Урок по технологии в 5 классе
Пошив наволочки с клапаном
Морокова Галина Васильевна
Цели: Познакомить учащихся с технологией обработки поперечных срезов наволочкиЗакреплять приёмы выполнения краевого шва вподгибку с закрытым срезом.
Развивать глазомер, самоконтроль, умение устанавливать причинно – следственные связи.
Прививать культуру труда.
Оснащение и наглядность: нитки, напёрстки, ножницы, игра «Дом с окнами», «волшебный чемоданчик», готовое изделие, образцы швов, предметная карта, таблицы «Требования к качеству», «Правильная посадка», инструкционная карта, словарные слова, дополнительный материал для 1гр. – карточки.
Ход урока
I .Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на работу.
II. Актуализация опорных знаний
-Вопросы к учащимся
1.Какое изделие мы учимся выполнять?
2.Из каких тканей шьют наволочки?
3.Какой формы?
4.Какой формы и фасона ваши наволочки?
-Игра «Волшебный чемоданчик»
Учитель. Вам предстоит узнать, образцы каких швов находятся в нём. Я буду рассказывать об этих швах, а вы попытайтесь по словесному описанию догадаться и назвать их:
-Это шов краевой. Им обрабатывают срезы. Сначала подгибают 5мм, второй раз больше. (Шов вподгибку с закрытым срезом)
-В ящике лежит образец со швом, которым соединили 2 детали вместе 2 строчками. (Двойной)
- Следующий шов соединительный, для постоянного соединения деталей. Может быть взаутюжку и вразутюжку. (Стачной)
(Уточнить, где применяется и как выполняется).
Учитель. Выберете из этих швов те, которые будете применять при пошиве наволочки.
- Работа с карточками «Дом с окнами».
Сантиметровая лента |
Линейка карандаш |
Припуски на швы |
Ножницы | Швейная машина |
Утюг |
- Закрыть окна в »доме» карточками со словами : мерки, чертёж, выкройка, раскрой, пошив, влажно – тепловая обработка
-Проверка правильности распределения карточек. Объяснить свои действия.
-Какой план получился?
-Какие пункты уже выполнили?
Промежуточный итог
Физпауза (с использование видеоролика)
III. Сообщение темы урока
- Сегодня продолжим работу по изготовлению наволочки и переходим к её пошиву, который тоже выполняется по плану. Давайте с ним ознакомимся.
А) Обработать поперечные срезы.
Б) Выполнить разметку для клапана.
В) Обработать боковые срезы.
Г)Отутюжить изделие.
IV.Информационная часть
- Словарная работа: приутюжить, отутюжить
Найти образцы приутюженных и отутюженных швов
- Чтение вслух: метод разъяснительного чтения
-Прежде, чем приступите к работе по выполнению обработки поперечных срезов, рассмотрите, как выглядят поперечные срезы на готовых наволочках.
(рассматривание образца)
- Какими швами обработаны поперечные срезы?
- Сколько раз подогнули? 1- ый раз? 2-ой? В каких срезах применялся этот шов?
- Обобщение учителя : при обработке срезов салфетки, платка и верхнего среза мешочка.
V.Практическая работа.
Учитель: Перед началом работы сделаем упражнения на развитие глазомера (отрезать полоску шириной: 1 см, 5 мм, 7мми и повторим правила техники безопасности при работе на швейной машине, с утюгом.
-Как организовать рабочее место?
2. - Перед началом работы необходимо вспомнить правила поведения в мастерской.
1. не опаздывать к началу занятий;
2. в мастерскую входить организованно;
3. перед началом работы одеть фартук и косынку;
Строго соблюдать правила техники безопасности труда в мастерской;
4. хранить незаконченную работу в специально отведённом месте.
5. по окончании занятия выходить из мастерской после разрешения учителя.
-Повторим технику безопасности при работе с ножницами.
1. хранить ножницы в определённом месте;
2. не держать ножницы острыми концами вверх;
3. передавать кольцами вперёд;
4. не оставлять ножницы на рабочем столе открытыми.
- Учитель. Продолжаем знакомиться с ходом практической работой.
Чтение вслух хода работы; демонстрация выполнения операций учителем.
Ознакомление с качественными требованиями:
. машинные строчки ровные
.ширина шва 1 см
VI.Текущий инструктаж
VII. Закрепление пройденного материала
1.Работа в тетрадях
2. Запись даты, темы, плана пошива наволочки.
VIII. Индивидуальная работа
Наволочка меньшего размера -3гр.
Задание на опережение -1гр.
VIII.Самоотчёт о проделанной работе
IX. Итог урока
Какой шов сегодня выполняли?
Какой срез этим швом обработали?
Продолжи: Сегодня я узнала…
Теперь можно…