Конспект занятия в старшей речевой группе
В гостях у перелетных птиц
Березина Елена Борисовна
Задачи:Образовательные
- Закрепление представлений о перелетных птицах. Уточнять, расширять и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме.
- Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 3-4х звуков.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие мелкой моторики
- Развитие тактильного восприятия букв, тактильнй памяти, мышления.
- Развивать связную речь
- Формировать навыки сотрудничества,взаимопонимания, доброжелательности.
- Формировать уважение к окружающему животному миру.
Реализация образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Квалифицированная коррекция
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед прдлагагет детям побывть в гостях у перелетных птиц.
2. Используется методическая разработка для МИМИО или картинка с птицами и деревьями, на которых спрятаны птицы.
Кто нас ждет в гости? Узнаем, когда отгадаем загадки.(подбор загадок про цаплю,кукушку, аиста, скворца).
На странице 4 птицы, которые спрятаны под лопающимися зелеными шарами.
В верхнем левом углу -скворец, в левом нижнем-кукушка, в правом верхнем-цапля, в правом нижнем- аист.
Около каждого дерева спрятано облако с загадкой. Дети раскручивают стрелку, которая останавливается у одного из 4х деревьев. Извлекакют облако с загадкой и отгадывают ее.
3.После того, как дети знакомятся со всеми птицами, логопед предлагает отгадат, куда приглашают их птийы.
Создание проблемной ситуации.
Игра "Сенсибар"
Детям необходимо угадать содержимое стаканчиков по запаху. Дети нюхают и определяют, что в стаканчиках находится сосновая хвоя, грибы, мох и делают вывод, что им предстоит отправиться в лес.
4.Используется разработка для МИМИО или фонограмма "Звуки леса"
Детям предлагают послушать звуки леса и рассказать, чьи голоса они узнали.
Дети узнают кукушку, лягушку, пение разных птиц.
Игру "Звуки леса" можно провести, используя "Маленькую шумную компанию" ( это набор разных звучащих предметов). Дети слушают шум дождя, кваканье лягушки, стуки, дробь заячьих лап.
5. Итак, дети отправляются в гости к цапле.
Используется методическая разработка для МИМИО или плакат с изображением болота и маленьких лягушат.
На картинке МИМИО появляется цапля. Логопед объясняет детям, что они должны помочь лягушатам спрятаться от цапли при помощи маленьких слов-предлогов.
Дети прячут лягушат и объясняют, куда спрятался лягушонок (прыгнул в воду, за кочку, на пенек, в траву).
Разноуровневое обучение-помогать более слабым ребятам в игре.
Можно использовать игру "Сырный ломтик"
На кого охотится цапля?
Давайте поможем спрятаться лягушатам от цапли при помощи маленьких слов-предлогов. На большой деревянной панели размещены схемы предлогов в над под за. Пусть наш лягушонок попрыгает с вашей помощью и достанет маленькое слово-предлоги, которое поможет ему спрятаться от цапли. Дети управляют вдвоем большой шайбой и стараются вместе довести шайбу до слова-предлога, чтобы мячик в шайбе не провалился в дыры Сырного ломтика.
7.Игра "Накрой стол для птиц".
Используется разработка для МИМИО или картинки птиц и картинки , чем питаются птицы.
Логопед предлагает угостить пернатых друзей и накрыть для них стол.
Дети узнают, чем питается аист, цапля, скворец, кукушка.
Игру "Сырный ломтик" можно также использовать в этом задании.. При помощи большой шайбы дети доводят ее до картинок с угощениями для птиц. На деревянном панно размещаются карточки с рыбками, лягушками, червячками,маленькими змейками, с мохнатыми гусеницами.
8. В гостях у кукушки.
Используется методическая разработка для МИМИО. или картинки и деревянные бусы с цветными красными, синими бусинами.
Дети вспоминают, чем питается взрослая птица.
Она поедает мохнатых, ядовитых гусениц.
Кукушка приности пользу лесу.
Давайте соберем для нашей кукушки красивые бусы и подарим ей.
Но бусы необычные. Каждая бусинка в них- это звук.
В лесу есть жуки, пауки, осы, жабы.
Составим схемы этих слов в виде бус.
На картинке есть слова-подсказки. При помощи кружочков дети составляют схемы слов, объясняют, какой звук (согласный или гласный, твердый или мягкий).
Разноуровневое обучение.
Использование игры "Деревянные бусы" Одни дети могут собрать из бусин слово из 3х звуков, более сильные из
4-5ти звуков.
9.В гостях у аиста.
Дети вспоминают, чем питаются и где вьют гнезда эти птицы.
Дети составляют предложения с союзом а и используют мягкие кирпичи ЛЕГО СОФТ .
Каждое слово обозначается одним кирпичиком.
Потом дети проверяют правильность выполнения задания, считая количество кирпичиков.
Аист белый, а скворец черный.
Аист большой, а скворей маленький
Аист длинноклювый,а...
Аист летает высоко,а...
10.Игра "Найди гнездо для птиц"
Используется разработка для МИМИО или картинки гнезд птиц.
Дети соединяют изображение птицы с гнездом и звучит звуковой сигнал, что задание выполнено правильно. Когда кто-нибудь из детей соединяет кукушку с гнездом звучит резкий звук, что задание выполнено неправильно.
Дети вспоминают загадку про кукушку, что она никогда не вьет своего гнезда.
11.Подведение итогов путешествия к лесным птицам. Обсуждение, что запомнили дети про птиц.