Методическая разработка
Спортивная игра на перемене в классах «Особый ребенок»,
как метод адаптации и социализации детей с ОВЗ
Чепкина Ольга Юрьевна,
воспитатель ГБОУ школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Аннотациявоспитатель ГБОУ школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Актуальность данной работы обусловлена:
- повышенной возбудимостью у одних и малой подвижностью у других школьников во время неорганизованных игр на переменах;
- недостаточной степенью коммуникации между разными классами.
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников через организацию школьных перемен.
Задачи:
- подготовить игры для детей, учитывая их интересы;
- научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща.
Подвижные игры на переменах – путь к снижению школьного травматизма Больше всего травм школьники получают на переменах. Среди мест детского травматизма в школах лидирующие позиции занимают коридоры, рекреации и лестницы. Одна из целей данных методических рекомендаций – помочь педагогическим работникам снизить травматизм обучающихся на переменах.
Травмы, как правило, обусловлены поведением пострадавшего:
- низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом;
- отсутствие или недостаточность знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий;
- желание произвести впечатление на окружающих;
- усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт.
Травмы вследствие неправомерных действий сверстников:
во время игры, непреднамеренно вне игры (например, столкновения во время бега).
В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребёнка: физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребёнка, но и одной из мер профилактики травматизма.
Эффективность учебного процесса в школе во многом зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительной работы особое место отведено проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах. Организация свободного времени на переменах позволяет эмоционально разгрузить детей после урока, настроить на следующий урок.
Игра - это основной способ для ребенка познать окружающий мир, выстроить взаимоотношения с другими детьми, получить необходимые навыки и умения, отдохнуть и развлечься. Игры, основанные на физической активности ребенка, можно разделить на спортивные и подвижные. Спортивные игры более сложны, требуют четкого соблюдения правил, которые определяют и место проведения, и состав участников, продолжительность игры. Методика проведения подвижных игр другая: они не так строги к соблюдению правил, в них нет четко регламентированного состава участников, для них можно использовать подручный инвентарь - шары, флажки, кегли, стулья и т.д. и т.п. Подвижные игры для детей в помещении помогут сделать перемену активной и бодрой, направить детскую энергию в мирное русло. Главное, чтобы игры соответствовали возрасту и возможностям участников, имели понятные детям правила.
Игра – одна из главных форм работы с детьми с нарушением интеллекта. Она пробуждает у обучающихся, воспитанников познавательный интерес, ребенок в процессе игры учится управлять собой, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, помогает решать проблемы личностного и профессионального самоопределения. Для детей с умственной отсталостью игры помогают адаптироваться, в том числе найти друзей и попрактиковаться в общении. Игры на перемене развивают умение принимать решение, совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, помогают развивать силу, ловкость, сообразительность и выдержку. Двигательная активность способствует физической разрядке. У детей поднимается настроение, переключив внимание, дети избегают утомления. Снижается нагрузка на зрение.
Перед воспитателем ставится задача постепенного введения детей с нарушением интеллекта в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у ребёнка возникло желание играть в месте с детьми, он должен быть подготовлен. Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
Роль игр на перемене в школе сводится к следующему:
- Адаптация к новым условиям младших школьников.
- Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
- Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
- Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
- Снижение зрительного напряжения.
- Переключение внимания, профилактика утомления.
- допускать возможность смены состава участников;
- быть хорошо знакомой детям;
- иметь простые правила, быть занимательными и интересными;
- отвечать физической подготовленности учащихся;
- отдельные игровые упражнения предназначаются для участников примерно одинакового возраста и роста;
- игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать большой игровой азарт;
- нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие и утомляющие обучающихся;
- необходимо поощрять стремление детей к самостоятельным играм;
- возможность любого учащегося войти в игру и выйти из неё по своему желанию.
- возраст школьников;
- длительность перемены;
- место проведения игр.
При соблюдении некоторых правил, игры на перемене станут отличным способом поддержать здоровье школьников.
Правила организации игр на перемене.
- Чем проще правила игры, тем лучше.
- Для проведения игр школьникам выделяются специальные места.
- В любой игре участие должно быть добровольным.
- Игра не должна быть долгой по времени, поскольку дети с умственной отсталостью быстро устают и им необходима частая смена деятельности.
- Стоит поддерживать стремление детей организовывать игры самостоятельно.
- Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
Перемена должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Учащихся с нарушением интеллекта надо учить играть – практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приёмы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях.
Алгоритм объяснения игры может быть следующим:
- название игры;
- роли играющих и их расположение;
- содержание игры;
- правила игры.
Чтобы дети лучше ориентировались в рекреации, мы сделали разметку на полу (приложение 1). На первом этапе мы познакомили детей с разметкой. Сейчас эту разметку мы используем для построения в подвижных играх.
Практическая значимость:
- Улучшение игровой зоны в рекреации на 4 этаже, использование аудио записей
- Организация игр на переменах как механизм реализации двигательной активности школьников
- Пополнение методической копилки «Подвижные игры для учащихся классов «Особый ребенок» во время перемены» новыми играми и упражнениями
- Организация и проведение игр на переменах в следующем году 2020 – 2021
- Включение учащихся старшего звена для передачи опыта и обучения