Развитие связной речи старших дошкольников
Колесова Инна Александровна,
учитель-логопед ГБДОУ № 43
Санкт-Петербурга
Актуальность темы: учитель-логопед ГБДОУ № 43
Санкт-Петербурга
Развитие связной речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Современные родители в наше время часто забывают, что дети подражают окружающим и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе сверстников и взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Наблюдения педагогов показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день. Огромная ответственность при этом ложится на педагогов, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.
Значимость связной речи рассматривали в своих трудах А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Исследователями доказано, что речь формируется в процессе общения людей между собой. Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и, как отмечают многие ученые, педагоги и логопеды, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
В дошкольном возрасте дети часто работают руками: рисуют, лепят, вырезают и т.д. Речевое сопровождение любой деятельности влияет на психическое развитие ребенка, помогает активизировать познавательную сферу. Поэтому стоит стимулировать детей к комментированию своих действий.
Связная речь является сильным показателем общего развития ребенка, его осведомленности, овладения родным языком. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо учиться составлять самостоятельные рассказы. Связная речь играет огромную роль в развитии ребенка. Для эффективного взаимодействия нужно уметь наиболее полно и точно выражать свои идеи, мысли, аргументы. Невозможно выразить свои эмоции, переживания, мнение без правильного оформления предложений.
Самопознание, саморазвитие ребенка строятся именно на овладении речью.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.Изготовление, совместно детьми и родителями, макетов различных сред обитания.
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, создает богатую почву для их развития.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с растительным и животным миром, местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Знакомя ребенка с природой, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально–образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно поэтому, так необходимо расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Участники проекта: Дети, родители, воспитатель, учитель-логопед
Вид проекта: Исследовательски-творческий, групповой.
Проблема: «Хотим узнать, кто живет и что растет в разных средах обитания?»
Цель проекта: Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи: Закрепить представления детей о средах обитания. Расширить словарь по темам. Развивать связную речь. Формировать умение составлять рассказ по схеме: среда обитания- климат- растительность - животный мир.
Описание: Ребенок подходит к макету и пользуясь схемой в виде пиктограммы рассказывает про среду обитания. В процессе рассказывания проводится работа над звукопроизношением. Совершенствуется грамматический строй речи.
Усложненный вариант: Можно использовать эти макеты в игре загадок-описаний. Тот же рассказ по схеме, но сама среда обитания не называется - ее надо отгадать.
Закрепление материала и обмен опытом:
После ознакомления с очередной средой обитания, дети совместно с логопедом и воспитателем «выпускали» книгу. Например, по теме «Лес». В книге отображались правила поведения в лесу. Картинки также
сопровождались схемами. Это давало возможность детям других групп, рассматривая книгу, самостоятельно узнать о каждой среде обитания.
Предварительная работа по первым двум темам:
1. Беседы. Что такое лес и его значение для планеты. Этажи леса. Правила поведения в лесу. Что такое «Болото», его значение в природе. Растительный и животный мир болот.
2. Экспериментально-исследовательская деятельность: сравнение почвы (земля-торф).
3. Работа с родителями: совместная деятельность родителей с ребенком- изготовление макетов «Лес», «Болото».
4. Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Жалейкин и лягушонок»,В. Бианки «Первая охота».
5. Просмотр дома, совместно с родителями (с сайта логопеда) познавательного мультфильма из серии «В мире дикой природы. Музыка болот».
6. Проведение сравнительных характеристик журавля и цапли, лягушки и жабы.
7. Рассказывание по ролям русской народной сказки «Журавль и цапля»
С детьми проводились беседы на темы:
«Что нас окружает?», «Удивительный лес» «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга», «Клест и дятел», «Лесной доктор» «Водоемы», «Кто такие рыбы?», «Хвойные деревья», «Где растения любят жить?», «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерево по семенам». «Путешествие растений». «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека», «Зачем и кому нужна вода», «Круговорот воды в природе», «Как появилась на свет лягушка?», «Север и Юг» и т.д.
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Проводились дидактические игры:
«Чей след?», «Чей хвост?», «Чей клюв?», «Зимующие и перелетные», «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы, насекомые, земноводные», «Что, где растет?», «Опиши, мы отгадаем» и т.д.
Осуществлялось чтение худ.литературы:
С. Есенин «Береза», Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели», З. Александрова «Птичья столовая». И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных. Чарушин Е. Звери жарких и холодных стран. Маршак С. «Мой зоосад», Ушинский К. «Бишка» и т.д.
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях, растениях, занесенных в красную книгу. Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу.
Экскурсия в парк, оранжерею ботанического сада.
Осуществлялось прослушивание музыкальных произведений:
П. И. Чайковского «Времена года», С. Прокофьева «Утро», «Шествие кузнечиков», «Ходит месяц над лугами».
Рассматривание иллюстраций и составление описательных рассказов о животных, земноводных, растениях, птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
Проводилась экспериментальна деятельность
Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о различных средах обитания повысился. Проект способствовал развитию связной речи, расширению и углублению представлений детей о природе, повышению познавательного интереса,