Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Песочная терапия в работе с учащимися с ОВЗ

Аммосова Анна Николаевна,
педагог-психолог ГБОУ школы № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
 
Песочная терапия является одним из самых популярных методов арт-терапии, особенно в работе с детьми. Суть метода заключается в том, чтобы в процессе занятия в песочнице символически отразить, визуализировать внутренний мир ребенка и посредством творческого выражения достичь эффекта самоисцеления. Помимо терапевтических целей метод песочной терапии позволяет решать такие задачи как диагностика эмоционального состояния, межличностных взаимоотношений, внутрисемейных отношений.
В 1930-х годах детский психиатр Маргарет Лоуэнфельд стала использовать в своей работе с больными и психологически неблагополучными детьми игры в песочнице с миниатюрными фигурками.  Метод получил название – методика «построения мира». В 1950-х годах психоаналитик Дора Кальфф на основе этой методики начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию». Она считала, что картина на песке отражает неосознанную проблему, внутреннее состояние. Т.е. игра на песке дает возможность ребенку выразить свои чувства и эмоции, проиграть возможные варианты решения конфликтных и сложных ситуаций.
Для учащихся с ОВЗ метод особенно актуален, т.к. у этой категории детей наблюдаются нарушения не только в развитии психических процессов, но и в коммуникативной, эмоционально-волевой сфере. Таким детям сложно дифференцировать и выражать свои чувства и эмоции, строить межличностные отношения, конструктивно решать конфликтные ситуации. К тому же у многих детей с ОВЗ ведущим видом деятельности, даже в школьном возрасте, остается игровая деятельность. Поэтому этот вид терапии для них очень привлекателен, востребован и доступен.
Использование метода песочной терапии в психолого-педагогической работе помогает корректировать нарушения как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сфере. На групповых занятиях можно развивать навыки совместной деятельности, учить доброжелательному и уважительному отношению друг к другу, создавать условия для общности и единства группы. В процессе индивидуальных занятий: корректировать агрессивное поведение, снижать уровень таких негативных проявлений как тревожность, страх, негативных эмоций (злость, обида, гнев), развивать навыки самоконтроля.
В любой практической психолого-педагогической деятельности занятия планируются исходя из поставленных целей и задач. Далее перечислим ряд задач, которые специалист может ставить пред собой в работе на основе метода песочной терапии:
  1. Диагностика эмоционального состояния учащихся
  2. Развитие воображения, творческих способностей
  3. Релаксация, снятие мышечного напряжения
  4. Развитие навыков взаимодействия, совместной игры
  5. Развитие рефлексии
  6. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений
  7. Развитие навыков самоконтроля
  8. Развитие психических процессов
Для организации занятий по песочной терапии понадобятся следующие материалы:
  1. Специальный лоток, ящик, стены и дно которого будут выкрашены в голубой цвет, для имитации в дальнейшем неба и воды. Размер ящика может быть 50х70х8 см.
  2. Кварцевый песок в объеме 2/3 ящика.
  3. Инструменты для работы с песком: миниатюрные игрушки, воронки, сито, трубочки, камушки, ракушки и пр.
Организовывать занятия можно как в индивидуальной, так и в групповой форме. Перед началом занятий следует обговорить правила поведения в песочнице. Они могут быть такими: песок не разбрасывать, не бросать ни в кого, не есть, не разрушать постройки других, не уносить игрушки, не отнимать игрушки у других. Для учащихся с ОВЗ следует не только проговорить правила, но и подкрепить их графическими изображениями (карточками). После озвучивания правил, карточки закрепляются на видном месте (например, на фланелеграфе, классной доске), чтобы при нарушении правил педагог мог обратиться к ним. На первом этапе работы необходимо познакомить детей с этим материалом. Некоторые дети, поначалу, могут испытывать чувства брезгливости, поэтому работу с песком стоит организовывать поэтапно. Для начала следует предложить учащимся потрогать песок, пересыпать его из ладошки в ладошку, спрятать ладошки в песке, перебирать его пальцами, сжимать и разжимать песок, перетирать песок в ладонях, разглаживать поверхность песка. Далее переходим к рисованию на песке: нарисовать дорожки, волны одним пальцем, всеми пальцами, кулаком, ребром ладони. Важно использовать две руки одновременно для формирования и развития межполушарных связей. Затем стоит подключать вспомогательные предметы для игры: лопатки, грабли, сито, маленькие фигурки. С помощью грабель также можно рисовать волны и дорожки, а маленькие фигурки закапывать в песке, для того чтобы дети их искали. Эти упражнения, учащиеся могут выполнять как совместно, так и по очереди. Таким образом, дети будут учиться рефлексии через оценку собственной деятельности и деятельности других, а также умению ждать своей очереди.
Разнообразить и сделать такие упражнения более интересными можно с помощью различных сюжетов. Скажем, с помощью рук изображать движения животных, природные явления. Например, делать следы различных животных: шаги медведя - дети с помощью кулачков надавливают на песок, бег лисички – дети кончиками пальцев перебирают по песку, изображать дуновение ветра – сдувать песок с ладони, дождь – окунать кончики пальцев в воду и брызгать на песок.
После освоения простых техник можно переходить к более сложным упражнениям. Строить природные ландшафты, города, что будет способствовать развитию представлений об окружающем мире. Для развития психических процессов можно группировать предметы по общим признакам, классифицировать их, запоминать их расположение и воспроизводить его по памяти, прятать и находить маленькие фигурки. У учащихся с ОВЗ социально-бытовые навыки часто развиты недостаточно, поэтому одним из вариантов игры в песочнице может стать разыгрывание различных бытовых сценариев: поход в магазин, поход к врачу, поездка в музей. Такие занятия будут способствовать отработке навыков социально приемлемого поведения и снижению уровня тревожности в реальных жизненных ситуациях.
Для решения терапевтических задач можно придумывать и разыгрывать сказки. Сюжет может быть задан педагогом с целью решения конкретной задачи: снижение агрессивного поведения, развитие коммуникативных навыков и т.д. Или можно предоставить учащимся самим придумать сюжет, что будет способствовать развитию воображения, реализации творческого потенциала. Проигрывание проблемных жизненных ситуаций, разыгрывание сценариев решения конфликтов, способствует снятию эмоционального напряжения, отработке навыков поведения в реальной жизни, развитию навыков самоконтроля и критичности.
Песочная терапия охватывает достаточно большой спектр психолого-педагогических задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Является одним из доступных, интересных и эффективных методов работы с данной категорией учащихся.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»