Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапи
Путешествие в волшебную страну Гнома. Автоматизация звука С в слогах, словах
Забуга Ольга Владимировна
Цели:
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать правильное звукопроизношение.
- Обучать навыкам анализа и синтеза слогов, односложных слов.
- Активизировать мыслительные процессы.
- Развивать графические навыки.
- Расширять и активизировать словарный запас.
- Развивать связную речь,
- мелкую моторику, навыки общения, сотрудничества.
Сегодня у нас необычный урок, а урок сказка. Мы с вами отправимся в сказочную страну Гномию, в этой стране много песка, но живут там удивительные гномики. Мы с ними познакомимся, будем учиться чётко произносить звук С в слогах, словах
Перед вами пустыня, кругом один песок, чтобы попасть в эту страну надо быть сильными,
Пальчиковая гимнастика.
Жили – были в домике
Маленькие гномики
(сжимать и разжимать пальцы)
1 2 3 4 5
Это гномик
любит молоко.
Этот гномик
ушёл в лес далеко.
Этот гномик
малину нашёл.
Этот гномик
В барабан бьёт.
Этот гномик
Кричит – почему все разошлись?
Скучно мне одному.
Дыхательная разминка.
К путешествию надо подготовиться, первое дыхательное упражнение
- «Выровняй дорогу»
- Чтобы узнать на каком транспорте будем путешествовать, выполним дыхательные упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроется дверь
Приоткрыть рот окошко – пальцы сжать в кулаки.
Мы тута без труда попадём
на волшебном ковре самолёте
лопаточка – пальцы широко оттопырить.
На летучем большом корабле.
Чашечка – пальцы подбрасывают песок.
Или с бабой ягой на метле.
Часики – пальцами двигаем ритмично влево вправо
На плоту по молочной реке
И верхом на коньке горбунке
Можно в сказку взлететь на жар птице
Качели – пальцами в такт движения языка двигать по песку.
Можно на колобке закатиться
Вкусное варенье – пальцы круговое движение по песку.
Можно въехать, как слон на еже.
Пожевать язык – пальцы сжимаются разжимаются.
Ой, мы в сказке уже.
Введение в тему.
В одной сказочной стране, где текла река (или было озеро, море - в зависимости оттого, что захотят построить дети), стоял красивый лес, где жил маленький гномик Появляется фигурка гномика.
- У гномика был домик (появляется домик), рядом с домиком росло дерево.
- Гномик о нем заботился, поливал, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно.
- Звали гномика С. Он носил курточку с изображением своего имени (на спине фигурки прозрачным скотчем приклеена 6уква С). Самое удивительное, что гномик мог произносить только свое имя — С.
Характеристика звука.
Произнесение звука.
- Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо, он радостно произносил:
- Когда ему было холодно, он прятался в домике и жалобно дрожал: •
- Когда он сердился, он снова произносил: •С-с-с..
- Когда он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он го‑
(Важно произносить с ребенком этот звук с различной эмоциональной
окраской.)
Произнесение в слогах.
- А на другом конце этой сказочной страны стоял домик.
- Другой гномик по имени О, с которым вы уже знакомы, остался жить с бабушкой Олей и дедушкой Осипом. Помните? Но дедушка Осип и бабушка Оля уехали в гости к своей внучке Оленьке, а гномик остался сторожить домики ему было грустно..
- О-о-о • , — часто вздыхал гномик. Когда он узнавал что-то вовсе, Удивлялся: •О-о-о?
- Когда радовался, произносил: •О-о-о!
- Как-то гномикам наскучило сидеть в своих домиках и они пошли страну посмотреть и себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей.
- Вот на поляне встретились два гномика — С и О. Они очень удивлялись друг другу, и каждый из них произнес свое имя: С-с-с, О-о-о. гномики подходили все ближе и ближе, а когда их руки коснулись друг друга, каждый произнес свое имя: С-с-с, О-о-о. И не только свое, но и имя другого. Взялись за руки, они пошли по дорожке, весело распевая: С-С-0-0, О-О-С-С.
Посмотрите (незаметно ставит еще один ДОМИК на край песочницы), кто в этом домике живет? Это еще один гномик, а зовут его К.
Он может произносить только свое имя —• К-к-к
Как он говорит, когда радуется?
- Когда грустит?
- Когда сердится?
- Когда удивляется?
- Давайте поможем гномику К обустроить его домик.
- Как-то гномикам наскучило сидеть в своих домиках и они пошли страну посмотреть и себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей.
- В это время гномик К тоже гулял и вышел на дорожку, по которой шли гномики С я О. Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: К-к-к С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются их руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки.
- И вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло так же внезапно, как и началось. Гномики открыли глаза и удивленно произнесли: сок. Неожиданно у каждого из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока.
- Они выпили сок и радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда их руки соединялись, они могли произнести слово сок.
- Она поняли, что могут творить чудеса, когда они вместе.
Письмо букв на песке.
дети печатают буквы С, О. К, проговаривают написанное, затем палочкой повторяют написание слова
сок.
итог занятия
Л о г о п е д. Сегодня мы с вами узнали, что звуки могут соединяться в слово, а слово мы смогли написать на песке. Спасибо, добрые гномики.
Комментарий: аналогичные занятия проводятся на согласные звуки.
Материалы для занятий можно брать из сказок, пособий, подключая свою фантазию, знание и жизненный опыт.