Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние процесса обучения и воспитания
на детей с нарушениями умственного развития

Ростовцева Екатерина Викторовна,
учитель школы № 502
Санкт-Петербурга
 
Развитие детей с нарушением интеллекта в целом идет по тем же законам, что и здоровых, с той лишь разницей, что эти дети обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру.
Учитывая особенности умственно отсталого ребенка, можно сказать, что обычно процесс воспитания бывает очень нелегким, требует как от родителей, так и от педагогов огромного терпения, оптимизма, умения радоваться даже самым незначительным достижениям.
Прежде всего, умственно отсталый ребенок должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считают хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь. Такое отношение формирует у ребенка чувство безопасности, доброжелательное отношение к окружающим, стремление вступать с ними в контакт, помогает ему раскрыть и реализовать свои потенциальные способности.
Родители должны помнить, что их основная задача - всемерное развитие инициативы и самостоятельности ребенка. Необходимо поощрять каждую попытку ребенка что-то сделать самому. Родители должны проявлять выдержку и терпение и никогда не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам.
Для более полноценного развития ребенка родители должны стараться обеспечить ему максимальную широту социальных контактов. Жизнь такого ребенка не должна замыкаться только в кругу своей семьи и в специализированных учреждениях. Он должен так же, как и здоровые дети, ходить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и по мере возможности в них участвовать.
Развитие любого ребенка, тем более умственно отсталого, происходит под влиянием обучения, которое организуют взрослые. Система обучения умственно отсталых детей предполагает комплексное воздействие: формирование навыков личной гигиены и самообслуживания, обучение грамоте и трудовое обучение, формирование знаний социально-бытового характера.
В силу ряда особенностей проявления умственной отсталости необходимо как можно раньше включать детей в учебно-воспитательный процесс, поскольку мозг ребенка в раннем возрасте более пластичен, а следовательно, более податлив и «отзывчив» на различного рода педагогические воздействия.
В связи с особенностями психики умственно отсталого ребенка важным условием его развития является также постоянство и непрерывность применяемых воздействий, многократность повторения выполняемого им задания, закрепление полученного навыка. При перерыве в обучении или его прекращении уже приобретенный ранее навык может распадаться, а «доразвитие» - прекратиться.
Поскольку ребенок, даже посещающий специализированные учреждения, значительную часть времени может проводить в семье, родители должны в это время продолжать работу по его обучению. При этом им необходимо находиться в тесном контакте со специалистами, знать, чему именно обучается ребенок в настоящее время, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях.
Следует помнить, что обучение умственно отсталых детей должно носить, прежде всего, практическую направленность. Это значит, что объем сведений и представлений, запас формируемых навыков и умений должен соответствовать требованиям жизни. При обучении необходимо использовать наглядность, конкретный показ способов выполнения отдельных действий. При обучении детей нельзя ограничиваться только тренировкой отдельных навыков. Выполняемая детьми работа должна быть им понятна, иметь определенную цель и социальную значимость.
В дошкольном и младшем возрасте основное внимание родителей должно быть направлено на формирование навыков личной гигиены и самообслуживания. На первых этапах обучения следует многократно совершать действия вместе с ребенком: взять его руки в свои и вместе с ним чистить зубы, мыть лицо и производить другие действия, постепенно предоставляя ему все больше самостоятельности. Когда ребенок усвоит отдельные действия и порядок их повторения, нужно предоставить ему полную самостоятельность.
Отмечено, что на умственно отсталых детей самым положительным образом влияют ласковый тон и одобрение. Однако использовать эти формы воздействия на ребенка нужно очень умело. Мягкость общения с ребенком должна сочетаться с требовательностью. Важно довести все начатые с ребенком дела до конца, потом уже поощрить его даже за самый незначительный результат.
Время, когда ребенок находится в семье, должно быть хорошо спланировано. Время подъема после сна необходимо использовать как период закрепления и обучения его навыкам личной гигиены. Постепенно у ребенка закрепляются навыки и формируются знания о предметах первой необходимости.
Такой же обучающий характер должен носить прием пищи. Ребенка следует учить правильно, держать ложку, вилку, кружку, аккуратно есть. Он должен различать первое, второе, третье блюда, знать кухонную и обеденную посуду, ее назначение. Более старших детей необходимо привлекать к сервировке стола, мытью посуды. Таким образом, он приучается к ритуалу приема пищи, знакомится с предметами быта, проявляет заботу о членах семьи, которым раскладывает обеденные приборы. Постепенно круг его обязанностей должен расширяться: ребенку можно доверять полную сервировку стола, мытье посуды.
Родители должны знать, что нельзя заполнять день ребенка одними развлечениями, следует предусмотреть чередование различных видов занятий с ребенком: игру, изобразительную деятельность, знакомство с окружающим, посещение зрелищных мероприятий и учреждений социально-бытового назначения.
Особенно много внимания следует уделять игре ребенка. Игра для умственно отсталых детей очень долго остается основной, ведущей деятельностью. Ученые установили, что в процессе игры происходит психическое развитие ребенка: совершенствуются и развиваются интеллектуальные возможности, формируются способность к общению, обогащается социальный опыт.
В дошкольном возрасте в процессе игры следует использовать игрушки, которые по сути своей являются предметами окружающего нас мира. Детям нужно рассказывать об игрушке, о ее назначении, показать возможность игры с ней.
Постепенно, по мере развития ребенка, характер игры должен меняться: к действиям с предметами присоединяется обыгрывание определенных сюжетов. В более старшем возрасте и в зависимости от интеллекта ребенка игра может еще более усложняться.
Такого же пристального внимания заслуживает изобразительная деятельность детей. К ней относятся: рисование, лепка, работа с мозаикой, простейшее конструирование. В процессе этих видов деятельности развиваются и совершенствуются органы чувств, развивается внимание и моторика, появляется усидчивость, целенаправленность действий. Изобразительная деятельность оказывает влияние на формирование мелких движений рук. Специалисты считают, что через эту деятельность происходит подготовка руки ребенка к письму и ручному труду.
Важнейшей задачей также является подготовка детей и подростков к трудовой деятельности. В процессе труда ребенок ощущает свою социальную значимость, сопричастность, вносит свою лепту в общее дело.
Необходимо формировать у детей чувство товарищества, доброжелательного отношения к людям. Умственно отсталые дети хорошо подражают взрослым в манере поведения, копируя их мимику и жесты. На конкретных делах детям нужно показывать примеры взаимной выручки, дружбы, проявления заботы.
По мере взросления ребенка большое место в воспитательной работе должно занимать формирование социального опыта. Прежде всего, необходимо научить детей правилам поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т.д. Дети должны знать правила дорожного движения, правила проезда на городском транспорте, выполнять соответствующие требования.
Детей следует знакомить с учреждениями социально-бытового назначения, прежде всего с различными магазинами - продовольственными и промтоварными, их отделами. Следует объяснить им назначение этих магазинов, учить совершать покупки. Многие из умственно отсталых детей способны совершать покупки самостоятельно. Сначала ребенок совершает покупки вместе со взрослым. Приучать его к этому нужно постепенно, многократно повторяя одни и те же действия. Постепенно ребенок приучается осуществлять покупку вместе со взрослым, с помощью взрослого и, наконец, самостоятельно.
Подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости необходимо по возможности учить планировать семейный бюджет, совершать покупки разнообразных предметов бытового назначения. Не следует забывать и о дальнейшем формировании навыков самообслуживания.
Делая вывод, можно сказать, что при обучении и воспитании таких детей необходимо вести тесную работу педагог-родитель, придерживаться постоянного повторения изученных умений и навыков.

 
Список литературы:
  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-Пресс, - 1994
  2. Екжанова Е.А. Семейные истоки социальной толерантности: Сборник материалов научно–практической секции XVII Международных Рождественских Образовательных чтений 2009 года. - М.: Крылья, - 2009.
  3. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие. - Курск: Курск. гос. ун-т, - 2007
  4. Федосеева О.А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка // Молодой ученый, - 2013, -  №3
  5. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.  2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, - 2005
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»