Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Внеклассные мероприятия как способ развития
эмоционального интеллекта и познавательной активности

Из опыта работы
 
Буравлева Наталья Владимировна,
учитель истории ГБОУ школа№609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
 
Цель – показать пример работы над  развитием эмоционального интеллекта и познавательной активности у детей с ЗПР.
Задачи – осветить особенности развития детей с ЗПР, показать пример работы с такими детьми, поделиться сценариями музыкально – литературных композиций.
Наиболее общеупотребительное определение термину «задержка психического развития» было дано В.В. Лебединским (1985), который под задержкой психического развития понимает замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Психологические исследования детей с замедленным темпом психического развития начали публиковаться в 80-х годах (У.В. Ульенкова, Е.С. Слепович, Т.З. Стернина и др.).
На данный момент существует несколько вариантов классификации ЗПР
(К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Ковалев.) Однако, несмотря на свою неоднородность, задержки психического развития имеют общие особенности: ограниченный объем краткосрочной и долговременной памяти, наблюдаются нарушения механической памяти. Слабо развиты восприятие, воображение, внимание неустойчивое, нарушено мышление, в том числе – абстрактное и логическое. Как правило, задержка развития сопровождается речевыми нарушениями, такими  как дислалия, дисграфия и дислексия.
Кроме того, задержка психического развития влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Для детей характерны перепады настроения ;внушаемость, вспышки гнева; гиперактивность; тревожность, неадекватная самооценка.
Учитывая вышесказанное, учителям коррекционной школы необходимо уделять внимание не только развитию познавательной активности, но и коррекции эмоционально – волевой сферы. В одной из своих статей я уже касалась этого вопроса и приводила примеры способов развития эмоционального интеллекта подростков на уроках искусства. Сейчас я бы хотела коснуться внеурочной, внеучебной деятельности, которая представлена в нашей школе сложившейся традицией     открывать неделю предметов гуманитарного цикла литературно – музыкальной композицией.
Цель – привлечь учеников к мероприятиям недели..  Задачи – развить интерес к предметам гуманитарного цикла, познакомить с произведениями искусства, пробудить позитивные эмоции, обычно не связанные с процессом обучения, продолжить развивать познавательный и эмоциональный интеллект как у непосредственных участников, так и у зрителей.
В ходе таких мероприятий ученики, принимающие участие в постановке, приобретают новые умения и знания. Наши мини - выступления (дети быстро утомляются и 20 - 25 минут вполне достаточно) всегда построены на определенной теме. Это могут быть исторические события или образы, какое -   либо литературное произведение. В ходе работы над постановкой участники (а затем и зрители) узнают новое в игровой форме, имея возможность примерять на себя образы, знакомиться с произведениями искусства, с событиями, фактами и личностями, им ранее неизвестными. Дети приобретают умение держаться на сцене, четко артикулировать, выражать эмоции с помощью тембра голоса, мимики, жестов. Многие, увидев выступление, перебарывают застенчивость и с удовольствием участвуют в последующих постановках.
 Таким образом, дети учатся искусству общения, развивают умение выражать и понимать эмоции, получают положительные впечатления от процесса обучения в школе.
Для наглядности я приведу ниже один из сценариев. В этой постановке были заняты ученики пятого и шестого класса. Презентация и несколько фотографий в приложении.
 
Сценарий театрализованной постановки - игры,
посвященной открытию недели предметов гуманитарного цикла.
 
 «Быль или небыль?»
Дата проведения – 12.12.2017 г.
Аудитория – обучающиеся 5 – 6 классов;
Подготовили и провели:
Буравлёва Н.В., учитель истории,
Бунькова Ю.В., учитель русского языка и литературы,
при участии воспитателя ГПД 5 б класса Черняевой Н.В.,
ученики 5б  класса:  Асатрян Ани, Барынкина Любовь,  Голубева Ксения, Гуляева Вероника,  Афоничкин Кирилл, Еситников Александр, Петров Вадим;
ученики 6б класса: Баленчева Ксения, Мусикян Иван, Павшенкова Александра


Ход мероприятия
  1. Танец девочек. (Слайд 2)
  2. Ведущая: «Из того ли то из города из Мурома, из того села да Карачарова выезжал удаленький дородный добрый молодец, добрый молодец да Илья Муромец»
Выход Ильи Муромца, садится за стол, девочки выносят  «еду». (Слайд 3)
  1. Работа с иллюстрациями. (Слайд 4)  Беседа с залом. Ведущая:
  2. Давайте же посмотрим, что можно было увидеть в древнерусской избе.
! Кто хочет ответить – поднимает руку, за правильный ответполучаете жетон (не терять!) Выкрики с места не считаются!
    (Ответы: 1) рукомойник 2) братина 3) люлька 4) валёк, рубель 5) светильник)
- А теперь подумаем, чего не могло быть на столе древнерусского человека?(Слайд 5)
  1. Сценка «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (Слайды 6,7)
Раздаётся свист, вбегает Соловей-разбойник, похищает девочку – помощницу ведущей.
Илья Муромец сражается с Соловьём – разбойником, выводит освобождённую девочку, говорит: «Сделал дело, гуляй смело!»
  1.  
Ведущая:
- А знаете ли вы пословицы так же хорошо, как Илья Муромец? (Напоминает о правилах ответов)
  1. «Друзья Ильи Муромца» (Слайд 9)
  2.  
– А кто же был друзьями и верными спутниками Ильи Муромца?
Выход богатырей.
7. «Злые силы, враги» Беседа с залом с опорой на иллюстрации. (Слайд 10)
     – С кем же сражались Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович?
8.  – Существовали ли эти герои на самом деле? Быль всё это или небыль?
Слово ведущей об Илье Муромце, просмотр слайдов 11-13
(*1 января – День рождения Ильи Муромца)
9. Заключительное слово. Пожелания. Благодарность зрителям участникам постановки. (Слайд 14)
 
Список литературы:
1.        Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
2.        Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 4.: Детская психология Под. ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1983. - 432 с.
3.        Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цылиной. - М.: Педагогика, 1984. - 255 с.
4.        Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. - М.: ТЦ Сфера 2003. -96с. (Серия №практическая психология".) - C. 6-10
5.        Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с. - C.14- 398
6.        Лебединская К.С. Клинические варианты задержек психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1980. №3. - С. 407 - 412.
7. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 168с. 
8.        Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. -№ 3.
9.        Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1988. - № 6.
10.        Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1, 1955; Т. 2.1959; Т. 3 М., 1965.
11.        Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1994. - 228 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»