Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование и развитие фонационного выдоха, работа над дыханием

Иванова Людмила Федоровна
Для формирования правильного певческого голосообразования необходимо развивать фонационный выдох, но прежде нужно научить ребёнка ощущать органы дыхания, главным образом, диафрагмы и передней стенки живота. Развитие грудно-брюшного дыхания является залогом правильного обучения детей пению.
  Параллельно с традиционной методикой развития грудно-брюшного типа дыхания я использую упражнения для развития фонационного выдоха по методике В.В.Емельянова.
  Результатом работы по развитию певческого голоса в разделе «Дыхание» должны быть следующие показатели:
  1. Короткий бесшумный вдох ртом или одновременно носом и ртом
  2. Независимость положения грудной клетки от движений мышц живота
Поднятая и расширенная неподвижная грудная клетка при подвижной стенки живота
  1. Сохранение поднятого и расширенного положения грудной клетки при изменении высоты и силы тона
  2. Реакция низа брюшной стенки на пульсацию вибрато
  Фиозиологическое дыхание детей  с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объём лёгких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
  Если речевое дыхание в онтогенезе спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается потоглогически.
    В процессе речевого высказывания  у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.
  Помимо возможности появле7ия судорожной активности мышц дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объём выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания-как на вдохе, так и на выдохе.
  Таким образом ,  детям с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объём лёгких, а  в среднем и старшем возрасте формировать грудобрюшной  тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
Работа по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у                             детей с нарушениями речи
  Перед началом работы необходимо обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультировать у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки. Дети с острыми респираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами не включаются в работу над дыханием. Обучение проводится как с помощью известных методических приёмов, так и с использованием разработанной   методики , которая включает отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
На первом этапе проводятся упражнения на развитие ощущений органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
  Этот этап включает в себя четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 3 -5 минут. Первый этап длится столько времени, сколько необходимо   для развития грудобрюшного типа дыхания. Примерная продолжительность этапа – четыре недели. В течение этого времени ребёнок последовательно выполняет упражнения вначале лёжа ,затем сидя и стоя.
  На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.
Упражнение 1-Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы кладу лёгкую игрушку. Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребёнком зрительно. Внимание ребёнка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом.
Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой учителем: в течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. 
                                                Качаю рыбку на волне,
                                          То вверх(вдох),
                                          То вниз(выдох)
                                          Плывёт ко мне.
в течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например :» Качели-вверх, качели-вниз, крепче куколка держись»
Упражнение2-Ребёнок находящийся в  положении лёжа, кладёт ладонь на область диафрагмы.
  Работа диафрагмы воспринимается ребёнком не только зрительно , но и тактильно(ощущается ладонью).
Упражнение 3 – Ребёнок находящийся в положении сидя, кладёт ладонь на область диафрагмы. Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.
Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
                              Сели бегемотики,
                              Потрогали животики.
                              То животик поднимается(вдох)
                              То животик опускается(выдох)
Упражнение 4- Упражнение выполняется перед большим зеркалом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя.
 Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения тела, переходят к более привычному верхнерёберному типу дыхания, их рука , положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае, учитель кладёт ладонь ребёнка себе на область диафрагмы и предлагает ему почувствовать рукой , а также посмотреть как движется брюшная стенка в процессе дыхания.
 При выполнении упражнений учитель следит  за тем , чтобы вдох ребёнка не был форсированным  и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, потому что у детей с нарушением речи при значительном увеличении объёма выдыхаемого воздуха легко возникает гипервентиляция  (наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение и как следствие -отказ от занятий).
  Важно помнить, что внимание ребёнка, на этом этапе сосредоточено не длительности выдоха и вдоха , а на работе диафрагмы, т.е на ощущениях сокращений этой мышцы.
  Сформированность  грудобрюшного типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребёнка определяется  учителем визуально и тактильно( с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребёнка).
  Задачи решаемые в процессе работы решаются посредством речевых игр. Активное использование арсенала психотерапевтических приёмов позволяет существенно повысить мотивацию исправления речи у заикающихся, снизить речевую тревогу и сенситивность к речевому и музыкальному контакту, повысить уверенность в себе ребёнка.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»