Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Речевое дыхание как основа постановки и автоматизации
речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Забуга Ольга Владимировна
Проблема развития речевого дыхания при коррекции речевых отклонений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является актуальной. Работа над дыхательной функцией, в том числе нетрадиционными способами, дает возможности ребенку успешнее адаптироваться к речевой среде. Тем самым делает более гармоничным развитие высших психических функций ребенка.
С дыхания начинается жизнь. Первое действие ребенка, появившегося на свет — это глубокий глоток воздуха. От дыхания зависит функционирование наших органов и систем.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияют на развитие речи детей.
Приступая к развитию речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Разработанные методики используются логопедами частично, и их приходится адаптировать к логопедической практике, так как тренинговые комплексы менее интересны детям, затруднительны для них и малопонятны.
Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Применение нетрадиционных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
В качестве нетрадиционной технологии коррекции дыхательных функций у дошкольников с тяжелым нарушением речи, мы предлагаем дыхательную гимнастику с использованием элементов из практики песочной терапии, ароматерапии и кундалини йоги.
Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком — это и упражнения на развитие дыхания, речи, развитие тактильной чувствительности и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что человек может создавать целые фрагменты мира и достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.
Игры с песком
  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • развивают диафрагмальное и речевое дыхание;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см. Песочница заполняется песком на одну треть или на половину.
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам:
  • набирай воздух через нос
  • не поднимай плечи
  • надувай живот «шариком»
  • выдыхай медленно и плавно
  • старайся дуть так, чтобы воздушная струя была очень долгой
Вот несколько примеров использования песка в индивидуальной коррекционной работе с детьми 5-7 лет.
«Помоги зайцу»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» с помощью воздушной струи все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
 
«Отгадай, что спрятано»
В песке засыпаются плоские изображения предметов. Ребенку предлагается осторожно сдувать песок, постепенно «открывая» картинку. Логопед предлагает отгадать, что спрятано в песке, по частичному изображению.
«Змейка»
Ребенок рисует пальцем на песке «след» от ползущей змеи, длительно произнося звук «Ш». Как усложнение, можно предложить ребенку рисовать след пальцами обеих рук одновременно.
«Волшебные буквы»
Логопед предлагает ребенку длительно пропевать гласные звуки (А-А, О-О, У-У, И-И, Э-Э, Ы-Ы) рисуя соответствующую букву пальцем на песке.
Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком делают занятие увлекательным и разнообразным. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Ароматерапия – один из самых древних видов восточной терапии.
О пользе эфирных масел знали даже жители Вавилона и Древнего Египта, которые успешно использовали их для поднятия духа и настроения, оздоровления, дезинфекции и т.д. За прошедшие столетия особо ничего не изменилось. Люди все также используют масла для ароматерапии. Ведь в них сконцентрирована вся целебная сила растений.
Ароматерапия способствует поддержанию здоровья детей, создает благоприятный эмоциональный климат, помогающий ребенку улучшить его интеллектуальную деятельность и речевые коммуникации.
Целью занятий с использованием элементов ароматерапии является создание условий для повышения работоспособности ребенка на логопедических занятиях через мотивацию к деятельности.
Основные задачи:
1. Нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем
2. Повышение умственной и речевой активности
3. Активизация процессов внимания, памяти, воображения, мышления
4. Профилактика простудных заболеваний
На практике мы убедились, что вдыхание ароматических веществ благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, тем самым стимулируется активность дыхательного центра, что способствует нормализации соотношения вдоха и выдоха.
В рамках данной темы мы предлагаем дыхательную гимнастику с использованием элементов кундалини йоги. По нашему мнению и опыту, хочется отметить, что элементы йоги могут быть успешно применены для работы с детьми, имеющими речевые нарушения, а в частности при коррекции и развитии речевого и физиологического дыхания.
Мы не будем подробно останавливаться на положительном влиянии йоги на организм человека в целом. На логопедических занятиях мы используем лишь элементы из практики йоги, все занятия проходят в виде игры, когда ребенок выполняет нестандартные упражнения, необычные дыхательные приемы, которые очень быстро запоминаются и приводят детей в неописуемый восторг. Комплекс дыхательных упражнений и упражнений на глубокое расслабление укрепляет нервную систему, улучшает общее состояние, развивает концентрацию внимания и другие ВПФ.
Занимаясь с детьми дыхательной гимнастикой с элементами йоги, следует обратить внимание на то, что данные виды занятий очень нравятся детям, прежде всего, своей нестандартностью и возможностью, как им кажется, отдохнуть, но вместе с тем, выполнить хорошую дыхательную зарядку. Дыхательные техники лучше сочетать с выполнением несложных асан, но всегда обращать внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Если ребенок не может по каким – то причинам выполнить ту или иную позу – он просто выполняет дыхательные движения.
Кроме обычных дыхательных техник и асан мы еще используем звуки и определенные звуковые комбинации (так называемые мантры – специально подобранные звуковые сочетания, которые имеют свой духовный и практический смысл), произнося которые мы получаем больше силы, энергии и внимательности, а так же развиваем длительность дыхания.
Основными задачами пропевания текстов и звукосочетаний является:
- умение сознательно регулировать ритм дыхания
- правильное соотношение вдоха и выдоха,
- распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой.
- воспитание правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков
- развитие силы и подвижности дыхательной мускулатур
- умение делать добор дыхания, причем производить его быстро и незаметно.
Дети с речевыми нарушениями несколько отличаются от нормально развивающихся дошкольников. Дети эмоциональные, требующие повышенного внимания со стороны взрослых, им требуется больше времени на освоение тех или иных техник коррекции.
Мы стараемся работать в тесном контакте и все новинки психолого-образовательных программ реализуем совместно, что ведет к более продуктивной коррекционной деятельности.
За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной. Помимо этого отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»