Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование на уроках математики Монтессори-материалов в обучении детей с ДЦП

Пучкова Марина Игоревна,
ГБОУ «Центр «Динамика» Школа № 616
Адмиралтейского района Сангкт-Петербурга

Актуальность данной темы состоит в том, что дети с детским церебральным параличом (ДЦП) испытывают трудности в изучении математики вследствие повышенной утомляемости и малого сенсорного и практического опыта, поэтому на уроках математики дети этой категории нуждаются в особых подходах и условиях. Пристальное внимание при подготовке к занятиям по математике с ребенком с ДЦП следует уделить подбору дидактического материала. Все материалы, используемые на уроках, должны соответствовать принципу научности, доступности и наглядности, а также позволять учащимся начальных классов вначале на предметно-практическом уровне, а затем и  абстрактно усвоить математические представления и компетенции.
Математический  Монтессори-материал отвечает основным принципам и требованиям, а также соответствуют потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в частности с ДЦП. Монтессори-материал построен по  принципу, что обучение идет от простого к сложному. Каждое упражнение имеет свой уровень сложности, но все материалы взаимосвязаны между собой.
Математический Монтессори-материал делится на пять основных групп. Первая группа упражнений предполагает знакомство с числами от нуля до десяти. Вторая группа упражнений помогает освоить ребенку десятичную систему. Третья группа - это  введение понятия числа. Четвертая группа вводит учащегося в мир многозначных чисел. Пятая группа упражнений позволяет ребенку познакомиться с дробями. Освоение Монтессори-материала предполагает три «уровня» знакомства с упражнением. Первый позволяет узнать новое упражнение, здесь педагог показывает и проговаривает этапы выполнения упражнения. Второй - это практическое выполнение упражнения, ребенок становится активным участником процесса. Третий - это проверка и закрепление.
Математический Монтессори-материал тесно связан с Монтессори- материалом для развития чувств, например, сине-красные штанги из математического материала и красные штанги в материалах для развития чувств. Монтессори-материалы для развития чувств являются первой ступенью к усвоению математических знаний, например, такие упражнения как розовая башня, красные штанги, коричневая лестница.
Математические Монтессори-материалы, используемые в начальной школе, это числовые штанги, веретена, золотой бусиничный материал. Все вышеперечисленные материалы помогают легче сформировать у ребенка с ДЦП понятие числа, научить его ориентироваться в первом десятке (числовые штанги и веретена), а также в десятичной системе (золотой бусиничный материал). Достигается это благодаря тому, что используемый материал является наглядным и одновременно практическим. К примеру, золотой материал из бусин помогает представить  единицу как точку, десяток как прямую, сотню как квадрат. Помимо этого, Монтессори-материалы помогают развивать моторику, а также подготавливают ребенка к усвоению геометрического материала. Такие упражнения как геометрические тела, конструктивные треугольники, плоские геометрические фигуры-вкладыши, знакомят ребенка с основами геометрии, то есть  разделы в Монтессори-материалах взаимосвязаны между собой.
Наблюдения за учащимися с ДЦП, с которыми в течение нескольких лет  на уроках математики использовались Монтессори-материалы, показывают эффективность и целесообразность данной работы. Во-первых, материал для учащихся привлекательный, новый и необычный. Монтессори-материал структурирован, поэтому учащиеся при совершении ошибки сразу видят ее и имеют возможность исправить, то есть ребенок имеет возможность сам контролировать свою деятельность, что приводит к психологическому эффекту отсутствия страха совершить ошибку. Во-вторых, учащиеся с ДЦП в начальной школе воспринимают урок с использованием Монтессори-материала больше как игру, ребенку становится интересно само упражнение, что приводит к повышению учебной мотивации, снятию напряжения и преодолению астении. В – третьих, надо отметить, что Монтессори-материалы способствуют концентрации внимания на непрерывной работе над упражнением, это приводит к тому, что ребенком достигается глубокое понимание своей деятельности.
Например, учащийся Б. третий класс имеет выраженный игровой интерес и низкую познавательную активность, испытывает выраженные трудности в усвоении материала по математике. Использование Монтессори-материала второй математической группы (золотой материал из бусин и карточки к нему) позволила сформировать устойчивые представления в пределах сотни, навык вычисления сначала на предметно-практическом уровне, а затем на более абстрактном уровне.  Использование Монтессори-материалов в дальнейшем позволит упрочить данные компетенции и сформировать новые в соответствии с программой обучения.
Список используемой литературы:
1.Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия Изд.: Речь 2010 г. 
2.  Сорокова М.Г. Система М. Монтессори теория и практика Москва 2013 г.
3. Хилтунен Е.А. Практическая Монтессори-педагогика Изд.: АСТ 2010 г.
4. Российский Монтесори-Центр. Монтессори-материал часть 1. Изд.: Мастер 1992 г.
5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич СПб., Дидактика плюс, 2001 г.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»