Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование инновационных здоровьесберегающих
технологий в системе коррекции речевых
нарушений дошкольников

Егорова Анна Михайловна,
воспитатель высшей квалификационной категории  ГБДОУ № 8
Пушкинского района Санкт-Петербурга

 
  От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа должна  приносить ощутимые  результаты. Поэтому не случайно оздоровление ребенка - дошкольника является приоритетной задачей в программе модернизации Российского образования. 
  Работая в группе компенсирующей направленности нам редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития.  Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, имеют проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышление.
 Решению этих проблем поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно  коррекционную педагогику называют еще и лечебной.
    Цели  здоровьесберегающих технологий предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1.     Развитие артикуляционного аппарата;
2.     Выработка правильного дыхания;
3.     Воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;
4.     Укрепление костно-мышечного аппарата, формирование   правильной осанки,  координации движений, умения управлять собственным мышечным тонусом»
5.     Способствовать выработке  чувства взаимопомощи, коллективных умений;
6.     Воспитание осмысленного отношения к своему здоровью;.
Все технологии, используемые в нашей работе основываются на следующих принципах:
·        Не навреди!
·        Сознательности и активности
·        Систематичности и последовательности
·        Доступности и индивидуальности
·        Всестороннего и гармоничного развития личности
·        Системного чередования нагрузок и отдыха
·        Постепенного наращивания оздоровительных действий
·        Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
   Используемые  нами в практике здоровьесберегающие технологии:
      Артикуляционная гимнастика
       Гимнастика проводится  мною ежедневно как со всеми детьми – фронтально, перед завтраком, так и индивидуально. Так как индивидуально невозможно позаниматься ежедневно с каждым ребенком, этот метод не позволяет охватить всех детей.
    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально в игровой форме, начинать гимнастику следует с упражнений для губ.
    Примерные комплексы артикуляционной гимнастики: «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье» и.т.д.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек
- уменьшить напряженность артикуляционных органов.
    Цель артикуляционной гимнастики- выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов,  необходимых для правильного  произношения звуков и объединение простых движений в сложные.
    Дыхательная гимнастика
     Гимнастика проводится также ежедневно.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепления навыков диафрагмального – речевого дыхания. Оно считается наиболее правильным типом дыхания. Ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
    На каждое занятие включаю несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляю новые. В группе имеется картотека дыхательной гимнастики по лексическим темам.
 Гимнастика для глаз
    Зрительную гимнастику провожу регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Для проведения зрительной гимнастики еще использую стихи, потешки.
  Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
 Развитие общей моторики
    Развитие общей моторики провожу ввиде физкультминуток во время занятий.. Комплекс подбирается к каждой лексической теме и проводится  целую неделю.
  Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определенными движениями даст ряд преимуществ  для детей,
 Развитие мелкой моторики
  С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
       Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
     С этой целью использую на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Комплекс упражнений подбираю каждой лексической теме. Игры и занятия с пальчиками разнообразны :
-су-джок;
-«Волшебные прищепки»;
-«Тактильые дощечки»;
   Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в нашем  случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза детей, когда они начинают играть используя  пальчиковый и теневой театры; наши дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры в которых каждый из них играет  свою роль. Причем, с удовольствием участвуют  все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова – действия, слова – признаки.
   И даже самый молчаливый застенчивый ребенок  рассказывает свою историю , роль которую он играет.
   Театрализация в группах компенсирующей направленности привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Массаж и самомассаж
    Массаж является одним из средств лечебно – профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам.
   Упражнения игрового массажа и самомассажа  в сочетании с пальчиковыми упражнениями совокупность движений тела, мелкой  моторики рук, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. 
 Логоритмика
   Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников.
   Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводим в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят свое отражение в мимике.
   Занятия логоритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, мажорные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений. Использую задания, такие как:  дорисуй, раскрась. Такие приемы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.
Сказкотерапия
  Она несет в себе  важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье». Сказка трансформирует  героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в  мудрого, эти самим открывает ребенку перспективы собственного роста.
Арттерапия
  Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает  от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
На своих занятиях я применяю следующие арттерапевтические техники:
- красочная живопись с помощью пальцев
- рисование пальчиками на крупе
- отпечатки рук на песке
    Особенно нам нравиться использовать на занятиях песок. Потому что  игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы используем  песочницу на  развивающих и обучающих занятиях. Строя  картины из песка, трогая руками песчинки, придумывая различные истории, ребенок развивает мелкую моторику. А это способствует развитию речи, памяти  и внимания, что очень важно для детей с нарушением речи.
      Все вышеперечисленные технологии  проводятся нами  ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие детей с нарушениями речи.
     Данные технологии развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, что очень важно для меня, как для логопеда, развивается мелкая моторика и мускульная память, повышается работоспособность детей, улучшается качество образовательного процесса. Правильно говорящий ребенок – это здоровый ребенок.
     Подводя итоги, я хотела бы еще раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»