Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние музыки на коррекцию психоэмоциональной
сферы учащихся с проблемами в развитии

Иванова Людмила Федоровна

Музыка обладает магической силой,
может усмирить дикаря, смягчить камень
или согнуть кряжистый дуб
                                                                                         У. Конгрив, британский
драматург,VIII век
               Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, все расы и национальности музыка является общепонятным языком.  Музыка – это символизация переживаний, это общение, это самовыражение человека. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства. По утверждению Л.С. Выгодского отличительной чертой музыки от остальных видов искусства является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкальных занятий имеет место возникновение бессознательных психических реакций.
Занятия музыкой с «особыми детьми» - это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые они не способны на других занятиях.
     Музыка - мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу  ребенка.
 Особенности развития эмоциональной сферы у учащихся со стойким нарушением познавательной деятельности.

Под термином «эмоции» психологи часто понимают особые внутренние психические состояния, тесно связанные с мотивационно-потребностной сферой личности и проявляющиеся в субъективных переживаниях  и экспрессивно-коммуникативном поведении. Эмоции отражают в форме непосредственных переживаний смысл явлений и ситуаций и проявляются как удовольствие, радость, гнев, страх и т.п.

Эмоциями в большой степени определяется отношение человека к другим людям, событиям, а так же оценка и регуляция собственных действий.

Л.С.Выгодский высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Утверждая, что развитие детей с особенностями психоэмоционального развития осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития. Он подчеркивал, что «при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом у ребенка иное, чем в норме и считал, что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики.» Он подчеркивал мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только своеобразием этой среды, но и индивидуальными особенностями  ребенка, теми переживаниями, которые у него возникают. Характер этих переживаний соответствует тому, как ребенок понимает воздействующие на него обстоятельства.

Характеристика особенностей эмоциональной сферы учащихся с умственной отсталостью представлена в работах Л.В. Занкова, где он пишет о том, что развитие эмоций умственно отсталых учеников определяется внешними условиями: специальным обучением и правильной организацией всей жизни ребенка. Эмоциональная сфера  таких детей рассматривается автором в плане возможностей выработки у них личностных черт, способствующих социальной адаптации.

М.С. Певзнер, К.С.Лебединская, Г.Г. Запрягаев в своих работах подчеркивали, что эмоциональная сфера умственно отсталых школьников младшего возраста характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Такие дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, резким изменениям. Однако у некоторых учащихся наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. В ряде случаев возникшие у школьников эмоции неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям. Умственно отсталые учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.

Эмоциональная сфера играет огромную роль в решении задач социальной адаптации умственно - отсталых школьников.

Она помогает внутренней регуляции поведения, является способом познания окружающей действительности, общения, фактором развития личности. Эмоциональные переживания во многом определяют отношение школьника к воспитательной ситуации. Положительный фактор является мощным мотиватором деятельности: дети с большим желанием выполняют то, что привлекательно, приятно, насыщает радостью. С учетом этого в педагогической практике применяют разнообразные психотехнологии  (игры, средства литературы и искусства). Музыка – является одним из наиболее доступных и действенных  факторов психического развития ребенка.

     Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии  музыки уходит в древние времена.
О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Виднейшие учёные Пифагор, Аристотель, Платон  указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка восстанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего – мелодия, ритм изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние. Подобное стремиться к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.
 Влияние музыки на коррекцию эмоциональной сферы учащихся.
Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.
У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Какое же воздействие на человека оказывают различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды.
  • В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.
  • Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.
  • Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.
  • Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивает выразительность в чувствительность, часто пробуждает индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.
  • Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.
  • Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность.
  • Румба и макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.
  • Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.
  • Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Стинг, может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжения, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.   
  • Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.
  • Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить нас, повысить активность.
  • Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в состояние умиротворенности.
 Учеными доказано, что музыка в состоянии помочь сбалансировать эмоциональное состояние и поведение ребенка.
Кроме того, музыка, влияя на эмоциональную сферу, меняет настроение, позволяет ребенку почувствовать себя в настоящем времени, а также как бы перенестись в прошлое при исполнении известных мелодий.
Известные психологи рассматривают музыку как способ улучшения эмоционального фона в детском коллективе. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования эмоционально-волевой сферы учащихся, а  следовательно помогает решать задачу социальной адаптации учащихся.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»