Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие фонематического слуха у детей. Технологии работы

Борисова Наталья Евгеньевна
       Фонематический слух это способность правильно слышать и узнавать звуки, и является одной из составляющих  фонематической функции. 
      Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания. Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности малыша. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма). Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате негативное отношение к процессу обучения.
      Можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:
  • Развитие распознавания неречевых звуков.
  • Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.
  • Формирование фонематического восприятия.
       Так как ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра, целесообразно развивать фонематический слух с помощью игр и упражнений.
  • На первом этапе можно рекомендовать игры и упражнения на различение  звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко). Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлоп­ков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?) и вос­произведение неречевых звуков (хлопков, ударов, сигна­лов, звонков и т. д.) с разной силой, темпом, ритмом.
       «Где позвонили?» Для этой игры нужны колоколь­чик или дудочка. Ребенку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комна­ты. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука.
       «Кто это?» Взрослый держит в руке несколько кар­тинок с изображением животных и птиц. Ребенок на­угад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не ви­дели, какую именно он вытянул.
Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригина­лом — картинкой.
      «Солнце или дождик?» Взрослый берет бубен или тамбурин: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начи­нается игра!»
       «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.
       «Петух, наседка и цыплята». Папа — петух, мама — наседка, ребенок — цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз и должен пропищать цыпленок. Три постукивания — пи-пи-пи. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?
       «Продавец и покупатель». Для этой игры потребу­ются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое — различные крупы. Мож­но взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коро­бочек он находится. Коробочки не открываются, а про­сто встряхиваются.
       «Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелис­тывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет пред­метом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
       «Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от иг­рушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!
       «Тихо — громко». Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно зву­чанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий — пол­ным шагом, под более громкий — бежит. А теперь са­мое время поменяться ролями, верно?
       «Кто что слышит?» Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом про­изведен звук.
  • На втором этапе вводятся речевые звуки.
  • различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
  • отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;
  • узнавание по беззвучной артикуляции гласных зву­ков. Работу начинаем с уточнения артикуляции глас­ных звуков. Гласный звук выделяем на основе зву­коподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыб­ку и т. д.). Сначала гласный звук в словах произно­сим с интонированием, затем с естественной артику­ляцией и интонацией.
       «Улавливай шепот». Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.
       «Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязан­ными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала...
       Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.
  • дифференциация слогов, слов, отличающихся одним звуком (выделить лишний слог, показать нужную картинку: сок-сор; кол-гол и т. д., выделить слог (ис­пользуя слоги различные по структуре СГ, ГС, СГС. ССГ, ГСС, СГСС), слово с заданным звуком отхлопыванием или повторением, например, игры «Поймай звук», «Запомни и назови!» и т.д.).
  • определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;
  • определение места звука в ряду (в начале, в середи­не, в конце);
  • определение последовательности звуков в ряду;
  • воспроизведение артикуляции и самих звуков, про­изнесенных взрослым с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами.
       «Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком кар­тинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [р] (звук [с] и дру­гие). За каждое названное слово дается поощритель­ное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произне­сения.
  • определение количества слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры.
       «Рассели картинки по домикам». На доске — доми­ки одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по ко­личеству слогов расселяют картинки в домики.
       «Поезд». Детям предлагается макет поезда: парово­за и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов.
       «Красный — белый». Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрос­лый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [ш], например). Если в предлагаемом слове за­данный звук есть, ребенок поднимает красный кру­жок, если нет — белый. Не забудьте поменяться ро­лями во втором туре.
       «Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры).
       -выделить первый слог из названий картинок, запи­сать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать.
       -определить пропущенный слог в названии картин­ки: ...ва,до...га,ра...та.
       -составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз,ро, па; ка, мар.
       -повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: малъ-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол.
       «Поймай рыбку». Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого дет­ского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавли­вает» удочкой разные картинки, называет их, опре­деляя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив оп­ределить место заданного звука в названии картин­ки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» — в середине, а в слове «лес» — в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
       -выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов.
       -по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов.
       -придумать слова с двумя или тремя слогами.
       «Кто внимательнее». Взрослый показывает картин­ки и называет их. Ребенок внимательно вслушива­ется и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, ме­дуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не за­будьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это воз­можно.
       -придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом са.
       -придумать слово с определенным слогом в конце сло­ва, например со слогом на.
       -определить количество слогов в названиях картинок.
       -поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки.
       -по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов.
       -составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д.
       -изменить порядок звуков в слоге. Назвать получен­ный слог. Взрослый читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Напри­мер: ку-ук, на-ан и т. д.
       -составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш и т. д.
       «Отстукивание слогов». Взрослый напоминает ре­бенку, что каждое слово можно «отстучать» или «от­хлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо на­зывает слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.
       «Цепочки слов». Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?
       «Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он пред­лагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит».
       -записать только слоги, начинающиеся с гласного звука/оканчивающиеся гласным звуком.
  • Так как фонематическое восприятие - это умственное действие по дифференциации фонем и установлению нового состава слова, то на третьем этапе вводятся игры и упражнения на формирование звукового анализа и синтеза:
       -анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т.д.).
       -узнавание звука на фоне слова: в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова. Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухо - произносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку).
       «Подбери слова». Ребенок подбирает слова, кото­рые начинаются на гласный [а], [о], [у].
       «Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому зву­ку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива).
       Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, кар­тинка с изображением астры закрывается буквой А.
       -подбор названий животных, птиц, насекомых, посу­ды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., кото­рые начинаются на заданный звук.
       -выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
       -по сюжетной картинке назови слова, которые начи­наются с данного звука.
        «Скажи наоборот». Например: кость гость, сайка зайка, цвет свет.
        «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепест­ки с изображениями различных предметов. Из пред­ложенных лепестков дети выбирают только те пред­метные изображения, названия которых начинают­ся с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.
        «Впиши букву». Дети вписывают бук­ву в схему слова под картинкой.
       -отгадывание загадок и называние первых звуков в словах.
       -определение последнего согласного в слове. Слова предъявляются в последовательности: односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, закрытого слогов (ум, дом, кот, сок, рак).
       -составить слова различной звуко-слоговой структу­ры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк, врач, крыша, канава, капуста.
       -восполнить пропуски букв в словах (количество про­пущенных букв варьируется в зависимости от уров­ня подготовки ребенка)са..лет, с...це, соба…
       -подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-м месте (кот, окно, мак).
       -добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па пар, пары, парад, паруса; ко кот, козы, кошка, корова).
       -преобразовать слова путем наращивания звуков и букв, перестановки звуков: в начале слова: рот крот, мех смех, Оля Коля, дочка удочка и т. д.; в кон­це слова: шар шарф, бок бокс, стол столб, лис лист, лиф лифт; цепочка слов: жи ежи ужи лужи ложи ножи моржи; перестанов­ка звуков: кочка дочка, кот кто, роза коза, почка точка, дар рад, сон кон.
        -образовать из звуков данного слова возможно боль­шее количество новых слов (машинка Миша, мак, манка, Маша, каша, шина, шик).
       -образовать цепочки слов так, чтобы каждое после­дующее слово начиналось с последнего звука преды­дущего.
       -составить графическую схему предложения и слова.
      -вписать буквы в кружки (5 кружков). Дети вписы­вают в данные кружки третью букву следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют полу­чившееся слово (книга).
       «Ребусы».
       -разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их назва­нии: дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова.
       -отделение слов от псевдо слов. Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, пар, бык, блин, стол...), на других псевдо слова, т. е. бессмысленные буквосочетания (например, бен, пак, пун, плям...). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдо словами — в другую. Это упражнение по­могает сочетать побуквенный анализ слова с его смыс­ловой оценкой.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»