Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование лэпбука на уроках в коррекционной школе

Гесть Виктория Олеговна
 
Скажи мне, я забываю.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
и это станет моим навсегда.
Китайская пословица

 
       Каждый из нас когда-либо поднимал вопрос, о том, как же запомнить всю важную информацию, как сохранить ее, как систематизировать ее так,  чтобы в дальнейшем активно использовать при необходимости?
Возникает предположение, что для более простого, систематизированного и длительного хранения информации, ее необходимо представлять в удобной форме. Это правило распространяется, как на взрослых, так и на обучающихся начальной школы.
Одной из таких удобных и результативных форм работы с информацией выступает создание лэпбука.
В дословном переводе с английского языка лэпбук («книга на коленях») – это самодельна книжка – раскладушка или тематическая папка с различными кармашками, окошками, подвижными деталями, в которых можно размещать информацию по изучаемой теме. Это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из зарубежной педагогики и прочно прижившийся в наших школах. Чем же это обусловлено?
Создание лэпбука – это интересная, необычная и непривычная для обучающихся между собой и с учителем.
В процессе создания такой папки можно закреплять, систематизировать и обобщать изученный материал, а в дальнейшем она позволяет актуализировать знания по пройденным темам. 
Каждый лэпбук является уникальным, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного способа его создания и окончательного варианта, ведь всё зависит от того, как обучающийся воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. А это, в свою очередь, гарантировано создает для обучающегося ситуацию успеха.
 Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Занимательная форма представления информации способствует появлению интереса у обучающегося к выполнению задач поиска и работы с информацией. 
        Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.  Работая индивидуально один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.         Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. В группе школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука.
Использование данной формы работы направлено на развитие у учащихся творческого потенциала. Такая форма работы учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Для работы над лэпбуком можно использовать материалы разного характера – это может быть цветная бумага, вырезанные и нарисованные самостоятельно картинки, рукописные или распечатанные тексты, природный материал. Книга, которую собирает учащийся самостоятельно или с помощью взрослых, даёт возможность ему стать не только создателем, но и дизайнером, художником – иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности и способностей обучающегося на начальном этапе школьного обучения.
Почему школьники влюбляются в него сразу и надолго? Потому что для них лэпбук, прежде всего игрушка. Причём игрушка, которую они сделали сами или вместе со взрослыми, которые руководили процессом. Здесь много скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии.
Данная форма организации изучения материала школьниками хороша ещё и тем, что позволяет привлечь к их работе и собственных родителей. Это живое общение, которого много не бывает. Родительский пример – мотивация на успешное обучение.
Таким образом, лэпбук позволяет формировать у учащихся умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся лэпбук – это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательной форме. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти учащегося, чтобы тот мог научиться пользоваться этими знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определённой теме, чтобы учащийся захотел самостоятельно расширить свои знания по какой – либо теме.
При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап работы над определённой темой, проектом, который школьники проделали самостоятельно или со взрослыми. Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при его создании. Обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, создать индивидуальную работу данного порядка просто невозможно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассников, у которых успеваемость на порядок выше. В результате работы с лэпбуком у младших школьников расширяются и углубляются предметные знания, а также повышается уровень развития универсальных умений.
Ну и, наконец, это очень увлекательно! Учащийся всё делает с опорой на свои интересы, играя, легко, с радостью, без психического и дисциплинарного принуждения!
В качестве результатов работы школьников с лэпбуком может выступать следующее:
  • обучающиеся овладевают устной речью, учатся выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, учатся задавать вопросы, делать умозаключения;
  • у обучающихся развивается любознательность, интерес к миру вокруг них, самостоятельность при выполнении отдельных видов работ;
  • в процессе работы над лэпбуком обучающиеся учатся  взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • обучающиеся учатся проявлять свои чувства, эмоции, в процессе работы, учатся договариваться друг с другом;
  • создание лэпбуков позволяет обучающимся видеть результат своей работы, оценивать его;
  • обучающиеся обладают развитым воображением, которое они реализуют в различных видах учебной деятельности;
  • такой вид работы способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего стоит начинать работу? Работа над лэпбуком проходит в несколько этапов:
  1. Выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и её сложность. Создание лэпбука может проходить в рамках таких предметов как «Мир природы и человека», «Чтение», «Математика», «Речевая практика»
  2. Когда тема определена, можно переходить к плану. Лэпбук – это не просто книжка с картинками, а учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие виды заданий будут уместны, для полного раскрытия темы. На этом этапе происходит изучение источников информации, осуществляется её отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей учащихся.
  3. Самый интересный этап – создание макета. Теперь надо придумать каким образом будет представлен каждый из пунктов плана. Формы представления могут быть любые, начиная от самой простой – текста, до игр и заданий. Всё это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини – книжках, книжках – гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разнух форм, карточках, разворачивающихся страничках и других формах представления информации.
  4. Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом надо сделать шаблоны в натуральную величину. Можно создать шаблоны вручную, можно на компьютере, используя специальные программы. В Интернете можно найти не только большое количество уже готовых лэпбуков, но и заготовок к ним.
Такой вид работы, как создание лэпбука отвечает требованиям ФГОС, так как он:
  • информативен,
  • полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания),
  • одновременно может использоваться группой обучающихся,
  • обладает дидактическими свойствами,
  • является средством художественно – эстетического развития учащегося, приобщает его к миру искусства,
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части),
  • его структура и содержание доступны младшему школьному возрасту учащихся,
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод, что создание лэпбука – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»