Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование классической музыки как средства
формирования речевого слуха у детей
с общим недоразвитием речи

Евсютина Татьяна Владимировна

В современных социально-экономических условиях проблема развития речи становится все более актуальной в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к способности человека четко выражать свои мысли, обладать богатством сравнений, эпитетов, метафор.
Интерес современной науки к проблемам духовности, ее природе, способам обогащения очень велик. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения и воспитания детей остаются неиспользованными некоторые резервы, в числе которых и обращение к классической музыке, как к огромному наследию нашего народа.
Между тем, одна из основных задач дошкольного образования – создание условий для получения ребенком целостного представления о мире, возможностей для максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности, и как следствие, оптимизация его духовного, интеллектуального и физического развития, повышение мотивации к обучению.
К старшему дошкольному возрасту творческая активность становится ведущей потребностью ребенка, а воображение – ведущей психической функцией. Через общение к концу дошкольного возраста у ребенка формируется важнейшее новообразование – эмоциональная децентрация, умение принимать во внимание чувства и мысли других людей. Таким образом, очень важно, чтобы в сензитивный период развития эмоциональная активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения.
Состояние фонематического восприятия, представлений, звукового анализа и синтеза не безразлично для дальнейшего обучения ребёнка. Развитые фонематические процессы необходимы не только для успешного обучения грамоте, но и для выработки многих разговорных и орфографических навыков.
Дети, поступающие в речевую группу с диагнозом «Общее недоразвитие речи», помимо недоразвития лексико-грамматического строя речи всегда имеют несформированный фонематический слух. Они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы и составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - несформированные фонематические процессы.
Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. И по мнению известных исследователей речевого слуха детей Ф.А Рау, Н.Х.Швачкина, Л.В.Неймана, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. Однако его развитие, совершенствование продолжается и у взрослых. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.
У детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем.
В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий. У дошкольников с недоразвитием речи также наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи.
Одним из направлений работы в логопедической группе является воспитание у детей речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности и др. наиболее легко определять их на материале неречевых звуков. Поэтому начинать развивать слуховое восприятие и, соответственно, речь детей целесообразно с неречевых звуков.
Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, следует создавать как можно больше игровых ситуаций.
На начальных этапах работы следует развивать у детей понимание речи, а также их слуховое внимание и слуховую память. Для этого в игровых ситуациях ребенок, вслушиваясь в звучащую речь выполняет определенные действия с различными игрушками, предметами: находит из нескольких названный; выполняют действия по инструкции, самостоятельно называет используемые предметы, их действия и признаки.В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Дети знакомятся с термином «звук» и учатся слушать, слышать и различать, узнавать неречевые звуки. На занятиях используются диски с записью неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки. Дети должны по звуку указать предмет, тренируются в определении направления звука, в различении тихих и громких звуков.
Такие упражнения не только способствуют обогащению словарного запаса детей, но и активизируют их интерес к речи как средству познания окружающего мира, положительно влияют на формирование мотивации общения.
Вызвав у ребенка интерес к речевому общению, важно научить его различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, тембру, направлению появления звука.
В работе с детьми большое значение уделяется классической музыке. Она развивает у ребенка чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в двух вариантах:
- с коммуникативным действием (музыкальное произведение прослушивают логопед и ребенок, здесь музыка способствует улучшению взаимоотношений).
- регулятивным действием ( снимается нервно – психическое напряжение).
Формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют собой пассивную музыкотерапию.
Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде музыкального занятия логопеда с ребенком.
Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно–эмоциональные взаимоотношения. Время занятий с ребенком 20 – 30 мин.
В начале занятия в качестве психологической разминки дети самостоятельно играют под спокойную музыку (Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» и др.) Затем, согласно программе, дети либо играют в подвижные игры, типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли, под музыку, выражающую положительное начало («Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта, «Трепак» из «Щелкунчика»
П.И.Чайковского и т.д.), либо слушают музыкальную сказку и импровизируют на различные темы.
От угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Л. Бетховена (« К радости», «Шестая симфония»).
Раздражение, гнев можно снять музыкой Р. Вагнера («Хор пилигримов») или И.С. Баха;
При нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига («Утро»), некоторые концерты А. Вивальди.
Есть произведения, улучшающие внимание, помогающие сосредоточиться. К ним относятся «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы»
Р. Шумана.
Дыхательные упражнения, проводимые на занятиях, улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Эффективный прием – подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной систем.
Для занятий очень важным является:
-специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
-использовать на занятиях произведения изобразительного искусства и художественную литературу.
При подборе произведения для прослушивания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Предлагая ребенку прослушивать различные музыкальные произведения или их фрагменты; важно научить его различать звучание одного инструмента (соло) и многих (оркестр). Развитию слухового восприятия способствует различение простых и усложненных музыкальных ритмов (редкий, частый) и темпов (умеренный, быстрый, медленный).
Эти умения формируются в процессе проведения игровых приемов под музыку. Дети отстукивают, отхлопывают различный по сложности музыкальный ритм, стараются воспроизвести его с помощью звучащих игрушек (бубен, барабан, погремушка и др.) Затем синхронно выполняют плавные или ритмичные движения, в зависимости от темпа и ритма музыки.
Упражнения по развитию неречевого слуха подготовят детей к восприятию речевых звуков.
Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников за счет применения методов игровой, музыкальной терапии позволяют решить ряд задач по обогащению духовной культуры личности.
Литература
1. «Дошкольное воспитание» №11, 2006г. Е. Черкасова «Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи».
2. И.В. Штанько «Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3.Т.В.Плеханова «Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству» Йошкар – Ола, 2002
4.О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. С-Пб «Детство – Пресс» 1998г.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»