Внеклассные мероприятия как способ развития
эмоционального интеллекта и познавательной активности
Из опыта работы
Буравлева Наталья Владимировна,
учитель истории ГБОУ школа№609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
учитель истории ГБОУ школа№609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Цель – показать пример работы над развитием эмоционального интеллекта и познавательной активности у детей с ЗПР.
Задачи – осветить особенности развития детей с ЗПР, показать пример работы с такими детьми, поделиться сценариями музыкально – литературных композиций.
Наиболее общеупотребительное определение термину «задержка психического развития» было дано В.В. Лебединским (1985), который под задержкой психического развития понимает замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Психологические исследования детей с замедленным темпом психического развития начали публиковаться в 80-х годах (У.В. Ульенкова, Е.С. Слепович, Т.З. Стернина и др.).
На данный момент существует несколько вариантов классификации ЗПР
(К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Ковалев.) Однако, несмотря на свою неоднородность, задержки психического развития имеют общие особенности: ограниченный объем краткосрочной и долговременной памяти, наблюдаются нарушения механической памяти. Слабо развиты восприятие, воображение, внимание неустойчивое, нарушено мышление, в том числе – абстрактное и логическое. Как правило, задержка развития сопровождается речевыми нарушениями, такими как дислалия, дисграфия и дислексия.
Кроме того, задержка психического развития влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Для детей характерны перепады настроения ;внушаемость, вспышки гнева; гиперактивность; тревожность, неадекватная самооценка.
Учитывая вышесказанное, учителям коррекционной школы необходимо уделять внимание не только развитию познавательной активности, но и коррекции эмоционально – волевой сферы. В одной из своих статей я уже касалась этого вопроса и приводила примеры способов развития эмоционального интеллекта подростков на уроках искусства. Сейчас я бы хотела коснуться внеурочной, внеучебной деятельности, которая представлена в нашей школе сложившейся традицией открывать неделю предметов гуманитарного цикла литературно – музыкальной композицией.
Цель – привлечь учеников к мероприятиям недели.. Задачи – развить интерес к предметам гуманитарного цикла, познакомить с произведениями искусства, пробудить позитивные эмоции, обычно не связанные с процессом обучения, продолжить развивать познавательный и эмоциональный интеллект как у непосредственных участников, так и у зрителей.
В ходе таких мероприятий ученики, принимающие участие в постановке, приобретают новые умения и знания. Наши мини - выступления (дети быстро утомляются и 20 - 25 минут вполне достаточно) всегда построены на определенной теме. Это могут быть исторические события или образы, какое - либо литературное произведение. В ходе работы над постановкой участники (а затем и зрители) узнают новое в игровой форме, имея возможность примерять на себя образы, знакомиться с произведениями искусства, с событиями, фактами и личностями, им ранее неизвестными. Дети приобретают умение держаться на сцене, четко артикулировать, выражать эмоции с помощью тембра голоса, мимики, жестов. Многие, увидев выступление, перебарывают застенчивость и с удовольствием участвуют в последующих постановках.
Таким образом, дети учатся искусству общения, развивают умение выражать и понимать эмоции, получают положительные впечатления от процесса обучения в школе.
Для наглядности я приведу ниже один из сценариев. В этой постановке были заняты ученики пятого и шестого класса. Презентация и несколько фотографий в приложении.
Сценарий театрализованной постановки - игры,
посвященной открытию недели предметов гуманитарного цикла.
«Быль или небыль?»
Дата проведения – 12.12.2017 г.
Аудитория – обучающиеся 5 – 6 классов;
Подготовили и провели:
Буравлёва Н.В., учитель истории,
Бунькова Ю.В., учитель русского языка и литературы,
при участии воспитателя ГПД 5 б класса Черняевой Н.В.,
ученики 5б класса: Асатрян Ани, Барынкина Любовь, Голубева Ксения, Гуляева Вероника, Афоничкин Кирилл, Еситников Александр, Петров Вадим;
ученики 6б класса: Баленчева Ксения, Мусикян Иван, Павшенкова Александра
Ход мероприятия
- Танец девочек. (Слайд 2)
- Ведущая: «Из того ли то из города из Мурома, из того села да Карачарова выезжал удаленький дородный добрый молодец, добрый молодец да Илья Муромец»
- Работа с иллюстрациями. (Слайд 4) Беседа с залом. Ведущая:
- Давайте же посмотрим, что можно было увидеть в древнерусской избе.
(Ответы: 1) рукомойник 2) братина 3) люлька 4) валёк, рубель 5) светильник)
- А теперь подумаем, чего не могло быть на столе древнерусского человека?(Слайд 5)
- Сценка «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (Слайды 6,7)
Илья Муромец сражается с Соловьём – разбойником, выводит освобождённую девочку, говорит: «Сделал дело, гуляй смело!»
- А знаете ли вы пословицы так же хорошо, как Илья Муромец? (Напоминает о правилах ответов)
- «Друзья Ильи Муромца» (Слайд 9)
Выход богатырей.
7. «Злые силы, враги» Беседа с залом с опорой на иллюстрации. (Слайд 10)
– С кем же сражались Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович?
8. – Существовали ли эти герои на самом деле? Быль всё это или небыль?
Слово ведущей об Илье Муромце, просмотр слайдов 11-13
(*1 января – День рождения Ильи Муромца)
9. Заключительное слово. Пожелания. Благодарность зрителям участникам постановки. (Слайд 14)
Список литературы:
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 4.: Детская психология Под. ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1983. - 432 с.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цылиной. - М.: Педагогика, 1984. - 255 с.
4. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. - М.: ТЦ Сфера 2003. -96с. (Серия №практическая психология".) - C. 6-10
5. Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с. - C.14- 398
6. Лебединская К.С. Клинические варианты задержек психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1980. №3. - С. 407 - 412.
7. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 168с.
8. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. -№ 3.
9. Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1988. - № 6.
10. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1, 1955; Т. 2.1959; Т. 3 М., 1965.
11. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1994. - 228 с.