Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нарушение предикативного словаря у детей
с задержкой психического развития

Котрова Екатерина Александровна
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабой органической недостаточностью центральной нервной системы. В клинической характеристике наблюдаются незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой утомляемости, нарушений работоспособности, энцефалопатических расстройств. Задержка психического развития проявляется, в замедлении темпа психического развития. Задержки в психическом развитии характеризуются многообразием, мозаичностью нарушений, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности.
Очень часто всего встречается задержка психического развития церебрально-органического генеза (Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, Ю.Г. Демьянов). При психическом инфантилизме сочетаются черты незрелости и различной степени дефектности ряда психических нарушений. При этом замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо — зрительно — моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением и письмом.
Ребенку с задержкой психического развития трудно воплотить мысль в развернутую речевую фразу, хотя ему и понятен смысл содержания ситуации, изображенной на картинке или прочитанного рассказа, и на вопросы логопеда учащийся отвечает верно. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети не проявляют достаточной активности на занятиях, испытывают трудности в запоминании материала, у них рассеянное внимание. Уровень развития познавательной деятельности и речи ниже возрастной нормы. При поступлении в школу у детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, скудность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая утрата интереса, наиболее распространены игровые интересы. С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.
Исследования С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпиной показывают, что низкая познавательная активность и задержка развития эмоционально-волевой сферы приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи. Е.В. Мальцева указывает, что дети с данной формой психической аномалии развития (22,5%) свойственно нарушение всех компонентов речевой функциональной системы.
Ограниченность знаний и представлений детей об окружающем мире в совокупности со сниженной познавательной речевой активностью приводит к бедности их словарного запаса. Ученики с задержкой психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников по объёму активного словаря. По мнению Р.Д. Тригер, они своеобразно используют глаголы, тесно связывая их с существительными и прилагательными (пришла зима - пришла снежная). Данная особенность отражает наглядно воспринимаемое единство предмета и действия. Более половины учеников второго класса смешивают существительные с глаголами, а глаголы с существительными и прилагательными. Они также испытывают значительные трудности в понимании слов и словосочетаний, которые относятся к отдалённому от их повседневной жизни миру. В этом случае, контекст не помогает первоклассникам с задержкой психического развития в осмыслении слов и словосочетаний в связи с характерным для этих детей неумением самостоятельно выделять и усваивать заключённую в контексте информацию о значении предъявляемых слов. В силу общего недоразвития психики процесс расширения словаря протекает медленно и ущербно. Ученики часто испытывают особые трудности в обозначении действий предметов. Низкая общая осведомлённость проявляется у детей даже в отношении тех явлений и вопросов, с которыми им не раз приходилось сталкиваться в повседневной жизни. Такой ограниченный запас знаний и представлений о ближайшем окружении объясняется в основном бедностью речевого общения. Недостаточный объём словаря часто становится причиной неумения построения высказываний, формулирования мысли.
По мнению А. Г. Зикеева, у детей объём активного и пассивного словаря делает своеобразной семантику используемых слов. Именно количественной ограниченностью объясняется недостаточно полное и правильное понимание детьми обращённой речи, неразвитость коммуникативных умений и навыков. Вместе с тем наличие примитивного словаря в пределах определённой примитивно-бытовой тематики способствует преодолению недостатков в общем развитии и в значительной мере содействует налаживанию необходимых контактов с окружающими. В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в словаре детей с задержкой психического развития отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Так, по данным Е. В. Мальцевой, только половина детей с задержкой психического развития смогла правильно назвать 71-80% предъявленных картинок. Часто наблюдалась неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (клевать — есть, поливает — выливает, вышивает — шьет). Слова-наименования часто заменяют описанием ситуации или действия (конура — тут собака спит, почтальон — газеты приносит).
В словаре детей с задержкой психического развития преобладают существительные и глаголы. Особенности лексики детей с задержкой психического развития проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. По данным Е. В. Мальцевой, детей с задержкой психического развития в большей мере затрудняет подбор синонимов, чем антонимов. Так, слова-синонимы были правильно названы лишь в 63,3% случаев, в то время как слова-антонимы — в 71,7% случаев. Дети с задержкой психического развития хорошо подбирают антонимы к знакомым глаголам. Большие трудности выявляются при подборе антонимов к малознакомым, редко употребляемым глаголам. В этих случаях дети допускают большое количество ошибок: использование неправильного слова (пришивать — зашивать) либо исходного слова с частицей не (плакать — не плакать).
При выполнении заданий на подбор синонимов дети с задержкой психического развития допускают следующие ошибки: вместо синонима используют антоним (смеяться - плакать) или слово противоположного значения с частицей не (сторожить — не сторожить), употребляют слова другой части речи (горе — печальный).
Таким образом, у большинства детей с задержкой психического развития обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родовидовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. У детей с задержкой психического развития имеют место частые пропуски предиката, что свидетельствует о незрелости предикативности речи. Наблюдается незаконченность предложений, их структурная неоформленность.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»