Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Дидактическая игра для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с ОНР

Угадай, называй, подбирай

Белякова Алла Юрьевна,
учитель-логопед ГБДОУ
детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает учителю-логопеду в процессе обучения ребенка чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словоизменения и словообразования у детей с ОНР.  ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех  компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
 При ОНР выделяют четыре уровня речевого развития:
1 –отсутствие связной речи, речь на уровне звукоподражаний;
2 – в речи есть общеупотребительные слова и фразы, но они чаще искажены;
3 – ребенок произносит целые фразы, но слоговая структура слов нарушена, в речи присутствуют аграмматизмы;
4 – фразовая речь есть , не закончился период фонемообразования, есть отдельные грамматические и смысловые ошибки.
 
Игровая деятельность :
  1. побуждает детей к общению друг с другом;
  2. способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
  3. способствует совершенствованию разговорной речи;
  4. способствует обогащению словаря;
  5. оказывает влияние на формирование  грамматического строя речи.
   В своей практической деятельности для более эффективного развития речевой активности детей дошкольного возраста с ОНР, учитель-логопед использует различные игровые приемы. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается педагогом специально в обучающих  целях, когда обучение происходит на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания , но также обобщает и закрепляет их.
    Разработанная мною дидактическая игра направлена на развитие аналитико-синтетической деятельности мозга, сенсорной сферы, обогащения словарного запаса, усвоения языковых норм и правил. Игра может использоваться как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми с общим недоразвитием речи ,а также вариативна. У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
   Поскольку  речь является высшей психической функцией и напрямую зависит от развития интеллекта, разработанная мною дидактическая игра будет востребована в работе дошкольных педагогов и специалистов. 
«Угадай,  называй, подбирай»  
Возраст: подготовительная к школе группа  детей с ОНР.
Дидактическая задача: развитие познавательных способностей ребенка (зрительного внимания; памяти, мыслительных операций; звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове, определение количества слогов, использование пространственных предлогов: между, справа, слева; установление причинно-следственных связей).
Игровая задача:  перед ребенком (детьми) ставятся разные игровые задачи.
Материал:  подобранные определенным образом предметные картинки (по лексической теме,  по звуковому  составу).
Число  участников:  2-4
Правила игры:  1-й вариант. Педагог  раскладывает перед  ребенком (детьми) в ряд  6-7 предметных картинок  (например, огурец, корова, волк, капуста, коза, помидор). Используемые  картинки не меняются на протяжении всей игры.  Педагог просит внимательно посмотреть и постараться запомнить все картинки и их расположение (10-15 сек.),просит закрыть глаза  или отвернуться. В это время педагог убирает одну картинку или меняет местами две любые картинки . Затем педагог спрашивает: «Какой картинки не стало?» или «Что изменилось?» (при варианте перемены мест  картинок), дети, соревнуясь, отвечают.
2-й вариант. По этим же картинкам назвать первый и последний звук в слове.
3-й вариант. По этим же картинкам  определить количество слогов в слове («отхлопай» слово).
4-й вариант. По этим же картинкам педагог предлагает ребенку выбрать две (или более) картинки и объединить их в группу, обосновав свой выбор. Например, один ребенок выбирает огурец, капусту, помидор, потому что, это овощи; другой ребенок выбирает  корову и козу, потому что, это домашние животные. Ребенок может предложить свои варианты, например, коза и капуста, потому что, коза питается капустой, волк и коза, потому что, волк, как дикое животное, может съесть козу.
Усложненный вариант, педагог сам выбирает следующие картинки и просит ребенка (детей) догадаться, почему он так сделал, например, корова, капуста, коза– эти слова начинаются на звук «К» , педагог просит дать характеристику звуку «К» (согласный, глухой, может быть твердым и мягким); огурец, корова, капуста, помидор – эти слова состоят из трех слогов.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»