Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности формирования трудовых умений и навыков
у слабовидящих школьников

Дивенская Анна Борисовна
Относительно детей с нарушением зрения решение задач по формированию трудовых умений и навыков усложняется в связи с различными зрительными диагнозами. Требуется индивидуальный подход, работа над развитием эмоционально-волевой сферы учащихся. Правильная организация труда помогает скорректировать пространственные представления, развивать осязание, ощущения и восприятие, формировать и совершенствовать трудовые навыки, а также представления и понятия о качествах и свойствах предметов, материалов и орудий труда. Особое внимание уделяется знанию и неукоснительному соблюдению всеми обучающимися правил техники безопасности труда, личной гигиены и производственной санитарии. Знакомить детей с общими правилами техники безопасности труда необходимо перед началом изучения каждой новой темы, а в процессе ее изучения – обучать правилам техники безопасности при выполнении каждой трудовой операции. Учителя обучают школьников рациональным и безопасным приемам работы, а также обращают особое внимание на меры предупреждения травматизма.  
Трудовое воспитание – это совокупность учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование у учащихся с нарушением зрения положительного отношения к труду, развитие трудовых умений и навыков, формирование уважительного отношения к людям труда. Трудовое воспитание служит важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, а также основой подготовки к жизни и труду.
Сенсорное воспитание может осуществляться успешно только в условиях целенаправленной деятельности, и именно поэтому ему уделяется особое внимание. В связи с недостаточностью сенсорного опыта, появляется особая необходимость в применении разнообразных дидактических приемов для формирования образов у детей с нарушением зрения. Именно поэтому неоценимое значение приобретает изучение натуральных объектов. Во время их изучения учитель обращает внимание обучающихся на строение и форму, величину и размер, фактуру и другие характерные признаки предмета. В процессе ознакомления с предметами и орудиями труда, технологией изготовления изделий (работа с картоном, бумагой, природными и текстильными материалами), у обучающихся происходит накопление сенсорного опыта, обогащение представлений, активное развитие речи и мышления, формирование эмоционально-эстетического отношения к реальной действительности.
При помощи специальных заданий и упражнений происходит развитие восприятия, формирование приемов и способов ориентировки в пространстве, коррекция двигательных нарушений, связанных с нарушением зрения.  
В связи с возникновением новых видов труда, повышением уровня требований к квалификации выделяются задачи, связанные с дальнейшим совершенствованием трудового обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Новые подходы к трудовому обучению детей с нарушением зрения были разработаны по результатам целого ряда теоретических и экспериментальных исследований. Их суть заключается в обогащении содержания трудового обучения в результате внедрения элементов общетехнических знаний и умений, а также осуществлении связи трудового обучения с общим и политехническим образованием. Разработка нового содержания, методов и условий трудового обучения способствует реализации резервных возможностей компенсаторного развития.
Трудовое обучение в школе для детей с нарушением зрения предполагает всестороннее воспитание и развитие обучающихся, формирование и развитие у них умственных и физических способностей, осуществление нравственного и эстетического воспитания в процессе целенаправленной трудовой деятельности. Именно трудовое обучение имеет неоценимое значение для преодоления последствий слабовидения и общего развития обучающихся. Обучающиеся овладевают приемами и способами предметной и пространственной ориентировки, обогащают представления об окружающей действительности. Это происходит в процессе занятий с предметами, изменении при обработке их формы, конфигурации, размеров, величины, объема, массы, фактуры поверхности.
Трудовое обучение учит детей с нарушением зрения правильному пониманию окружающего мира, помогает развивать способности к наблюдению и активному познанию предметов и явлений, способствует вооружению знаниями и приемами воспроизведения и преобразования предметов (лепка, моделирование, конструирование). Развитию конструкторских способностей в процессе трудового обучения способствует творческая деятельность обучающихся.
Школа организовывает трудовое воспитание обучающихся таким образом, чтобы выпускники уверенно вступали в жизнь, умели трудиться, обслуживать себя и приносить пользу обществу. Реализация этих задач возможна только на основе строго продуманной системы трудового воспитания. До Октябрьской  революции благотворительная система учебных заведений способствовала обучению детей с нарушением зрения только самым примитивным ремеслам: изготовление щеток, плетение ковриков, корзин и т д. Интеллектуальное содержание труда практически полностью отсутствовало и сводилось исключительно к формированию узких, однообразных, исполнительских навыков. Разрыв между приобретенными навыками и умениями и общим уровнем образования ограничивал психическое развитие детей с нарушением зрения.
Понимание детьми необходимости самообслуживания и овладение ими умениями и навыками этого труда способствует формированию позитивного отношения и к остальным видам труда. Однако возникают и другие ситуации. Часто ребенок с нарушением зрения, уже научившись обслуживать себя, считает, что он и так уже очень многого достиг, и, поэтому, остальную работу по улучшению окружающего мира за него могут выполнять другие. В связи с этим возникают задачи по формированию широких общественных мотивов трудовой деятельности у школьников с нарушением зрения, так как труда по самообслуживанию для формирования подобных мотивов недостаточно. Чем больше круг людей, на которых направлена эта деятельность, тем шире ее социальные мотивы деятельности.
В школе для слабовидящих работа по формированию трудовых навыков затруднена нарушением у обучающихся зрительного восприятия и самоконтроля, а соответственно и подражания. Поэтому в таком случае требуется сочетание словесного объяснения с практическим показом операций и приемов работы, основанном на одновременном осязательном и слуховом восприятии.
При трудовом обучении детей с нарушением зрения учитывается  ограниченность восприятия ими окружающего мира, а также более длительный период формирования навыков труда, вследствие возрастных и специфических особенностей развития. Трудовое обучение является одним из основных направлений реабилитации слабовидящих и осуществляется с учётом структуры нарушения зрения. Именно поэтому важно глубокое изучение физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающегося, выявление всех его способностей и возможностей.
При нарушении работы зрительного анализатора,  процесс психофизического развития ребёнка происходит по тем же закономерностям, по которым развиваются и нормально видящие дети. В то же время, этот процесс имеет свои специфические особенности развития и совершенствования этих функций.
Нарушение зрения является причиной сложностей в зрительной ориентации, способствует замедлению темпа развития зрительного восприятия, его точности, скорости, полноты зрительного синтеза и анализа. В связи с этим ориентировка и движение в пространстве, процессы развития мышления,  памяти, воображения и речи протекают с особой спецификой и своеобразием. Также слабовидящие дети часто испытывают затруднения в процессе описания предметов и составлении последовательности выполнения различных действий.
Недостаточная конкретность информации об окружающей реальности не всегда позволяет детям с нарушением зрения верно понимать взаимосвязи в предметном мире, выполнять классификацию и дифференциацию предметов, исходя из их общих, отличительных или функциональных свойств. Это объясняется отсутствием у детей системных данных об объектах и предметах реальной действительности.
Нарушение дистантности восприятия пространства в целом и положения предметов в нем, а также невозможность видения признаков предметов на расстоянии серьезным образом отражается на осмыслении обучающимися действительности. Слабовидящие дети не различают многих признаков и свойств предметов, так как плохо или вовсе не видят глобально удаленные предметы. Это приводит к возникновению зрительной обедненности предметных представлений, а иногда и к полному незнанию некоторых предметов и явлений. Помимо затруднений в восприятии удаленных объектов, снижение остроты зрения становится причиной усложнения процесса восприятия изображений графического характера и ориентировки в пространстве. У слабовидящих детей процесс зрительного восприятия характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, недостаточной сформированностью зрительного анализа и синтеза. Все вышеперечисленные трудности значительно осложняют процесс формирования чувственно-практического опыта детей с нарушением зрения.
Ограниченность зрительных возможностей приводит к снижению уровня глазомерных функций. В большинстве случаев это обусловлено отсутствием бинокулярного дистантного видения пространства и его основных характеристик: местоположения объектов, их удаленности, протяженности, глубины, ширины и высоты. Еще более серьезные затруднения выявляются у слабовидящих детей при выполнении предметных действий: обследовании предметов, составлении целого из частей, использовании различных инструментов. Причиной этих трудностей являются недостаточность развития мелкой моторики и снижение уровня зрительно-двигательной ориентации.
Учитель выбирает виды труда, в соответствии с возможностями обучающегося, условиями обучения и материального обеспечения. Также учителем уточняется содержание программы (некоторые темы могут опускаться или заменяться), а также определяется время, требуемое для отработки содержания темы.
Занятие обязательно строится с учетом коррекционно-педагогической работы. Она проходит через все этапы урока, отражается в содержании учебного материала, дидактических целях и методах обучения.
Основными особенностями структурного построения урока являются:
  1. Учет специальных пропедевтических периодов в построении урока по этапам;
  2. Последовательное чередование тактильной и зрительной работы обучающихся со слуховым восприятием учебного материала;
  3. Внедрение зрительной гимнастики в структуру урока;
  4. Учет темпа учебной работы, с опорой на уровень сформированности умений и навыков обучающихся.
На выполнение практических работ на занятии обучающимся предоставляется 80-90% учебного времени. Для сообщения технических сведений вводятся специальные занятия, кроме того, существует возможность ознакомить детей с ними во время выполнения ими практических работ. Виды  работ для практических занятий выбираются индивидуально, при этом учитываются характер и степень заболевания зрительного анализатора, сопутствующие заболевания, психофизическое состояние обучающегося на момент выполнения трудовой операции. Соблюдению правил техники безопасности, охране и гигиене зрения уделяется особое повышенное внимание.
Кроме того, значительное внимание в процессе трудового обучения уделяется совершенствованию точности в координации движений,  выработке правильной позы и осанки у обучающихся; формированию умений по организации собственной деятельности с учетом моментов релаксации и здоровьесберегающих технологий, направленных на снятие как общего, так и зрительного утомления.
При изучении теоретического материала и овладении трудовыми навыками у обучающегося со временем формируется определенный порядок обследования, восприятия, узнавания объекта, позже поэтапное его воспроизведение, а в итоге преобразование и сотворение целостного образа.
По мере освоения технологии обработки различных материалов и способов изготовления изделий, необходимых в быту, у обучающихся с нарушением зрения совершенствуется восприятие цвета, чувство размера, пропорций и объема; формируется культура внешнего вида; эстетика быта и трудовой деятельности; возрастает мотивация к реализации и раскрытию творческого потенциала.
При обучении слабовидящего обучающегося учителю следует обратить внимание на следующие важные аспекты:
  • Использовать лекала, выполненные в масштабе 1:1, изготовленные из плотного картона или пластика;
  • Обратить внимание на легкость конструкции изделия;
  • Способствовать уменьшению зрительной нагрузки;
  • Следить за стабильностью психоэмоционального состояния обучающегося на протяжении всех этапов деятельности.
Кроме того, целесообразно использовать такие формы обучения как экскурсии на различные предприятия, конкурсы, выставки, защита индивидуальных и коллективных проектов. Все это позволяет обучающимся более эффективно освоить материал и повысить уровень социализации.
Виды работ выбираются в соответствии со способностями и возможностями обучающихся. Участие в выставках и конкурсах является оптимальным способом подведения итогов и высшей оценкой качества результатов.
 
Также в школах для детей с нарушением зрения существует система внеклассной деятельности.
Внеклассная деятельность – это способ организации различных видов деятельности школьников, проходящих во внеучебное время, с помощью которых обеспечиваются необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная деятельность предоставляет широкие возможности для воспитательного воздействия на детей:
  • Разнообразие внеклассной деятельности способствует раскрытию индивидуальных разносторонних способностей ребенка, которые не всегда удается развить в рамках школьного урока;
  • Личный опыт ребенка, его представления о разнообразной деятельности человека обогащается в процессе включения в различные виды внеклассной работы;
  • Обучающиеся приобретают необходимые практические навыки и умения;
  • Благодаря разнообразию внеклассной работы, у детей развивается интерес к различным видам деятельности и активизируется желание участвовать в ней.
  • Дети учатся не только проявлению своих индивидуальных способностей, но и находиться в коллективе, сотрудничать со своими товарищами, ставить себя на место другого человека. При этом каждый вид внеклассной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт взаимодействия детей в коллективе в определенном аспекте. 
В совокупности все эти факторы дают большой воспитательный эффект.
Задачи всестороннего развития и воспитания обучающихся в процессе труда также решаются а внеклассных занятиях. В процессе работы формируются такие качества как: дисциплинированность, умение работать в коллективе, любовь и уважение к труду, чувство взаимовыручки.
Следует особо отметить, что изделия, выполняемые на внеклассных занятиях, не должны повторять изделия, выполняемые на уроках. В том случае, если какой-либо вид работ особенно понравился обучающимся, следует организовать занятие им в свободное время.
Внеклассная деятельность способствует всестороннему раскрытию способностей ребенка, обогащению личного опыта, развитию интереса и желания участвовать в различных видах продуктивной деятельности. Принимая участие в разнообразных формах внеклассной работы – кружках, научных обществах, олимпиадах, конкурсах – ребенок приобретает необходимые ему практические умения и навыки. В данной работе. Выбор сделан в пользу творческого кружка. Это обусловлено преимуществами, присущими данной форме внеклассной деятельности.
Значительным достоинством кружковой деятельности является право ребенка на самостоятельный выбор вида творческой деятельности, соответствующий его интересам, склонностям и способностям. Следовательно, обучающийся овладевает конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать его профессией, самостоятельно извлекая полезные для него знания, умения и навыки.
Другим важным достоинством кружковой деятельности является обеспечение возможности более тесного общения между детьми разных возрастов, встречающихся в благоприятной эмоциональной обстановке, которая создается благодаря общности интересов и потребностей детей.
Помимо этого, для кружка характерна организационная четкость, сложившиеся традиции, с помощью которых создаются благоприятные условия и психологическая установка на творческую работу в области добровольно выбранного, интересующего занятия.
Содержание занятий в кружках является более углубленным изучением отдельных разделов учебной программы, вызывающих интерес обучающихся. Это могут быть знакомство с жизнью и творчеством выдающихся ученых, писателей и других деятелей научных и культурных областей; ознакомление с новейшими разработками в области науки и техники; проведение тематических вечеров, посвященных отдельным личностям или явлениям; организация технического моделирования и проведение различных опытов; подготовка встреч с интересными людьми и т.п.
Современный человек испытывает потребность постоянно обновлять знания, совершенствовать свои научно-технические навыки и умения. В связи с этим, в процессе трудового воспитания необходимо психологически и практически подготовить школьников к труду: воспитать и сформировать трудовые навыки, умение планировать свой труд, работать в коллективе, активно и творчески участвовать в трудовом процессе.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»