Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Мультипликация как современная инновационная
компьютерная технология, обеспечивающая
качественное коррекционно-педагогическое
воздействие на детей с нарушениями речи

Серкунова Клара Рауфовна
Цель исследовательской работы:        
Повышение уровня речевого развития и познавательной активности воспитанников c ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) средствами мультипликации.
Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:        
- выявить актуальные проблемы речевого развития устной речи дошкольников;
- изучить литературу, в которой  представлены основные позиции по  использованию мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- выявить особенности восприятия учебных фильмов и их роль в развитии представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- провести анализ развивающего и обучающего потенциала мультипликационных фильмов в общем, а так же сравнить результаты  речевого развития дошкольников нашего ДОУ на протяжении последних лет до и после использования средств мультипликации в коррекционной работе;
- разработать методические приемы и рекомендации по использованию средств мультипликации,  интернет-ресурсов в образовательном процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС ДО;
- подобрать мультипликационные фильмы для воспитанников логопункта в соответствии с программой обучения и лексическими темами;
- доказать эффективность технологии мультипликации в коррекции речевых нарушений воспитанников на логопункте.
Новизна исследовательской работы заключается в систематизации, а также  коррекционно-развивающих  возможностях  использования  средств  мультипликации в работе учителя-логопеда с детьми с различными речевыми нарушениями.
На сегодняшний день существует информация, уделяющая внимание использованию педагогами средств мультипликации в работе с детьми в группах общеразвивающей направленности. Однако информации по использованию мультипликационных фильмов в коррекции детей с различными нарушениями в условиях логопедического пункта в литературе не освещена вовсе.
     Мониторинг обследования детей на предмет выявления нарушений речи                                                
По всей стране в последние годы наблюдается  рост всех категорий нарушений развития, однако большую часть составляют дети с речевыми нарушениями. Изучение состава воспитанников нашего ДОУ свидетельствует о том, что число детей с речевыми нарушениями за последние четыре года значительно увеличилось. 
В 2015-2016 году  - детей в норме 41%, с нарушениями речи - 59%
В 2016-2017 - детей в норме 33 %, с нарушениями речи – 67%
В 2017-2018 - детей в норме 32%, с нарушениями речи - 68 %
В 2018 -2019 – детей в норме 23%, с нарушениями речи – 77% 
Л. С. Выготский писал: формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
В трудах педагогов Л.С. Выготского, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Е.М. Мастюковой звучит следующее: Личностные особенности детей с общим недоразвитием речи отражаются на их способности воспринимать учебный материал. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи не могут длительно удерживать внимание во время организованной образовательной деятельности, воспринимать в полном объеме  объяснения педагога, длинные инструкции. [3, 6, 7, 11]
Дети с ОВЗ имеют особые образовательные потребности, которые необходимо учитывать при организации образовательной деятельности. Речь у таких детей аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.  У детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, страдает продуктивность запоминания. Состояние недоразвития фонематического восприятия детьми с ОНР, а также нарушения слоговой структуры  слов представлены в рубрике «Говорят дети!». 
Развивающий потенциал мультипликационной технологии в современном образовательном пространстве                                                   
Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к детям с речевыми нарушениями, подбирать новые формы работы, технологии с целью повышения мотивации к речевой и учебной деятельности, без чего  невозможно полноценное обучение и воспитание.
В некоторых педагогических исследованиях (А.А.Гуськова, А.Ф. Лалетина и др.) отмечено, что средства мультипликации усиливают наглядность, повышая осознанность воспринимаемого материала, вызывая у детей эмоциональные переживания, благоприятно сказывающиеся на развитии познавательной деятельности.[2, 5, 8]
Мультфильм – это не только продукт медиасреды, но и вид искусства. Для детей искусство – одна из форм познания мира. Мультфильмы служат прекрасным средством развития познавательной активности, связной речи, внимания, воображения, значительно расширяют кругозор. По мнению детского психолога И. Я.Медведевой, в выборе мультфильмов  необходимо быть в десять раз осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.
К сожалению, мультфильмы используются родителями как средство, помогающее занять детей на какое-то время, и их просмотр носит исключительно развлекательный характер.[4, 9]
В настоящее время наглядный метод мультипликации в работе специалистов коррекционно-развивающего направления методологически не достаточно переработан в литературных источниках, но исходя из моей  практики, он достойно занимает одно из важных мест трансляции жизненного, эмоционального, коммуникативного опыта.
Общедидактические принципы, задачи использования средств мультипликации, этапы работы, методические приемы            
Для эффективного использования средств мультипликации я использую следующие методические приемы: Беседы, Демонстрация, Презентация, Прием "Стоп-кадр", Авторское комментирование, Прием коммуникации (диалог), Прием "Разыгрывание сценок",  Прием «Озвучивание».
Следующие дидактические игры позволяют в игровой форме закрепить знания и умения, полученные детьми в ходе просмотра мультипликационного фильма:
"Доскажи словечко", «Закончи предложение, "Назови ласково", "Один-много", "Посчитай до 10", "Подбери признаки", "Подбери действия", «Слова наоборот»,  «Придумай  слова-друзья»,  «Подбери  родственные  слова»; "Кого не хватает?", "Кто так говорит?», "Узнай песенку".
Такая система работы позволяет воспитанникам в полной мере усвоить программный материал, т.е. лексический словарь, взаимосвязь грамматических категорий, готовит предпосылки для связной речи, повышает коммуникативные возможности детей-логопатов.
Взаимодействие участников коррекционного процесса по использованию средств мультипликации                                         
  В лице родителей необходимо найти активных союзников. Всю работу по преодолению речевого нарушения родителям необходимо  согласовывать  с воспитателями и учителем-логопедом, обращаться к ним при всех возникающих затруднениях. Самое главное, что должны понять родители - без их участия и поддержки результат работы будет минимальным. Планомерное и систематическое коррекционное обучение, тесно охватывающее всех участников процесса, будет способствовать повышению мотивации у ребенка к преодолению речевого нарушения.
Рекомендации по использованию средств мультипликации         
Для работы необходимо отбирать отечественные мультфильмы, отличающиеся высоким эстетическим уровнем в содержании, ясности замысла и композиции, красочности,  простоте и доступности речи героев. Содержание мультфильмов должно соответствовать возрастному восприятию детей. При использовании мультипликации работу рекомендуется проводить как в непосредственно образовательной деятельности так и на индивидуальных занятиях по  развитию  лексико-грамматических средств  языка  и  связного  высказывания,  увязывая  тему  мультфильма  с  лексической темой занятия.  Продолжительность просмотра мультипликационных фильмов в условиях логопедического пункта  составляет от 1 до 5 минут.
Рекомендуется использовать современные серии развивающих мультфильмов: Серия «Маленькие уроки живой природы», «Уроки тетушки Совы- Времена года»,«Двенадцать месяцев»(1987),«Муха-цокотуха» (1960),«Кошкин дом», «Где обедал, воробей?» и т.д.; Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл.
Сравнительный мониторинг результативности речевых функций после использования средств мультипликации                                
Высокий  уровень  сформированности звукопроизносительной стороны речи, лексико-грамматического  строя  и связной речи представлен в таблице сравнительного мониторинга результативности развития речевых функций у воспитанников на логопедическом пункте за период с 2015 по 2019 учебные годы.
У воспитанников с нарушениями речи были выявлена положительная динамика в самоконтроле звукопроизносительной стороны речи, в развитии фонематических процессов, так же увеличилось  количество  детей,  имеющих  высокий  уровень  развития лексико-грамматического строя и связной речи.
В нижеприведенной таблице видны результаты обследования детей, обучающихся на логопедическом пункте на конец учебного года. Из нее следует, после  проведения комплекса занятий с использованием технологии  мультипликации на коррекционных занятиях видна положительная динамика по всем разделам устной речи.
Таким  образом,  предложенную  методику  коррекционно-логопедической работы  по  развитию речи  дошкольников  с  использованием  мультипликационных фильмов  можно  считать  эффективной  и  рекомендовать  для  практического использования в дошкольных учреждениях учителями-логопедами в условиях логопедического пункта.
Заключение                      
На основании вышесказанного мы можем констатировать:
Использование средств мультипликации в логопедической работе оказывает положительное влияние на речевую деятельность дошкольников. Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка: просодическую, фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, что создает базу для овладения связным речевым высказыванием. Дети контролируют звукопроизношение, быстрее  запоминают образные слова и словосочетания, научились самостоятельно составлять небольшие рассказы, участвуют  в диалоге более грамотно. Значительно повысилась мотивация к процессу обучения, а так же уровень усвоения лексического материала в соответствии с программными требованиями.
Средства мультипликации как современная инновационная компьютерная технология  позволяют педагогам обеспечить качественное разнообразие средств и методов педагогического воздействия на детей с различными нарушениями речи.
         Исследования в этом направлении намерены быть мной продолжены. Перспективы дальнейшего исследования вопроса я вижу в более подробном, детальном изучении коррекционного воздействия отечественных мультипликационных фильмов  в работе с детьми-логопатами.
На мой взгляд, было бы  интересно изучить обучающую составляющую мультипликационных фильмов так же зарубежных коллег более детально.
Исследование может быть полезно и интересно педагогам школ,  учителям-логопедам, воспитателям, родителям, а так же всем тем, кто интересуется проблемами детей с нарушениями речи. Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований.
Свою работу хотелось бы закончить словами Д. И. Лихачева:   
 «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»