Основы смыслового чтения и работы с текстом
Пидяк Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
В обучении, воспитании и развитии ребёнка огромную роль играет книга. Ясно, что успешно обучать школьников, не вооружив их рациональными способами работы с книгой, нельзя: ведь приобретение знаний, умений и навыков осуществляется не только с помощью учителя, но и самостоятельно, прежде всего с различными литературными источниками. Но книга учит только тогда, когда ученик умеет с ней работать, умеет читать. От умения понимать прочитанное во многом зависят и воспитание, и умственное развитие. Между тем непонимание прочитанного, неумение общаться с книгой, а отсюда и нелюбовь к серьёзному чтению порождает эмоциональное обнищание, отупение, бездуховность, которая, как трясина, поглощает любые замыслы писателей, авторов учебников и учителей, делает все наши усилия бесплодными.
Поэтому научить работать с текстом- основная обязанность учителя.
Текст- это определённая реальность: за текстом всегда стоит автор. Текст – это авторское открытие, осознание им тех или иных сторон действительности, его умение выразить эту действительность средствами языка. В обыденной жизни считается, что способность понимать тексты не содержит ничего исключительного. Однако понимание текста не менее сложно, чем его осознание. С чем связаны трудности понимания текста?
Понимание многоступенчато.
Первая ступень- это понимание каждого слова, каждого оборота речи, входящего в текст. Часто мы можем наблюдать распространённое явление: равнодушие школьников к незнакомым словам, отсутствие стремления понять их смысл. Первое условие- ребёнок должен понимать каждое слово в тексте. Если не прививать чуткое, бережное отношение к словам, развивается непонимание или искажение текста. Отношение учителей к незнанию значений слов должно быть тактичным. Стремление обнаружить неясное нужно поощрять, стимулировать. Поэтому каждый учитель на своих уроках должен отрабатывать терминологический словарь и ни в коем случае не пугаться, если дети не знают значение даже простых слов.
Успешность в работе над пониманием слова зависит от дружбы учеников со словарями и другими источниками информации (на уроках русского языка во время контрольного диктанта я разрешаю всем желающим взять словари и проверить написание или значение некоторых слов). Поэтому все в классе знают, где лежат словари, как они называются и что словари являются помощниками и с ними нужно дружить.
На уроках русского языка учителям также необходимо отрабатывать морфемный состав слова: неумение находить корень и объяснять его смысл ведёт к недопониманию всего слова. Должно быть проникновение в смысл корня и других частей слова.
Второе условие понимания текста- оперативная память.
У наших детей слабая оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину. Подросток читает предложение, дочитав до середины, уже забыл первые слова. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино.
Что мы можем сделать?
Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Для развития оперативной памяти разработаны многочисленные методики. Я думаю, что вы с ними знакомы. Вот некоторые из них.
Зрительные диктанты
На доске выписываются 6 предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, т. е. лист бумаги подвинут вниз, дети в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции предложения небольшое, колеблется в пределах от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Если кто-нибудь не запомнит предложение, нужно попросить ему прочитать у соседа. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени. Если учитель видит, что многие не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить снова. Если на следующий день картина повторяется – надо повторить в третий раз, а может быть и 4 дня подряд. Только после того как почти все дети успевают запоминать текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
В среднем на каждый набор уходит по 3 дня. 18 наборов – это 54 дня, около 2 месяцев. За 2 месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать – это уже ничего не дает.
Кроссворды и тесты.
Предлагается детям на месяц или два (в зависимости от объема) большое произведение для самостоятельного чтения. По окончании срока прочтения заданного произведения на уроке внеклассного чтения учитель раздает детям на 15 минут кроссворды и просит ответить на вопросы.
За работу с кроссвордом детям выставляются оценки: “5”– если ученик ответил на все вопросы или допустил 2-3 неточности; “4”– если ученик три раза воспользовался книгой и допустил 2-3 неточности; “3”– если работал дома с родителями.
Что это нам дает?
Дети станут более внимательно прочитывать произведение, у них станет развиваться логическое мышление, появится интерес к большим произведениям, повысится техника чтения.
Учителя, работающие по проблеме обучения детей оптимальному чтению несколько лет, убеждаются в эффективности такой работы.
Таким образом, оперативная память должна удерживать в сознании необходимые данные до того момента, когда образовательная задача будет решена.
Что значит уметь работать с текстом?
Усвоить текст – это прежде всего понять текст и запомнить его.
Здесь важна последовательность.
Основные этапы работы над текстом
- Работа до начала чтения.
- Работа во время чтения.
- Работа над текстом после прочтения.
Хорошее чтение –это как бы всегда диалог между автором книги и читателем.
Первый этап. Работа до начала чтения.
Беседы с каждой главой или параграфом книги начинаются со знакомства с заголовком, затем с эпиграфом, если есть.
Заголовок- входная дверь текста. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полноценнее будет дальнейшее чтение. Анализ заголовка может строиться как ответ на ряд вопросов: о чём здесь пойдёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?
Даже сухой, деловой заголовок учебного параграфа даст большие возможности для включения новых знаний в те, что есть у учащихся, и для предугадывания основного смысла текста.
Вопросы-заголовки широко используются в научно-популярной литературе с целью втянуть читателя в обдумывание поставленных проблем. Ожидание придаёт чтению напряжённость и остроту.
Такая предварительная умственная работа во многом направит дальнейшее чтение, поможет выбрать главное в тексте.
Эпиграфы, прямо или иносказательно, вызывая аналогии или какие-нибудь другие ассоциации являются полномочными представителями главной мысли.
Так, «Капитанской дочке» А.С Пушкина предпослан эпиграф «Береги честь смолоду».
Второй этап. Работа во время чтения.
У этого этапа работы есть свой стержень, основное направление- «диалог с текстом». Чтобы диалог с текстом был полноценной содержательной беседой, надо научить подростка по ходу чтения совершать разнообразную умственную работу: выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. После того как вопрос возник в сознании ученика, возможны два пути ответа на него. Первый, более простой путь: ученик ищет ответ, продвигаясь по тексту дальше. Второй, более интересный: ученик, уяснив вопрос, отодвигает книгу и начинает обдумывать его самостоятельно. Строить предположения. А для чего ученику самостоятельно искать предположения, объяснения или решения? Легче просто прочесть текст полностью. Но мысль, даже хорошо понятую с чужих слов, никогда не усвоить так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом. Выдвигая свои предположения, ученик обязательно должен проверить, совпадают ли его гипотезы с тем, что говорится в тексте.
На этом этапе происходит встреча текстовой информации с жизненным опытом подростка. Это приводит к возникновению вероятностного прогнозирования. Без такого прогнозирования невозможна никакая человеческая деятельность, в том числе и понимание текста. Прогнозирование зависит от подростка- от его личного жизненного опыта. Отсюда различные прогнозы. Читатель всегда ждёт подтверждения своей правоты. Если ожидание не подтверждается, подросток эмоционирует: не может быть! Я этого не ожидал!
Лучший способ понимания текста- это самостоятельная постановка вопросов к тексту и нахождение на них ответов. Самопостановка вопросов ставит ученика в позицию активного творца своих знаний, способствует его умственному развитию.
Существует система заданий, направленных на формирование разных форм работы с вопросами. (стр.135 зад. 33 Г.Г. Граник «Как учить работать с книгой»)
Читая текст, подросток должен всё время задавать себе вопрос: а всё ли мне понятно? Это позволяет не пройти мимо трудностей и не впасть в иллюзию понимания. Причин много: непонятные слова, пробелы в знаниях, сбои в рассуждениях.
Если есть пробелы в знаниях, учитель вместе с учениками должен восполнить эти пробелы, иногда обращаясь к другим источникам информации (таблицам, картам, книгам, и т. д.), пока пробелы не исчезнут.
Большую помощь при осмыслении и запоминании текста могут оказать выписки и подчёркивания. «Кто выписывает, тот читает дважды»,-говорит пословица. Подчёркивать необходимо наиболее значимое, нужно выделить главную мысль, правило, закон.
Пониманию и осознанию текста способствует составление плана. План- это путь через текст, от факта к факту, от мысли к мысли.
Пункт плана- это короткая, в одно предложение, формулировка основного содержания части текста. При составлении плана нужно обдумывать порядок частей и связь между ними.
Важным средством понимания наряду с планом является составление схем, чертежей, таблиц, отражающих содержание текста. Всё это помогает увидеть и понять структуру текста и взаимосвязь его элементов.
Заканчивается ли на этом работа над учебным текстом? Заканчивается – для тех, кто хочет только добросовестно выучить урок. Продолжается -для тех, кто стремится как можно больше узнать об изучаемом предмете. Следующий этап – это обдумывание. Устанавливается сходства и различия новых знаний с уже имеющимися и это знания не только по одному предмету, но и сведения из других учебных курсов.
Прочитав о том, как Чичиков –отец учил своего Павлушу, что главное- беречь и копить копейку, подростки понимают. Что эти наставления- отражение определённых взглядов на жизнь. «Встречалось ли мне что-то похожее?» – спросит себя ученик. И вспомнит, как отец Петра Гринёва, провожая своего сына на военную службу, учил его беречь платье снову, а честь- смолоду; как отец Молчалина завещал ему угождать всем людям без изъятья. Сравнение этих внешне сходных, но по существу различных ситуаций поможет ученикам понять особенности жизненного окружения каждого персонажа, его воспитания и сочетания жизненных условий, вылепивших его характер.
Таким образом, приобретённые знания врастают корнями в уже имеющиеся и готовятся дать ростки для будущих.
Работая с текстами часто возникает проблема: знания, которые ребёнку преподносят в школе, не всегда являются ответами на возникающие у него вопросы. Эти знания могут находиться вне того, о чём бы он хотел узнать.
Если у ребёнка не возникают вопросы, существуют разные технологии, которые повышают мотивацию к обучению, учат эффективно работать с большими объемами информации, что крайне важно в современном мире, где качество чтения может определять успех человека.
Теперь познакомимся с технологией рефлексивного чтения.
Слово «рефлексия» определяется как «форма психической деятельности, которая проявляется в постоянном анализе своих мыслей, действий, переживаний».
Отражением сути технологии рефлексивного чтения (ТРЧ) являются слова Ж.Ж. Руссо: «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню».
Применять стратегию рефлексивного чтения при работе с текстом можно на разных этапах.
- На начальном этапе ТРЧ включает механизмы мотивации. Личная заинтересованность делает процесс познания целенаправленным.
- На смысловой стадии совершается непосредственно чтение. Его качество будет зависеть от способа организации учебного процесса. Для осуществления осознанного чтения в технологии используются методические приемы, которые дают возможность воспринимать информацию активно.
- На стадии рефлексии происходит овладение новыми знаниями. В этот момент ученик решает, удовлетворены ли его познавательные запросы и в каком направлении стоит двигаться дальше.
Александр Григорьевич Ривин преподавал в первой половине XX века на Украине. Суть методики заключается в том, что ученик получает свою тему и прорабатывает ее по очереди с несколькими одноклассниками. Методика учит читать абзацами, выделять основную мысль и передавать одним предложением.
Одновременно в классе изучается несколько тем. По каждой из них подбираются тексты, которые раздаются ученикам.
Ставится цель: изучить материал данной статьи так, чтобы уметь ее изложить, ответить на вопросы.
Алгоритм работы по методике Ривина рассмотрим на примере ученика Вани.
Ваня получает тему, записывает в тетради число и название, расчерчивает таблицу:
номер абзаца | о чем абзац (его суть) | ключевые понятия | с кем работал |
Ваня выбирает следующего партнера и рассказывает свой материал уже по записям в тетради. Напарник задает вопросы, которые возникли при слушании. Затем вместе изучается второй абзац, и запись в Ваниной тетради делает партнер. Ребята меняются ролями.
Третий абзац Ваня изучает с новым напарником. Перед этим он рассказывает содержание двух предыдущих абзацев. Запись делает напарник.
Так изучаются все абзацы. По окончании Ваня вновь встречается с Лидой и рассказывает тему от начала до конца. Лида излагает Ване свое задание.
По окончании изучения темы сдается зачет. Он проходит в виде рассказа с использованием терминов, применением примеров, ответами на дополнительные вопросы.
Прием «Лови ошибку»
Эффективен на этапе актуализации знаний перед прохождением нового материала.
Учащимся предлагается текст, в котором есть ложная информация. Задача учеников — найти допущенные ошибки.
Ошибки в тексте должны быть разного уровня: простые и сложные (скрытые). Ученики находят ошибки и аргументируют ответ.
После усвоения нового материала учитель возвращается к тексту, предложенному в начале урока, обсуждаются ошибки, которые не нашли.
Стратегия «Таблица — синтез»
Развивает осознанное восприятие текста. Побуждает к осмыслению содержания.
Первая и вторая графы заполняются при первичном прочтении. После анализа первой и второй записи заполняется последняя графа.
важные моменты | на чем задержался взгляд | почему этот фрагмент заинтересовал (анализ) |
Прием «Двойной дневник»
При первичном восприятии текста ученики параллельно записывают личные комментарии к событиям, происходящим в тексте, в таблицу.
фраза (слово), которая привлекла внимание |
почему эта фраза (слово) привлекла внимание, какие вызвала чувства |
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Ш.А. Амонашвили
Ш.А. Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса».
Однообразие и скука — враги творчества!
Почта Каждому ученику предлагается определить свой «адрес» в классной комнате. Ряды парт выполняют роль улиц, сами парты или столы — домов. Ученики на листах записывают вопросы, касающиеся текста домашнего параграфа, пишут адрес одноклассника (1-я Зелёная улица, дом 3, Елене), свой обратный адрес и с помощью почтальона отправляют записку адресату. Адресаты должны письменно ответить на вопросы. По команде учителя игра останавливается и оценивают несколько «писем». Наивысшую оценку получают те, кто задал интересный вопрос и получил на него правильный ответ.
Шпаргалка Учащимся предлагается сделать шпаргалку (в три этапа) к сложному или значительному по объёму тексту домашнего задания. Этот методический приём приемлем тогда, когда материал хорошо знаком ученикам.
Этап 1. Составить план текста, используя всего несколько ключевых слов. Условие: на чтение одной страницы текста и конспектирования отводится только 30 секунд. Записи, касающиеся одной страницы учебника, отделяются сплошной линией.
Этап 2. Текст прочитывают снова с первой страницы. Конспект записывают в форме кратких тезисов. На работу с одной страницей текста отводится 1 минута. Этап 3. К шпаргалке записывают вопросы с каждой страницы, время работы — 1 минута. После окончания работы проводится конкурс шпаргалок (определяются лучшие шпаргалки и вопросы к ним)
Механизм мотивации. Перед чтением стихотворения А.С. Пушкина «Анчар» ученикам даётся такое задание: «Восстановите данные фразы, вставив нужные слова. Какая тема их объединяет?»
1.Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но ____ вершится без труда,
_______ творить трудней (восточная мудрость)
2.Пусть слаб ты,
И со злом вступить не можешь в бой,
Но сам не делай ____
Стоящим пред тобой. (восточная мудрость)
3.Следовать ______ - взбираться на гору,
Следовать ____ - скользить в пропасть. (русская пословица)
4.______ человеку – смерть, а __________ - воскресение.
5.Кто злым попускает, тот сам ____ творит (русская пословица)
С этим заданием ученики справятся легко и быстро. Оно станет мостиком к этапу целеполагания.
О юморе. В умелых руках весёлое, смешное не враг, а надёжный друг прочного усвоения и глубокого понимания учебного материала. Научить школьников понимать и чувствовать смешное – педагогическая задача огромной важности.
Если учитель умеет пошутить сам и обратить внимание на смешное в тексте, ученики охотно включаются в общение с книгой.
Человек, увидевший и ощутивший всю прелесть фраз: «почтмейстер выразил на лице своём мыслящую физиономию» или «Ноздрёв был среди собак «совершенно, как отец среди семейства» не может считать «Мёртвые души» скучной книгой.
Юмор- драгоценное качество, которое увеличивает сопротивление всякой неблагоприятной среде и ставит человека высоко над мелочами и дрязгами.