Дидактическая игра для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с ОНР
Угадай, называй, подбирай
Белякова Алла Юрьевна,
учитель-логопед ГБДОУ
детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает учителю-логопеду в процессе обучения ребенка чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словоизменения и словообразования у детей с ОНР. ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.учитель-логопед ГБДОУ
детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
При ОНР выделяют четыре уровня речевого развития:
1 –отсутствие связной речи, речь на уровне звукоподражаний;
2 – в речи есть общеупотребительные слова и фразы, но они чаще искажены;
3 – ребенок произносит целые фразы, но слоговая структура слов нарушена, в речи присутствуют аграмматизмы;
4 – фразовая речь есть , не закончился период фонемообразования, есть отдельные грамматические и смысловые ошибки.
Игровая деятельность :
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя речи.
Разработанная мною дидактическая игра направлена на развитие аналитико-синтетической деятельности мозга, сенсорной сферы, обогащения словарного запаса, усвоения языковых норм и правил. Игра может использоваться как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми с общим недоразвитием речи ,а также вариативна. У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Поскольку речь является высшей психической функцией и напрямую зависит от развития интеллекта, разработанная мною дидактическая игра будет востребована в работе дошкольных педагогов и специалистов.
«Угадай, называй, подбирай»
Возраст: подготовительная к школе группа детей с ОНР.
Дидактическая задача: развитие познавательных способностей ребенка (зрительного внимания; памяти, мыслительных операций; звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове, определение количества слогов, использование пространственных предлогов: между, справа, слева; установление причинно-следственных связей).
Игровая задача: перед ребенком (детьми) ставятся разные игровые задачи.
Материал: подобранные определенным образом предметные картинки (по лексической теме, по звуковому составу).
Число участников: 2-4
Правила игры: 1-й вариант. Педагог раскладывает перед ребенком (детьми) в ряд 6-7 предметных картинок (например, огурец, корова, волк, капуста, коза, помидор). Используемые картинки не меняются на протяжении всей игры. Педагог просит внимательно посмотреть и постараться запомнить все картинки и их расположение (10-15 сек.),просит закрыть глаза или отвернуться. В это время педагог убирает одну картинку или меняет местами две любые картинки . Затем педагог спрашивает: «Какой картинки не стало?» или «Что изменилось?» (при варианте перемены мест картинок), дети, соревнуясь, отвечают.
2-й вариант. По этим же картинкам назвать первый и последний звук в слове.
3-й вариант. По этим же картинкам определить количество слогов в слове («отхлопай» слово).
4-й вариант. По этим же картинкам педагог предлагает ребенку выбрать две (или более) картинки и объединить их в группу, обосновав свой выбор. Например, один ребенок выбирает огурец, капусту, помидор, потому что, это овощи; другой ребенок выбирает корову и козу, потому что, это домашние животные. Ребенок может предложить свои варианты, например, коза и капуста, потому что, коза питается капустой, волк и коза, потому что, волк, как дикое животное, может съесть козу.
Усложненный вариант, педагог сам выбирает следующие картинки и просит ребенка (детей) догадаться, почему он так сделал, например, корова, капуста, коза– эти слова начинаются на звук «К» , педагог просит дать характеристику звуку «К» (согласный, глухой, может быть твердым и мягким); огурец, корова, капуста, помидор – эти слова состоят из трех слогов.