Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация работы с детьми  4 - 5 лет с ОНР по речевому
и сенсорному развитию, для успешного овладения
изобразительной
 деятельностью

Неганова Наталия Ивановна,
учитель-логопед ГБДОУ 19
Московского района Санкт-Петербурга
При каких условиях  развитие навыков изобразительной деятельности у детей будет наиболее успешным и эффективным? Безусловно, необходима  большая предварительная работа. Предмет должен быть ребенку хорошо знаком, а для этого  у малыша, на момент изображения, достаточный багаж представлений о предмете. Он  хорошо  владеет рядом обследовательских действий: зрительных, осязательных, тактильно-двигательных и др.
 Дети  с ОНР имеют ряд особенностей, трудностей, связанных с особенностями  раннего психомоторного  развития. Они  отличаются значительной ограниченностью словарного запаса, не знают и не могут назвать цвета, величины, формы, материалы, не ориентируются в пространстве. Дети мало знакомы с сенсорными эталонами. Дети используют  « универсальные» слова: большой, хороший, вкусно и т д.  Задача педагога  включить   ребенка  в различные  виды  предметно-практической деятельности, предоставить возможность   с разных сторон исследовать  предмет, во  всем многообразии его внешних свойств, обозначить  эти свойства словом (закрепляя знание). Мы решили построить нашу работу,  активно используя игровые приемы и упражнения, которые ориентированы на психологическую защищенность и комфорт ребенка, с учетом научных данных об этапах сенсорного развития в онтогенезе, последовательности сенсорного развития:-формирование слуховых образов;-формирование зрительных образов;-формирование зрительно-слуховых образов;-формирование тактильных образов; -формирование тактильно-зрительно-слуховых образов; -формирование обонятельных образов;-формирование обонятельно-тактильно-зрительно-слуховых образов;-формирование вкусовых образов; -формирование обонятельно-тактильно- зрительно-слухо-вкусовых образов(синтетических). Пониманием того, что развитие ребенка происходит в деятельности. А всем потребностям ребенка дошкольника отвечает в первую очередь игровая деятельность. Учитывая, что   сохраняется  образ в памяти  (зрительный, слуховой, тактильный)   только при условии  эмоционального переживания. (Вспомним примеры из собственной жизни) Подбирая и разрабатывая игровые упражнения, мы решаем двуединую задачу: с одной стороны, развитие речи, накопление словаря, освоение детьми грамматических категорий. С другой стороны, импульс получают различные виды продуктивной детской деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование)  Эти игровые упражнения логопед может использовать как индивидуальной работе, так и с подгруппой детей. Итог: развитие у ребёнка, как речи, так и изобразительных способностей.
По какому предмету стучу? Цель игры: развитие слухового восприятия, обогащение словаря. Материал:  предметы:  книга, стол, рука,   часики и т.д;  набор  предметных картинок. Внимательные ушки. Материал: 1)запись со звуками: человеческая речь, пение птиц, шум деревьев, шум льющейся воды, звонок телефона, сигнал машины, лай собаки, бьющееся стекло. 2)набор картинок (для детей с  алалией ) Волшебные пуговицы. Цель игры: учить детей определять  цвет, качество материала, обогащение словаря за счёт существительных и прилагательных (части предметов, качества, признаки), развитие мелкой моторики. Художники. Материал: подносы с манной крупой. Цель игры: развитие тактильного восприятия, уточнение названий геометрических фигур, величин, согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными. Волшебные часы. Материал:1) наборы предметных картинок по лексическим темам; 2)картинки с геометрическими формами и цветами. Цель игры: упражнять детей в определении формы предметов, цвета, величины, согласование существительных с прилагательными и числительными Цветочная поляна. Цель игры: упражнять детей в определении названий цветов; употребление предлогов: на, под, к, около; согласование существительных и прилагательных в роде и числе. В гостях у ёжика и белочки. Цель игры: согласование существительных и прилагательных, существительных и числительных, образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами Капитаны. Цель игры: учить согласовывать существительные с прилагательными, находить предметы по форме и цвету. Поезд Цель игры: согласование существительных с прилагательными и числительными, образование множественного числа существительных. Подъёмный кран. Материал: счётные палочки, прищепки, коврики. Цель игры: уточнение название основных цветов, геометрических форм, развитие ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики, развитие словаря. Что какое? Цель игры: формирование категорий: тяжёлый и лёгкий, мягкий и твёрдый, мокрый и сухой, шершавый и гладкий и т.д. Видящие пальцы. Материал: карточки с бархатной бумагой, наждачной бумагой, мехом, ковролином и т.д. Цель игры: развитие тактильного восприятия, развитие атрибутивного словаря. Задание: найди такую же, выложи дорожку. Накормим малыша. Цель игры: развитие тактильных ощущений, словаря за счёт определений: тёплый, холодный, горячий, формирование умения выполнять обследовательские действия (развитие  предикативного словаря). Найди на ощупь. Цель игры: развитие тактильных ощущений, умения определять на ощупь знакомые предметы, называть их признаки. Фокусники. Цель игры: развитие тактильных ощущений, умения определять на ощупь знакомые предметы, называть их  признаки.  Цель игры: учить детей определять основные цвета, размеры, согласовывать существительные с прилагательными, образование множественного числа существительных, развитие мелкой моторики нарядные платья. Из какого материала? Цель  игры: развитие тактильного восприятия, согласование существительного с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже. Узнай по контуру. Цель игры: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, словаря за счёт существительных (по лексическим темам), формирование обобщающих понятий, согласование существительных с прилагательными. Узнай по запаху. Материал: набор одинаковых бутылочек. Описание: ребёнок с закрытыми глазами, по запаху, определяет, что в бутылочке. (предварительная работа: формирование обонятельных образов) Прятки. Описание:  В кабинете (группе) располагается бутылочка с сильно пахнущим наполнением (чеснок, лимон, апельсин, хвоя и т.д.).  Ребёнок по запаху находит место, где спрятана бутылочка. Узнай по вкусу. Описание: ребёнок с закрытыми глазами по вкусу определяет продукт (овощи, фрукты, хлебобулочные изделия)  (предварительная работа)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»