Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Спортивная игра на перемене в  классах «Особый ребенок»,
как метод адаптации и социализации детей с ОВЗ

 
Чепкина Ольга Юрьевна,
воспитатель ГБОУ школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
  Аннотация
Актуальность данной работы обусловлена:
  • повышенной возбудимостью у одних и малой подвижностью у других школьников во время неорганизованных игр на переменах;
  • недостаточной степенью коммуникации между разными классами.
Цель:
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников через организацию школьных перемен.
Задачи:
  • подготовить игры для детей, учитывая их интересы;
  • научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща.
Здоровье - одна из важнейших составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность. Данные обследования здоровья учащихся показывают, что за последние десятилетия значительно увеличился процент учащихся имеющие те или иные заболевания.  Мало активное поведение во время урока,  должно компенсироваться двигательной активностью на перемене. Дети любят побегать на перемене, а это очень опасно, так как в любой момент можно получить травму.
Подвижные игры на переменах – путь к снижению школьного травматизма Больше всего травм    школьники получают на переменах. Среди мест детского травматизма в школах лидирующие позиции занимают коридоры, рекреации и лестницы. Одна из целей данных методических рекомендаций – помочь педагогическим работникам снизить травматизм обучающихся на переменах.
Травмы,  как правило, обусловлены поведением пострадавшего:
- низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом;
- отсутствие или недостаточность знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий;
- желание произвести впечатление на окружающих;
 - усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт.
Травмы вследствие неправомерных действий сверстников:
во время игры, непреднамеренно вне игры (например, столкновения во время бега).
В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребёнка: физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребёнка, но и одной из мер профилактики травматизма.
Эффективность учебного процесса в школе во многом зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительной работы особое место отведено проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах. Организация свободного времени на переменах позволяет эмоционально разгрузить детей после урока, настроить на следующий урок.
Игра - это основной способ для ребенка познать окружающий мир, выстроить взаимоотношения с другими детьми, получить необходимые навыки и умения, отдохнуть и развлечься. Игры, основанные на физической активности ребенка, можно разделить на спортивные и подвижные. Спортивные игры более сложны, требуют четкого соблюдения правил, которые определяют и место проведения, и состав участников, продолжительность игры. Методика проведения подвижных игр другая: они не так строги к соблюдению правил, в них нет четко регламентированного состава участников, для них можно использовать подручный инвентарь - шары, флажки, кегли, стулья и т.д. и т.п. Подвижные игры для детей в помещении помогут сделать  перемену активной и бодрой, направить детскую энергию в мирное русло. Главное, чтобы игры соответствовали возрасту и возможностям участников, имели понятные детям правила.
Игра – одна из главных форм работы с детьми с нарушением интеллекта.   Она пробуждает у обучающихся, воспитанников познавательный интерес, ребенок  в процессе игры учится управлять собой, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, помогает решать проблемы личностного и профессионального самоопределения. Для  детей с умственной отсталостью игры помогают адаптироваться, в том числе найти друзей и попрактиковаться в общении. Игры на перемене развивают умение   принимать решение, совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, помогают развивать силу, ловкость, сообразительность и выдержку. Двигательная активность способствует физической разрядке. У детей поднимается настроение,  переключив внимание, дети избегают утомления. Снижается нагрузка на зрение.
Перед  воспитателем ставится задача постепенного введения  детей с нарушением интеллекта в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у   ребёнка возникло желание играть в месте с детьми, он должен быть подготовлен.  Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей,  чтобы им было удобно играть, не мешая  друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.        
Роль игр на перемене в школе сводится к следующему:
  • Адаптация к новым условиям младших школьников.
  • Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
  • Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
  • Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
  • Снижение зрительного напряжения.
  • Переключение внимания, профилактика утомления.
Игра, проводимая во время перемены, должна отвечать следующим требованиям:
  • допускать возможность смены состава участников;
  • быть хорошо знакомой детям;
  • иметь простые правила, быть занимательными и интересными;
  • отвечать физической подготовленности учащихся;
  • отдельные игровые упражнения предназначаются для участников примерно одинакового возраста и роста;
  • игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать большой игровой азарт;
  •  нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие и утомляющие обучающихся;
  • необходимо поощрять стремление детей к самостоятельным играм;
  • возможность любого учащегося войти в игру и выйти из неё по своему желанию.
Отбор подвижных игр осуществляется по следующим критериям:
  • возраст школьников;
  • длительность перемены;
  • место проведения игр.
Правильная организация и проведение динамических подвижных перемен содействуют лучшему восприятию учебного материала, улучшают физическое развитие учащихся, воспитывают волевые качества.
При соблюдении некоторых правил, игры на перемене станут отличным способом поддержать здоровье школьников.

Правила организации игр на перемене.
  1. Чем проще правила игры, тем лучше.
  2. Для проведения игр школьникам выделяются специальные места.
  3. В любой игре участие должно быть добровольным.
  4. Игра не должна быть долгой по времени, поскольку  дети с умственной отсталостью быстро устают и им необходима частая смена деятельности.
  5. Стоит поддерживать стремление детей организовывать игры самостоятельно.
  6. Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
Проведение игры на переменах требует предварительной подготовки. Игры можно планировать на несколько перемен вперед. Отбирается требующийся для занятий инвентарь, причем к изготовлению простейшего инвентаря неплохо привлекать самих детей.  Разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными. Подбор игр необходимо соотносить с возрастом детей. Если младшие школьники вполне удовлетворяются незатейливой групповой игрой, то для подростков интереснее принять участие в игровых упражнениях, где можно показать ловкость, смекалку, определённое мастерство. Эти игры непродолжительны, но немаловажное значение имеет их зрелищность, занимательность. Дети с интересом наблюдают игру со стороны, что также помогает отвлечься и хорошо отдохнуть. На переменах широкое применение находят игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвуют один-два человека, а остальные активно наблюдают. Участники каждого аттракциона быстро меняются, в результате чего за 10–15 мин. в нём смогут участвовать несколько десятков человек. Надо отбирать аттракционы, требующие мало места, с простым оборудованием и несложные по содержанию. Их можно проводить одновременно в разных местах рекреации.
 Перемена должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни. 
Учащихся с нарушением интеллекта надо учить играть – практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приёмы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях.

Алгоритм объяснения игры может быть следующим:
  • название игры;
  • роли играющих и их расположение;
  • содержание игры;
  • правила игры.
 Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приёмы и условия учёта её результатов. При этом не исключается проявление творческой активности и инициативы играющих,  в рамках правил игры. Они упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков. Одновременно можно проводить несколько игр в разных местах, чтобы учащиеся могли выбрать для себя наиболее интересную. Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Подвижных игр, в которые можно играть на школьных переменах, очень много. Здесь важно знать меру и стараться,  чтобы учащиеся не перевозбудились,  иначе им потом будет трудно сразу сосредоточиться на уроке. Игры надо заканчивать до звонка на урок по указанию дежурного учителя, чтобы учащиеся смогли организованно войти в класс и подготовиться к предстоящему уроку.
Чтобы дети лучше ориентировались в рекреации, мы сделали разметку на  полу (приложение 1). На первом этапе  мы познакомили детей с разметкой. Сейчас  эту разметку мы используем для построения в подвижных играх.
Практическая значимость:
  1. Улучшение игровой зоны в рекреации на 4 этаже, использование аудио записей
  2. Организация игр на переменах как механизм реализации двигательной активности школьников
Перспективы развития:
  1. Пополнение методической копилки «Подвижные игры для учащихся классов «Особый ребенок» во время перемены» новыми играми и упражнениями
  2. Организация и проведение игр на переменах в следующем году 2020 – 2021
  3. Включение учащихся старшего звена для передачи опыта и обучения
Опыт показывает, что детям стало интереснее на переменах,  есть чем заняться. Предпочтения учащихся выразились в том, что они лучше освоили правила, предлагали провести, а затем и сами организовывали  игры.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»