Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О роли учителя и актуальных педагогических технологиях в его деятельности

Бушина Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа  № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
 
Считаю, что учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество, профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Напомним, что, по определению ЮНЕСКО, под образовательной технологией подразумевается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например, технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии дифференцированного обучения. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов. Почему? Потому что, если соотнести этапы современного урока и перечень названных педагогических технологий, то можно увидеть, что на каждом этапе предполагается целостное или частичное использование одной из них. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектировать, он должен в достаточной мере владеть современными педагогическими технологиями, так как без нужного багажа знаний и умений правильно организовать свою деятельность и деятельность ученика на пути к достижению поставленных целей невозможно.
Рассматривая пошаговую подготовку учителя к современному уроку, мы уже частично ознакомились с элементами технологии проблемного диалога. Целесообразным представляется также рассмотрение технологии продуктивного чтения и технологии оценивания учебных успехов.
Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учителю необходимо знать шесть основных правил технологии продуктивного чтения.
 Правило 1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст можно взять целиком, абзац, формулировку правила, таблицу, схему и т.п.).
 Правило 2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
 • фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);
 • подтекстовую (то, о чём сказано «между строк»);
 • концептуальную (основная идея, главная мысль текста).
 Правило 3. Определите роль данного текста на уроке:
 • на каком этапе урока используется данный текст (на этапе введения нового знания или на этапе развития умений);
 • какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке – например, выполнение продуктивного задания на уроке (составить список особенностей, причин, доказать что – либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.п.).
 Правило 4. Сформулируйте задания для работы с текстом с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям/ автору) – о чем будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т. п.. Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, однотипные вопросы использовать не рекомендуется. Этот этап работы должен быть коротким, плавно переходящим в самостоятельное чтение.
 Правило 5. Выделите в тексте места остановок во время чтения текста вслух. Остановки нужны:
 • для коротких комментариев с целью облегчения понимания каких – то слов, оборотов;
 • для кратких реплик, которые позволят включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);
 • для вопросов, облегчающих ученикам ведение диалога с автором. Диалог с автором можно выстроить по схеме: «вопрос к автору → прогнозирование своего ответа → проверка своих предположений».
 Все вопросы, комментарии к тексту должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – обеспечить его глубокое понимание.
Правило 6. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения – вопрос на осмысление концептуальной (основная идея, главная мысль) информации или организуйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.
Применение данной технологии, позволит учителю создать условия для формирования не только познавательных УУД, но и коммуникативных, т. к. подразумевается речевое взаимодействие участников процесса.
Рассматривая деятельность учителя в условиях введения ФГОС, следует также помнить о третьей составляющей «Результатов образовательной деятельности», регулятивных универсальных учебных действиях. Если в процесс обучения будет внедрена специальная система, например, технология оценивания учебных успехов, то это будет способствовать формированию у школьников регулятивных универсальных учебных действий, повышению качества предметных знаний, воспитанию ответственности, целеустремлённости, самоорганизации.
Рассмотрим алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии в образовательный процесс.
 1. Обсудите с учениками цели оценивания в школе.
 Во – первых, постарайтесь объяснить ученикам, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, и не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.
 Во – вторых, расскажите, зачем нужны изменения. А они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи. А для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.
2. Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии).
 1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение тестовых заданий).
 2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.
 3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.
 3. Обучите своих учеников алгоритму самооценивания.
 1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
 5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
 6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?
 4. Регулярно используйте самооценку на всех уроках.
 
На уроке ученик  сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает  выполненное задание.    Учитель имеет  право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или  занизил её.
 
За письменные задания  оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она
 завышена или занижена.
 
 5. Изучите остальные правила технологии, чтобы по мере возможности внедрять и их в свою педагогическую практику.
 4-е правило. «Где фиксировать отметки?». Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
 5-е правило. «Когда ставить отметки?».
 За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
 6-е правило. «По каким критериям различать оценки?». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:
 Необходимый уровень (типовая задача – «хорошо»);
 Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»);
 Максимальный (необязательный) уровень (сверхзадача – «превосходно»).
 7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка - характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.
Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована в любой образовательной области, так как, научившись, осуществлять самооценку в процессе обучения, школьник, без сомнения, успешно применит приобретенные навыки в любой жизненной ситуации.
Рассмотрев лишь отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе, приходим к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
 
 Информационные источники:
 1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).
 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
 
 
3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.
 
 
О роли учителя и актуальных педагогических технологиях в его деятельности
Бушина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа  №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
 
Считаю, что учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество, профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Напомним, что, по определению ЮНЕСКО, под образовательной технологией подразумевается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например, технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии дифференцированного обучения. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов. Почему? Потому что, если соотнести этапы современного урока и перечень названных педагогических технологий, то можно увидеть, что на каждом этапе предполагается целостное или частичное использование одной из них. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектировать, он должен в достаточной мере владеть современными педагогическими технологиями, так как без нужного багажа знаний и умений правильно организовать свою деятельность и деятельность ученика на пути к достижению поставленных целей невозможно.
Рассматривая пошаговую подготовку учителя к современному уроку, мы уже частично ознакомились с элементами технологии проблемного диалога. Целесообразным представляется также рассмотрение технологии продуктивного чтения и технологии оценивания учебных успехов.
Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учителю необходимо знать шесть основных правил технологии продуктивного чтения.
 Правило 1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст можно взять целиком, абзац, формулировку правила, таблицу, схему и т.п.).
 Правило 2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
 • фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);
 • подтекстовую (то, о чём сказано «между строк»);
 • концептуальную (основная идея, главная мысль текста).
 Правило 3. Определите роль данного текста на уроке:
 • на каком этапе урока используется данный текст (на этапе введения нового знания или на этапе развития умений);
 • какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке – например, выполнение продуктивного задания на уроке (составить список особенностей, причин, доказать что – либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.п.).
 Правило 4. Сформулируйте задания для работы с текстом с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям/ автору) – о чем будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т. п.. Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, однотипные вопросы использовать не рекомендуется. Этот этап работы должен быть коротким, плавно переходящим в самостоятельное чтение.
 Правило 5. Выделите в тексте места остановок во время чтения текста вслух. Остановки нужны:
 • для коротких комментариев с целью облегчения понимания каких – то слов, оборотов;
 • для кратких реплик, которые позволят включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);
 • для вопросов, облегчающих ученикам ведение диалога с автором. Диалог с автором можно выстроить по схеме: «вопрос к автору → прогнозирование своего ответа → проверка своих предположений».
 Все вопросы, комментарии к тексту должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – обеспечить его глубокое понимание.
Правило 6. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения – вопрос на осмысление концептуальной (основная идея, главная мысль) информации или организуйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.
Применение данной технологии, позволит учителю создать условия для формирования не только познавательных УУД, но и коммуникативных, т. к. подразумевается речевое взаимодействие участников процесса.
Рассматривая деятельность учителя в условиях введения ФГОС, следует также помнить о третьей составляющей «Результатов образовательной деятельности», регулятивных универсальных учебных действиях. Если в процесс обучения будет внедрена специальная система, например, технология оценивания учебных успехов, то это будет способствовать формированию у школьников регулятивных универсальных учебных действий, повышению качества предметных знаний, воспитанию ответственности, целеустремлённости, самоорганизации.
Рассмотрим алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии в образовательный процесс.
 1. Обсудите с учениками цели оценивания в школе.
 Во – первых, постарайтесь объяснить ученикам, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, и не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.
 Во – вторых, расскажите, зачем нужны изменения. А они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи. А для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.
2. Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии).
 1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение тестовых заданий).
 2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.
 3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.
 3. Обучите своих учеников алгоритму самооценивания.
 1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
 5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
 6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?
 4. Регулярно используйте самооценку на всех уроках.
 
На уроке ученик  сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает  выполненное задание.    Учитель имеет  право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или  занизил её.
 
За письменные задания  оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она
 завышена или занижена.
 
 5. Изучите остальные правила технологии, чтобы по мере возможности внедрять и их в свою педагогическую практику.
 4-е правило. «Где фиксировать отметки?». Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
 5-е правило. «Когда ставить отметки?».
 За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
 6-е правило. «По каким критериям различать оценки?». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:
 Необходимый уровень (типовая задача – «хорошо»);
 Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»);
 Максимальный (необязательный) уровень (сверхзадача – «превосходно»).
 7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка - характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.
Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована в любой образовательной области, так как, научившись, осуществлять самооценку в процессе обучения, школьник, без сомнения, успешно применит приобретенные навыки в любой жизненной ситуации.
Рассмотрев лишь отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе, приходим к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
 
 Информационные источники:
 1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).
 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
 
 
3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»