Неговорящий ребенок. Проблемы и решения
Радионова Светлана Александровна,
учитель-логопед ГБДОУ № 28
Василеостровского района Санкт-Петербурга
учитель-логопед ГБДОУ № 28
Василеостровского района Санкт-Петербурга
В современном мире резко возросло количество детей с речевыми проблемами. В семье рождается малыш. Сколько радости доставляет родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники ребенка начинают говорить словами и фразами, а малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное или молчит вовсе. И такие примеры мы встречаем всё чаще и чаще. Что же делать?
Для специалистов очень важно на первом этапе определить пути и средства коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или специфических нарушений в речевой сфере.
Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость — все эти особенности мешают полноценному взаимодействию ребенка с окружающими. В связи с этим когда педагог работает с невербальными детьми, его цель не сводится к тому, чтобы ребенок начал говорить. Главная задача педагога - научить ребенка эффективной коммуникации! Важно осознать, что «невербальный» — это не просто тот, кто не умеет говорить. Необходимо выявить, как общается ребенок? Создается ли впечатление, что он понимает на слух гораздо больше, чем может сказать? Напевает ли ребенок себе какие-то слова, называет ли части слов, поет ли песенки? Кричит ли ребенок, когда расстроен или издает немые звуки? Возможно, он общается с окружающими лишь с помощью поведения? Если ребенку не хватает врожденного желания для коммуникации и окружающие люди не мотивируют его для этого дополнительно, то ему будет гораздо проще добиваться своего с помощью нежелательного поведения. В связи с этим, работа с поведением играет огромную роль в развитии коммуникации.
Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость — все эти особенности мешают полноценному взаимодействию ребенка с окружающими. В связи с этим когда педагог работает с невербальными детьми, его цель не сводится к тому, чтобы ребенок начал говорить. Главная задача педагога - научить ребенка эффективной коммуникации! Важно осознать, что «невербальный» — это не просто тот, кто не умеет говорить. Необходимо выявить, как общается ребенок? Создается ли впечатление, что он понимает на слух гораздо больше, чем может сказать? Напевает ли ребенок себе какие-то слова, называет ли части слов, поет ли песенки? Кричит ли ребенок, когда расстроен или издает немые звуки? Возможно, он общается с окружающими лишь с помощью поведения? Если ребенку не хватает врожденного желания для коммуникации и окружающие люди не мотивируют его для этого дополнительно, то ему будет гораздо проще добиваться своего с помощью нежелательного поведения. В связи с этим, работа с поведением играет огромную роль в развитии коммуникации.
Для того, чтобы коммуникация состоялась, необходимо создать определённые условия, способствующие ее развитию:
1.зрительный контакт
2. имитация крупных движений
3. действия с предметами или без них
4. игровые навыки
5. выстраивание последовательности действий
6. имитация мелких и артикуляционных движений
7. совместное внимание (показывание, указывание, взгляд в одном направлении)
2. имитация крупных движений
3. действия с предметами или без них
4. игровые навыки
5. выстраивание последовательности действий
6. имитация мелких и артикуляционных движений
7. совместное внимание (показывание, указывание, взгляд в одном направлении)
При соблюдении данных условий мы можем говорить о создании благоприятной обстановки для общения.
Далее педагогу необходимо придерживаться определённых принципов и правил работы по запуску речи:
• системности и комплексности,
• систематичности проведения занятий,
• экспрессия педагога (родителя),
• эмоциональный фон совместной деятельности,
• опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течении занятия,
• активного целенаправленного включения родителей,
• вариативности наглядного и дидактического материала для детей,
• повышенные требования к речи педагога и других взрослых, окружающих ребенка
• использования продуманной, визуализированной системы поощрения
• активного привлечения внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.
На первом этапе работы с неговорящим ребенком важно создание мотивации к использованию речи. Главными целями этого этапа являются:
• систематичности проведения занятий,
• экспрессия педагога (родителя),
• эмоциональный фон совместной деятельности,
• опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течении занятия,
• активного целенаправленного включения родителей,
• вариативности наглядного и дидактического материала для детей,
• повышенные требования к речи педагога и других взрослых, окружающих ребенка
• использования продуманной, визуализированной системы поощрения
• активного привлечения внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.
На первом этапе работы с неговорящим ребенком важно создание мотивации к использованию речи. Главными целями этого этапа являются:
1. стимулирование любых звуковых реакций ребенка (нам не важно, что говорит ребенок, важно его звукоизвлечение),
2. вызывание интонационно окрашенных модуляций (имитация интонационного рисунка слова),
3. вызывание реплик, сопровождающих бытовую деятельность ребенка, перестройка коммуникационного поведения ребенка – создание мотивации к использованию вербальной речи в быту,
4. введение в занятие приемов, способствующих выработке артикуляционных укладов, движений, форсированного ротового выдоха, толчкообразных движений языком,
5. вызывание недостающих звуков речи – основ, звуков раннего генеза, сначала звуков видимой артикуляции, затем сложных звуков,
6. вызывание звукокомплексов в спонтанной игровой обстановке (не только криков животных и птиц, но и аналогов различных частей речи – существительных, глаголов),
7. стимулирование ребенка к сопровождению игровой деятельности доступными вокализациями (ОП, ТОП-ТОП, БАХ)
2. вызывание интонационно окрашенных модуляций (имитация интонационного рисунка слова),
3. вызывание реплик, сопровождающих бытовую деятельность ребенка, перестройка коммуникационного поведения ребенка – создание мотивации к использованию вербальной речи в быту,
4. введение в занятие приемов, способствующих выработке артикуляционных укладов, движений, форсированного ротового выдоха, толчкообразных движений языком,
5. вызывание недостающих звуков речи – основ, звуков раннего генеза, сначала звуков видимой артикуляции, затем сложных звуков,
6. вызывание звукокомплексов в спонтанной игровой обстановке (не только криков животных и птиц, но и аналогов различных частей речи – существительных, глаголов),
7. стимулирование ребенка к сопровождению игровой деятельности доступными вокализациями (ОП, ТОП-ТОП, БАХ)
Конечной целью данного этапа является увеличение речевой активности ребенка, активное нарастание «лепета», звукокомплексов, появление лепетных предложений (ква-ква, прыг-прыг, мама алё), формирование слов - связок, позволяющих вызвать простые предложения (ВОТ, ТУТ, ТАМ, ЭТО, ДАЙ, НА), и появление на их основе простых предложений.
На втором этапе у ребёнка появляется одно и двухсловная фразовая речь, которая еще отличается от нормативной фразы в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь становится более разнообразным, но ещё ограничен качественно и количественно.
На данном этапе ставятся следующие задачи:
На втором этапе у ребёнка появляется одно и двухсловная фразовая речь, которая еще отличается от нормативной фразы в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь становится более разнообразным, но ещё ограничен качественно и количественно.
На данном этапе ставятся следующие задачи:
- Послоговое проговаривание слов (с обязательным предваряющим и завершающим воспроизведением слова целиком).
- Стимулирование имитации образа слова (путем повтора слова в замедленном или наоборот, в ускоренном темпе). Появление способности воспроизведения образа слова показывает, что ребенок в состоянии распознать длину слова, количество слогов, расположение ударного слога. Подбор речевого материала производится с учетом нарастания сложности звуко-слоговой структуры слов.
- По мере нарастания произносительных способностей ребенка идет работа по формированию речевых штампов – наиболее часто встречающихся бытовых выражений, оречевлению желаний, потребностей, эмоций.
- Ведется работа по усложнению структур предложений, воспроизведению ритмического рисунка фраз (один из эффективных способов - заучивание рифмовок).
- Развитие связной речи – через систему составления постепенно усложняющихся рассказов.
И заключительный, третий этап направлен на развитие речи как в семантическом, так и в грамматическом значении. Параллельно ведётся работа над уточнением звукопроизношения. Главными задачами этого этапа являются:
- Переход от называния к свободе выражения мыслей.
- Дальнейшее расширение активного и пассивного словарей языка с учётом построения смысловых связей.
- Накопление словаря различных частей речи.
- Правильное употребление грамматических конструкций языка.
- Развитие связной речи.