Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие связной речи у школьников

Куранова Наталья Александровна
    Общение – одна из форм человеческого взаимодействия. Вся жизнь людей  проходит в общении друг с другом. Речь является обязательным компонентов общения людей. Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Развитие речи у школьника-это умение пользоваться языком как средством познания окружающего, как средством познания самого себя , взаимодействия людей.
Большое влияние  оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся.
Организация занятий по развитию связной речи должна отвечать ряду требований:
1.Необходимо создать условия для создания мотивации к произношению. Заитересовать детей в изучаемом предмете, заинтересовать общением. Затронуть не только интеллектуальную сторону, а также эмоциональную.
Для этого можно использовать разные способы:
Во-первых, голосом выделять и концентрировать внимание на изучаемом предмете.
Во-вторых, новой информацией .
В-третьих, организацией разнообразных видов деятельности учащихся на уроке (в том числе игровой): ролевой игрой, отгадыванием недостающих элементов в картине, определением последовательности в серии картинок при соревновании класса по рядам.
В-четвертых,  стимулировать учеников к продолжению речи: оценкой, одобрением.
2. Организация языковой основы для высказывания.  Школьники, во-первых, приобретают необходимый словарь , во-вторых, овладевают специальными языковыми средствами, которые обеспечивают объединение синтаксических единиц в целое.
3. Четкая постановка перед детьми цели высказывания, по нему должен строится план рассказа.
5. Организация самого высказывания. Она осуществляется по плану(словесный, схематический, с опорой на уже составленный из частей предмет).  При необходимости учитель прибегает к помощи других школьников для дополнения, исправления речи ребенка. Важно, чтобы речевой поток детей не прерывался часто репликами учителя.
6. Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разных видов упражнений; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, одной картинке, опорный словам.
Необходимо обучать детей задавать вопросы, спрашивать друга, задавать вопросы детям сложнее, чем отвечать на них.
Большое место в связной речи занимают беседы. Когда учитель задаёт вопрос, во –первых ученик должен его понять , только потом дать ответ. Во – вторых, ученик обдумывает как на него ответить.
Диалогическая речь проявление коммуникативной функции языка. Совершенствование устной речи  — одно из необходимых звеньев работы, направленной на повышение их общего развития. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
 Развитие речи , процесс управляемый, который направлен на  расширения их словарного запаса. Учитель, сообщая тему урока использует новые слова, понятные и новые  для  школьников. Объясняя при этом их значение, опираться на уже сложившийся словарный запас, чтобы  усвоенные слова ранее не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и запоминались. Нужно давать возможность как можно чаще высказываться школьникам, проводить беседы. Развитие связной речи, большая задача для учителя. 
 Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.  Вовремя проведенная работа по развитию связной речи способствует лучшему развитию учащегося и усвоению  школьной
программы.
 Особенностью обучения на уроках русского языка  является  коррекционно-практическая направленность. Коррекция недостатков развития  происходит в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока. Необходимым условием является последовательность и комплексность работы по развитию устной речи.
 Основными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются:
- создание положительных  ситуаций;
 - игровая деятельность;
-  использование ИКТ;
-  дифференцированный подход ;
-  расширение словарного запаса учащихся;   
Многие учащиеся имеют нарушения фонематической стороны речи. Звукопроизношение проявляться по-разному: отсутствием в речи ребенка тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп, смешением согласных, нарушением слоговой структуры слова. В лексике также наблюдаются нарушения- это прежде всего бедность словарного запаса, неправильном понимании слов и неточном их использовании. Еще сложнее протекает процесс овладения умственно синтаксической стороной речи. Это малая распространенность предложений ,пропуск слов и словосочетаний, необходимых для построения фразы. На вопросы учащийся отвечает нераспространенным предложением, коротко «да», «нет».
В обучении учителю необходимо выполнять главную особенность: учитывать особые ,индивидуальные возможности учащихся.
Однако самой по себе наглядной и практической деятельности еще недостаточно для того, чтобы дети усвоили и переработали определенную информацию. Используются также словесные методы с целью направить внимание учащихся на рассматривание объектов, их сравнение, организовать действия с ними, побудить к высказываниям.
 Участие в познании окружающего мира, максимального количества анализаторов, сочетание наглядных, практических и вербальных средств конкретизируют чувственный опыт детей, создают ту предметно-понятийную основу, на базе которой и формируется связная речь.       Важным в работе педагога является соблюдение требований к
организации занятий по развитию связной речи:создание соответствующих условий для возникновения у детей потребности говорить. Иными словами, восприятие предметов, явлений, их изображений, сведений о них должно затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.  Работа над логикой высказывания. На уроках чтения и развития речи последовательность изложения мыслей, логическая связь частей высказывания отрабатываются с опорой на серию сюжетных картинок, собственные рисунки детей и иллюстрации в книге, на словесный план к прочитанному тексту или заданной теме. Языковая основа высказывания-  реализуется с помощью словарной работы, ответов на вопросы двумя-тремя предложениями, которые по образцу или напоминанию учителя связываются личными и указательными местоимениями, одними и теми же видовременными формами глагола и др.  Четкая постановка перед детьми цели высказывания, по которому должен строиться рассказ.  Организация самого высказывания. Она осуществляется с опорой на уже составленный из частей предмет или на картинный, схематический (символический), словесный планы. При необходимо сводить до минимума свою собственную речевую деятельность, молча указывая на признак предмета или его символическое изображение .  Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, одной картинке, опорный словам, предложенной теме, заданному началу и т.д.
 Выполнение любого вида упражнений в связной речи обязательно состоит из 3-х этапов:
 - подготовка к высказыванию ;  
 -планирование изучаемого материала;
-и, наконец, его оформление (лексическое, морфологическое, синтаксическое).
  Методами развития диалогической речи выступают беседа и имитация. Эти методы реализуются двумя приемами: 1) приемом беседы, 2) приемами театрализации ,пересказа. Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) в коррекционной школе является очень важным, так как способствует совершенствованию речи в эмоциональном отношении, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речь умственно отсталого ребенка.        
Одним из условий дальнейшего развития ребенка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни. В процессе занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой.
Несформированность связной речи у детей   отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»