ладошки Дети подставляют ладошки Дети смотрят Дети слушают Дети смотрят Дети рассматривают листья Дети слушают |
|
||
Упражнение «Собери листочки» Задача: выполнение сенсорно-двигательных действий с предметами Показ действий педагогом |
По группе проходит ОСЕНЬ (педагог) с корзиной листьев, раскидывает их Педагог обращает внимание детей на листья -Девочки, соберем листья в вазы! Красные листья будем собирать в красную вазу, а жёлтые листья в жёлтую вазу Посмотрите, я поднимаю красный лист-ставлю его в красную вазу Поднимаю жёлтый лист-ставлю его в жёлтую вазу А теперь, вы! (музыкальное сопровождение: песня «Осенние листочки») Молодцы, девочки! Какие красивые получились букеты! Красный! Жёлтый! |
Дети смотрят Дети смотрят Дети по очереди поднимают листья и ставят их в соответствующую вазу Дети смотрят |
II Основная часть
|
||
Работа с наглядным материалом Рассматривание Объяснение Д/И «Найти такую же картинку» Задача: развитие зрительного восприятия, пополнение пассивного словарного запаса по теме «Осень» |
- Девочки, садитесь за столы Посмотрите, у меня картинки-признаки осени. Воспитатель показывает детям картинки: «Листопад», «Дождик», Воспитатель предлагает детям найти у себя картинки с признаками осени, сопровождая просьбу показом соответствующей картинкой -Оля, найди картинку «Дождик». Покажи. -Оля, найди картинку «Листопад». Покажи. -Оля, молодец! -Дина, найди картинку «Дождик». Покажи. -Дина, найди картинку «Листопад». Покажи -Дина, молодец! -Алина, найди картинку «Листопад». Покажи. - Алина, найди картинку «Дождик». Покажи. -Алина, молодец! -Даша, найди картинку «Дождик». Покажи. Скажи «Дождик». -Даша, найди картинку «Листопад». Покажи. Скажи «Листопад». -Даша, молодец! Воспитатель прикрепляет к доске картинку «Время года-осень», рядом располагает картинки с признаками времени года |
Дети садятся Дети смотрят Дети слушают и смотрят Дети находят картинки Дети показывают картинки С отдельными детьми упражнение выполняется в совместной деятельности с педагогом Дети смотрят |
|
||
Дидактическая игра «Сложи картинку» Задача: развитие внимания, зрительно моторной координации. Показ действий педагогом Упражнение «Дождик» Задача: развитие зрительно моторной координации. Показ действий педагогом |
Педагог показывает детям листья разного цвета: красного и жёлтого Девочки, у нас есть картинки половинки Подул ветер и половинки перемешались Давайте, сложим картинки Посмотрите, как я нахожу и складываю картинку. А теперь вы! -Молодцы, девочки! Посмотрите, у меня есть тучка Прикрепим к тучке дождинки-прищепки Посмотрите, как я прикрепляю дождинку-прищепку А теперь вы! -Молодцы, девочки! |
Дети смотрят Дети складывают разрезные картинки «Осенние листья» (с отдельными детьми упражнение выполняется в совместной деятельности) Дети прикрепляют к тучке прищепки (с отдельными детьми упражнение выполняется в совместной деятельности) |
|
||
Динамическая пауза Коррекционное упражнение на развитие двигательной активности |
Мы позанимались, давайте немного отдохнём: встанем, поиграем. Подойдите ко мне. Воспитатель проговаривает стих, сопровождая слова действиями: Вдруг закрыли небо тучи, начал капать дождь колючий. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги Ветер-ветер набежал, И листочки он сорвал. Красные и жёлтые Весело кружатся, И на землю, под ноги, Медленно ложатся! |
Дети повторяют движения по подражанию и словесной инструкции. Поднимают руки вверх Руки ладонями вниз Ходьба на месте Идут по кругу быстрым шагом Руки ладонями вниз Кружатся на месте Приседают |
Заключительная часть
|
||
Работа с коммуникатором Д/И «Покажи правильно» Задача: развитие слухового и зрительного восприятия, пополнение пассивного и словарного запаса. |
- У нас есть коммуникатор. Он наш помощник. Мы сегодня говорили про время года-ОСЕНЬ. Осенью идёт дождь (воспитатель показывает картинку «дождь» и распыляет воду из пульверизатора) -Оля, покажи картинку дождь -Молодец! -Дина, покажи картинку дождь -Молодец! -Алина, покажи картинку дождь -Молодец! -Даша, покажи картинку дождь. Скажи «дождь» -Молодец! Осенью бывает листопад( воспитатель показывает картинку «листопад» и подбрасывает вверх листья) -Оля, покажи картинку листопад -Молодец! -Дина, покажи картинку листопад -Молодец! -Алина, покажи картинку листопад -Молодец! -Даша, покажи картинку листопад. Скажи «листопад» -Молодец! Молодцы, девочки! |
Дети слушают Дети смотрят Дети по очереди выполняют задания на коммуникаторе (с отдельными детьми упражнение выполняется в совместной деятельности) |
|
||
Подведение итогов Работа с коммуникатором Оценка деятельности детей. Работа с жестами Ритуал «Прощание!» |
Итак, девочки, сегодня мы с вами хорошо позанимались. - Осень говорит вам спасибо! Посмотрим, кто у нас сегодня занимался? - Оля, покажи свою фотографию. - Молодец! - Даша, покажи свою фотографию. - Молодец! - Дина, покажи свою фотографию. - Молодец! - Дина, покажи свою фотографию. - Молодец! -Алина, покажи свою фотографию. - Молодец! Девочки, мы сегодня с вами занимались! (педагог обращает внимание детей на пиктограмму) Вы хорошо справились с заданием. Молодцы! Воспитатель жестом показывает: заниматься - всё! - Оля, пока – пока - пока! - Дина, пока – пока - пока! - Даша, пока – пока - пока! - Алина, пока – пока – пока! Скажем гостям до свидания! |
Дети слушают Дети находят свою фотографию Дети говорят до свидания и уходят. |