Анализ готовности детей группы компенсирующей
направленности с ТНР к школьному обучению
Адамова Елена Александровна
Для изучения готовности детей подготовительной группы компенсирующей направленности к учебной деятельности в школе можно выделить следующие компоненты: наличие знаний, умений, навыков и способов умственной деятельности, сформированность необходимых личностных качеств, которые помогут ребенку преодолеть трудности, связанные с ломкой динамического стереотипа в период перехода из детского сада в школу.Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Но это не совсем правильно.
Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
В соответствии с этим можно выделить отдельные стороны готовности к школьному обучению: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Под физической готовностью понимается: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка. Общее состояние здоровья.
Интеллектуальная готовность включает не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Она является одним из главных приобретений этого возраста и ведущей предпосылкой перехода от игры к учению.
Результаты диагностики на конец учебного года показали, что у детей подготовительной группы хорошо развита память и устойчивое внимание, мышление, восприятие. Дети имеют достаточное количество представлений о предметах окружающей действительности. Обобщение результатов диагностики позволило выделить 2 группы детей по уровню их готовности к школе, и дана их подробная характеристика:
- группу: составляют дети с высоким уровнем готовности к школе, к ним относятся 9 дошкольников. Этот уровень готовности детей к школе характеризуется высоким уровнем развития памяти, восприятия, внимания, воображения и высоким уровнем развития вербального мышления. У них высокая степень психосоциальной зрелости, умственной работоспособности, они умеют планировать и контролировать свои действия (или стремятся к этому), ориентируются на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремятся использовать их в своих действиях, умеют слушать другого человека. Представленные детям задания были выполнены без ошибок. Они запоминали достаточно большое количество слов, понятий, легко сравнивали, обобщали и находили необходимые признаки в предметах. Помощь с моей стороны не требовалась, дети действовали четко по инструкции. На выполнение заданий давалось определённое время, и дети укладывались в эти параметры.
- группу представили дети со средним уровнем готовности к школе, к ним относятся 3 дошкольника. Этот уровень готовности к школе характеризовался средним уровнем развития памяти, внимания, восприятия, воображения и средним уровнем развития вербального мышления. У них средняя степень психосоциальной зрелости, умственной работоспособности, они не могут планировать и контролировать свои действия (или стремятся к этому), не ориентируются на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, не стремятся использовать их в своих действиях. При выполнении заданий дети испытывали затруднения и допускали ошибки. В некоторых заданиях они ждали помощи со стороны педагога. Таким образом, несмотря на то, что у детей достаточно хорошо развита память, отмечались затруднения при сравнении, различении и в нахождении отличий и обобщении предметов.
- навыки познавательной деятельности (кругозор, развитие речи, самостоятельности, контроля за своей деятельностью),
- учебной деятельности (учебных знаний, умений и навыков),
- психосоциальная готовность (желание учиться, учебная мотивация, умение общаться и адекватно вести себя и реагировать на ситуации),
- психофизиологическая готовность (готовность фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственная ориентировка, координация движений, объём зрительного восприятия).