Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактическая игра как средство развития связной речи
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 

Ерошенко Татьяна Ивановна
Аннотация: Статья посвящена роли дидактических игр в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ней раскрыты значение и функции дидактических игр в процессе обучения и воспитания детей. Даны определения речевой деятельности и связной речи.
Ключевые слова: речевое развитие, связная речь, общее недоразвитие речи, дидактическая игра.
Речь для ребёнка дошкольного возраста является важнейшим средством общения и познания окружающего мира. Умение общаться помогает ребёнку стать контактным, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах, способствует становлению положительных черт характера.
Речевая деятельность – это уникальное средство для самореализации ребёнка в его жизнедеятельности, проявления его индивидуальных творческих способностей, субъектных качеств: интересов, инициатив, жизненной активности, самостоятельности и творчества, автономности и умения делать правильный выбор. Кроме того, овладение речью – важнейшее условие для успешного обучения в школе, где необходимо уметь слушать и понимать речь учителя, тексты учебника, уметь выразить свою мысль полно и точно [1, 279].
Формирование речи происходит в процессе анализа речи окружающих, выделения правил, обобщения и организации их в сложную систему переработки и хранении знаний о языке.
С 1 января 2014 года приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём определены основные направления работы по речевому развитию детей: «…владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха…» [5].
Остановимся более подробно на развитии связной речи. Психологическая природа  связной   речи, проблемы ее становления и развития раскрываются в многочисленных исследованиях педагогов (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ж.М. Флерова, А.М. Леушина, А.М. Бородич), психологов (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин) и логопедов (А.Я. Ястребова, Т.А.Ткаченко, Г.Б. Филичева).
С.Л. Рубинштейн называет связной такую речь, в которой все существенные связи её предметного содержания отражаются в речевом плане.  По мнению А.Г. Гогоберидзе, связная речь – это выражение мыслей, желаний или чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя. Основная функция связной речи – коммуникативная [1, 280].
У детей без речевой патологии развитие связной речи  происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. К моменту поступления в школу связная речь у таких детей развита достаточно хорошо. Нормальное развитие речи позволяет ребёнку перейти к новому этапу – овладению письмом и письменной речью [6, 11]. 
В ряде случаев у некоторых детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте происходит задержка формирования всех компонентов речевой системы. Такая форма патологии речи определяется как «общее недоразвитие речи» (далее – ОНР). Впервые термин ОНР был введён в 50-60-х гг. ХХ века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.) [2, 53].
Впоследствии проблемой изучения ОНР различного генеза занимались ведущие ученые: Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова, Л.Н. Ефименкова, С.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, С.Ф. Иваненко, С.А. Миронова, Т.В. Туманова и другие исследователи.
Нарушение связной речи – один из симптомов общего недоразвития речи. Проблему изучения связной речи у дошкольников с ОНР исследовали многие авторы: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить две группы недочётов, характеризующие несформированность связной речи:
1) недочёты в понимании самих текстовых сообщений (импрессивный аграмматизм) или в понимании наглядного материала, служащего содержательной основой для порождения таких высказываний;
2) недочёты в последовательном связном изложении [6, 28].
Для развития связной речи у дошкольников с ОНР необходимо решение тех задач, которые влияют на построение связного высказывания.
1. Формирование интонационного чутья, дикции, темпа речи.
2. Работа над смысловой стороной слова, его оттенков.
3. Работа над грамматической формой слова и предложения в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи.
4. Работа над синтаксисом.
5. Обучение умению составлять тексты [4, 131].
Таким образом, у дошкольников с ОНР связная речь характеризуется следующими показателями: ограниченный словарный запас и грамматический строй языка, несформированность грамматического структурирования, при пересказе текста дошкольники ошибаются в передаче логической цепочки, отмечаются затруднения  в передаче замысла рассказа.
Известно, что в игре развитие ребёнка идёт гораздо быстрее. Для детей, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Применение дидактических игр в развитии речи дошкольников с нарушениями речи  в настоящее время  стало одним из ведущих методов логопедической работы. 
В образовательном процессе дидактическим играм отводится особая роль в обучении и воспитании детей. Функции дидактических игр:
– как средство воспитания (Р.И. Жуковская, П.Г. Саморукова, А.П. Усова,  Д.В. Менджерицкая и др.);
– как форма организации обучения и воспитания (Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, В.Р. Беспалова, Л.И. Инякина, А.С. Сорокина и др.);
– как метод, прием обучения и воспитания (З.В. Мануйленко, Ф.Н. Блехер, Р.И. Жуковская и др.).
Дидактическая игра – не только способ развития ребенка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры в работе логопеда является действенным средством совершенствования таких функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции и др.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе дидактических игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально и непринуждённо. При выборе игры нужно учитывать тему, которую дети изучают на логопедических занятиях.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала. Многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?», «Договори слово», «Кто больше придумает слов?», «Сложи словечко»  и другие.
Играя, дети лучше усваивают программный материал, что повышает эффективность педагогического процесса.
Таким образом, использование в образовательном процессе игр, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.
Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР нами были разработаны занятия с использованием дидактических игр.  Мы считаем, что игры необходимо проводить не реже двух раз в неделю на логопедических занятиях, в процессе которых будет обогащаться и активизироваться словарь. При проведении игр ставились следующие задачи:
  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
  • Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Кроме того, при организации дидактических игр, мы придерживались следующих требований:
  • простота и точная формулировка правил игры;
  • доступность игрового материала всем детям;
  • участие всех детей в игре;
  • справедливое и чёткое подведение её результатов.
Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

В процессе работы мы проанализировали психологическую и методическую литературу по данной теме,  охарактеризовали связную речь и изучили возможности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, провели исследование и обосновали выбор методик, проанализировали результаты исследования и сделали выводы.

Мы считаем, что систематическое и целенаправленное использование дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволит активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую стороны речи – связную речь в целом.
Список литературы:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
2. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с., 53.
3. Соколова, Н.В., Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / Н.В. Соколова, С.А. Васильева. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 78 с.
4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
6. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд. центр Академия, 2014. – 256 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»