Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактическая игра как средство развития восприятия
младших школьников с умственной отсталостью

Ростовцева Екатерина Викторовна,
учитель школы № 502
Санкт-Петербурга
 
В любой дидактической игре четко определяется дидактическая задача. В соответствии с программным содержанием игры отбираются игрушки, с которыми можно легко осуществлять разные действия. Дидактические игры можно проводить как с игрушками, картинками и предметами, так и без наглядности – в форме словесных игр, построенных на действиях и словах играющих. Дидактическая игра представлена в виде многопланового и сложного педагогического явления. Она является и формой обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), самостоятельной игровой деятельностью, и средством многостороннего развития ребенка.
Дидактическая игра применяется как игровой метод обучения. С ее помощью учитель может передать определенные знания, сформировать представления, научить детей с интеллектуальными нарушениями играть.
Дидактическую игру используют для обучения детей родному языку, математике, ознакомления с окружающим миром, развития сенсорной культуры. Она содержит два направления: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он обучает и играет, а дети, учатся, играя. Возможность учить детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на первом году обучения средством активной для них деятельности – это характерная особенность дидактической игры. Но стоит отметить, что знания и умения, получаемые играющими, считаются для них побочным продуктом деятельности, так как основной интерес для обучающихся первого года обучения представлена не обучающей задачей (как это бывает на уроках), а игровыми действиями.
Дидактическая игра в качестве самостоятельной игровой деятельности основана на осознанности данного процесса. Она может осуществиться в том случае, если у обучающихся с нарушениям интеллекта проявляется интерес к игре, ее действиям и правилам, если эти правила ими усвоены. Дидактические игры выступают и в виде средства всестороннего развития личности ребенка:
1 Умственное воспитание. Сущность дидактической игры формирует у учащихся правильное отношение к жизни, к природе, предметам окружающей действительности. Эти игры систематизируют и расширяют знания о Родине, о профессиях людей и их национальности, представления о труде. С помощью дидактической игры учитель приучает обучающихся мыслить самостоятельно, в соответствии с поставленной задачей применять полученные знания в различных условиях. Большинство дидактических игр ставят перед обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) задачу оптимального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить отличительные признаки в явлениях и предметах окружающего мира, сравнивать, классифицировать, группировать предметы по конкретным признакам, делать правильные выводы и обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные возможности детей. В основе познания ребенком с умственной отсталостью окружающего мира лежат процессы ощущения и восприятия. Ознакомление учащихся с формой, величиной, цветом предмета позволяет сформировать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию. Данные игры развивают речь обучающихся: активизируют и пополняют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, а также умение высказывать свои мысли. Дидактические задачи большинства игр составлены таким образом, чтобы обучающиеся с интеллектуальными нарушениями умели самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Определенные игры требуют от обучающихся активного применения родовых и видовых понятий. У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развиваются нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, которые созданы взрослыми, о правилах и нормах поведения, об отношениях со взрослыми и сверстниками, о положительных и отрицательных чертах личности.
2 Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у обучающихся уважение к труду, вызывают стремление помогать взрослым в труде и трудиться самим. Дети приобретают некоторые трудовые навыки при изготовлении наглядного материала для проведения дидактических игр. Это первоначально воспитывает трудолюбие, а также бережное отношение к продуктам труда.
3 Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям. Хранится он в определенном доступном для детей месте.
4. Физическое воспитание. Дидактическая игра формирует положительные эмоции, а также вызывает хорошее самочувствие. Подвижность детей во время проведения игры развивает мозговую деятельность. Наиболее важны игры с дидактическими игрушками. В процессе проведения таких игр укрепляется мелкая моторика рук. Это благополучно влияет на умственное развитие детей, на подготовленность руки к рисованию, письму. В своем большинстве дидактические игры формируют культурно – гигиенические навыки. С помощью этих игр обнаруживаются индивидуальные особенности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В педагогике дидактические игры разделены на следующие виды: игры с предметами, настольно – печатные, словесные.
1 Игры с предметами очень многообразны по игровым материалам, содержанию, по организации проведения. В них используют игрушки и реальные предметы (предметы обихода, произведения декоративно–прикладного искусства, орудие труда и т.д..), объекты природы (фрукты, овощи, листья, шишки, семена и пр.). Игры с предметами предоставляют возможность решать разные воспитательные и образовательные задачи. Для развития мелкой моторики и зрительного контроля, организуют игры с дидактическими игрушками моторного характера. В этих играх прививается терпение, осторожность, сообразительность, настойчивость, развивается ориентация в пространстве.
2.Настольно–печатные игры многообразны по содержанию, образовательным задачам и оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления обучающихся об окружающем мире, развивать мыслительные процессы, систематизировать знания. Из числа дидактических игр для обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) доминируют игры, в основе которых находятся парные картинки, подбираемые по сходству. Обширно используются игры домино, лото, игры типа «Лабиринт». Также распространены настольно–печатные игры, устроенные по типу складных кубиков, разрезных картинок, на которых изображаемый сюжет или предмет делится на несколько частей. Такие игры способствуют развитию логики, внимания, сосредоточенности.
3 Отличительной чертой словесных игр является то, что процесс решения дидактической задачи реализуется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядный материал. Среди данных игр много народных, которые связаны с потешками, загадками, прибаутками, перевертышами. С их помощью создается положительный эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор.
Применение дидактических игр целесообразно тогда, когда они тесно связаны с темой урока, совмещаются с учебным материалом, соответствуют дидактическим целям урока. На этапе объяснения нового материала нужно применять такие игры, в которых содержатся существенные признаки изучаемой темы. Одновременно в ней должны быть заложены практические действия детей с группами рисунков или предметов. У обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта прослеживается наиболее простой вид обобщений – движение от частного к известному общему, подведение частного случая под общее правило. Абстрагирование у таких детей выражается гораздо слабее, чем у их сверстников, которые обучаются в обычных классах. Большое значение на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с этими детьми надо работать более тщательно и усердно. Способность использования числовой и знаковой символики детям дается трудно, они с большим трудом могут запомнить определения, общие схемы рассуждений, формулировки. Путаются в действиях «сложения» и «вычитания», зачастую не запоминают названия некоторых цифр. Узость мышления в младшем школьном возрасте проявляется лишь в самой элементарной форме. Детям же коррекционных классов это дается ещё труднее. Гибкость мыслительных процессов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развита на самом низком уровне. Им очень трудно переключаться от одной умственной задачи к другой, нужен отдых. Утомляемость таких детей повышена. Без наглядных пособий, трафаретов и шаблонов, которыми пользуются педагоги, детям трудно воспринимать материал. Поэтому дидактические игры облегчают процесс обучения, восприятия материала.

 
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.
2. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. - М. , 1972.
3. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
4. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Под ред. Б. П.Пузанова. - М.: «Академия», 1998.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»