Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Реализация коррекционно-развивающей составляющей
в образовательном процессе в условиях стандартизации
образования обучающихся с ОВЗ

Беляева Людмила Александровна
Самая большая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения Антуан де Сент-Экзюпери. Как показывают исследования ведущих дефектологов Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау, Е.З. Яхниной, Е.П. Кузьмичёвой, А. Леве и др., социальная адаптация детей с нарушением слуха и полноценное их включение в среду слышащих невозможны без наличия общепринятого универсального средства общения – устной речи, которая должна соответствовать речи нормально слышащих людей. Коммуникативная компетентность выпускника с нарушением слуха будет содействовать более свободному выбору профессии или учебного заведения, трудоустройству и профессиональной карьере, достижению определенного социального статуса. В современной специальной педагогике существует определённая система для обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями. В настоящее время в нашей стране введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Т.к. состав школьников с нарушением слуха не однороден, то ФГОС ОВЗ даёт возможность учитывать особые образовательные потребности каждой из групп школьников с нарушением слуха. Стандарт определяет для слабослышащих, кохлеарноимплантированных и позднооглохших обучающихся выбор вариантов АООП НОО (варианты 2.1, 2.2 и 2.3). ФГОС – основа для разработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ и для разработки, реализации рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. В Стандарте определено общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ. А также включены программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов ФГОС. Стандартом предусмотрена программа коррекционной работы. Цель коррекционной работы: создание оптимальных условий для школьников с нарушением слуха в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоциональноволевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей слабослышащихü и позднооглохших обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактикуü возникновения вторичных отклонений в развитии  оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.ü Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционно развивающей области через:  коррекционные курсы, что позволяет обучающимся с нарушением слухаü освоить специальные умения и навыки повышения слуховых и коммуникативных возможностей, развить компенсаторные механизмы  обеспечение коррекционной направленности общеобразовательныхü предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет обучающимся повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности организацию и осуществление специалистами индивидуальнойü коррекционной работы (педагогической, психологической, медицинской) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения коррекционных занятий взаимодействие с семьей (законными представителями) обучающихсяü с нарушением слуха. Программа коррекционной работы содержит:  перечень, содержание, план реализации коррекционных мероприятий,ü обеспечивающих особые потребности школьников с ОВЗ  систему комплексного психолого- медико- педагогическогоü сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности Принципы коррекционной работы:  принцип системности коррекционных, профилактическихü и развивающих задач  единство диагностики и коррекцииü  учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнкаü (в коррекционно-педагогическом процессе рассматривается в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий развития)  деятельностный принцип коррекцииü  принцип комплексного использования методовü и приёмов коррекционно-педагогической деятельности  принцип интеграции усилий ближайшего социального окруженияü Обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий возможно только при соблюдении ряда условий:
1. Создание слухоречевой среды, необходимой не только для формирования речи обучающихся, осознания результатов овладения ею детьми, но и для развития их личностных качеств (С.А. Зыков, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва, Л.П. Носкова) Слухоречевая среда предполагает:  создание условий, обеспечивающих постоянное восприятиеü учащимися с нарушением слуха речи окружающих с помощью звукоусиливающей аппаратуры;  постоянное мотивированное речевое общение обучающихсяü и окружающих;  использование естественных и специально созданных ситуаций,ü стимулирующих общение школьников между собой и с окружающими;  использование устной речи, как ведущей, при общенииü со школьниками, имеющими нарушения слуха.
2. Комплексное слухоречевое обследование обучающихся на начало/окончание обучения в учебном году, включающее:  педагогическое обследование состояния слуха (без использованияü звукоусиливающей аппаратуры);  выявление состояния и резервов развития слухового восприятияü речи (с использованием звукоусиливающей аппаратуры);  изучение возможностей обучающихся понимать собеседника и бытьü понятым на материале связной речи;  аналитическую проверку произношенияü (Е.З. Яхнина, Е.П. Кузьмичева). Комплексное слухо-речевое обследование школьников проводят учителя дефектологи. Но результаты этого обследования необходимы всем: и воспитателям, и учителям- предметникам. Педагогам для успешной реализации образовательного процесса нужно знать и учитывать слухоречевые возможности каждого обучающегося.
3. Реализация дифференцированного подхода к развитию нарушенной слуховой функции, формированию устной речи школьников с нарушением слуха как наиболее продуктивной педагогической технологии, отражающей идеи личностно-ориентированного процесса образования. Дифференцированный подход предполагает:  использование на начальном этапе обучения разноуровневых программü по развитию слухового восприятия и коррекции произношения, разработанных для типичных групп учащихся с учётом состояния их слуховой функции, уровня речевого развития, навыков слухозрительного и слухового восприятия устной речи, произносительных умений;  текущий и периодический учёт развития навыков восприятияü и воспроизведения устной речи;  преемственность в работе над устной речью в разных организационныхü формах обучения: на общеобразовательных уроках, фронтальных уроках, индивидуальных занятиях, во внеурочное время. Совместное обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы всеми специалистами. Обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов, занятий по внеурочной деятельности и воспитательных мероприятий возможно при использовании методов и средств коррекционного обучения слабослышащих школьников. Система коррекционных методов включает в себя несколько подсистем: методы формирования речи, обучение языку, как предмету школьного образования, методы обучения основам наук, методы развития и использования слухового восприятия. Все методы рассчитаны на полисенсорный характер восприятия материала учениками. Весь педагогический процесс строится на слухозрительной основе. Это обязывает педагога уделять постоянное внимание контролю за пониманием воспринятого, к коррекции, уточнению звуко- слогового состава речи. Наибольшей спецификой обладают методы формирования речи и изучения языка. Особенность их в том, что педагог одновременно с решением задач формирования УУД в определённой области (математика, трудовое обучение и т.д.), обеспечивает и речевое развитие школьников, учитывая своеобразие их наглядного и понятийного мышления. На каждом этапе педагогического процесса требуется графическая (письменная) фиксация предлагаемого к усвоению материала, используются приёмы коррекции речи, контроля воспринятого. Письмо и чтение не только более доступный способ усвоения знаний школьниками с нарушением слуха, но и полноценный источник усвоения знаний. В специальном обучении, конечно же, применяются и общедидактические методы. Все они тесно связаны с использованием наглядных пособий. Устная, письменная и дактильная формы речи сочетаются и взаимно дополняют друг друга. Дактилология - вспомогательное средство, облегчающее восприятие речи, звукового состава слов. В начале обучения необходимо использование дактилологии при постановке, коррекции и автоматизации произношения. На протяжении всего обучения дактильная речь выполняет опорную функцию: без неё невозможно усвоение правильного произнесения и написания новых слов. Школьникам с нарушениями слуха свойственно допускать аграмматизмы в речи: ошибки в употреблении предложно- падежных конструкций, ошибки в употреблении родовых и падежных окончаний. Для исправления неверно произнесённого/ написанного педагогу и школьнику нужно сказать/прочитать правильно слово, фразу «кончиками пальцев». Учителям следует добиваться верного произношения терминологии, которая присуща тому или иному изучаемому предмету. Например, на уроке математики проговаривается устно- дактильно слово биссектриса и т.п. Педагогу следует обращать внимание на правильное употребление дактилем. Рука должна находиться выше плеча, на уровне рта говорящего. Движение руки – справа налево. И только после того, как ученик запомнит правильное написание и произнесение слова, он сможет произносить его без дактильной опоры, сможет воспринимать это слово на слуховой или слухозрительной основе. В коррекционном процессе обучения необходима звукоусиливающая аппаратура, индивидуальные слуховые аппараты/ (КИ). При наличии внешне сходных черт с уроком в массовой школе, урок в школе II вида имеет свои особенности, обусловленными специфическими требованиями, которые предъявляются к коррекционному обучению. Эти особенности связаны в первую очередь с главной проблемой специального обучения - преодоление речевых нарушений обучающихся. Все уроки и другие формы занятий, независимо от того, по какому предмету они проводятся, призваны служить цели - речевого развития школьников, учитывать своеобразие восприятия ими речи, обеспечивать широкую практику речевого общения. Необходим на всех уроках продуманный отбор речевого материала, обеспечение систематизации новых слов, введение их в активную речь ребят. Это - задачи любого урока или занятия по внеурочной деятельности, любого мероприятия. А выполнение домашних заданий направлено не только на закрепление пройденного материала, но и на расширение речевой практики ребят. На общеобразовательных уроках и индивидуальных занятиях предусматривается работа с использованием ЗУА и экрана, когда учебный материал воспринимается обучающимися с опорой на слух, при изоляции зрения. Использование экрана способствует активизации функции слухового анализатора в процессе слухо зрительного восприятия речи. Общеобразовательный урок ведётся слухозрительно, но на каждом уроке рекомендуется часть материала предлагать для восприятия на слух с ЗУА, используя экран. Содержание речевого материала для работы за экраном разнообразно: - фразы, организующие деятельность учеников; - сообщение целевых установок; - словарь по основному содержанию урока (слова, словосочетания, фразы, различные вопросы, поручения, выводы по уроку и др.); - материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком ребятам; - наиболее употребительный материал, необходимый для общения. Требования к отбору речевого материала: - знакомый речевой материал с постепенным его усложнением - в соответствии речевым уровнем обучающегося; - речевой материал, доступный слуху обучающимся (по соматическим характеристикам). Учитель заранее продумывает определённые виды работы, отдельные приёмы для восприятия на слух за экраном речи (слов, небольших фраз) Рекомендуется использовать с этой целью не более 25-30 фраз. Если речевой материал учениками на слух не воспринят, то он предъявляется слухозрительно, записывается учителем на доске (табличке), прочитывается ребятами вслух и затем снова опознаётся ими только на слух. Начиная с 3 – го класса дети учатся воспринимать на слух не только речь учителя, но и речь друг друга. Строгого правила для использования слухового восприятия на определённом этапе урока не существует. Исключение зрительного восприятия допускается в любой момент урока. Речевой материал, предназначенный для восприятия на слух с использованием экрана, может выделить сам учитель, исходя из темы урока, самого учебного предмета. Правила использования экрана.  Учитель должен удостовериться, что все имеющиеся аппараты у детейü находятся в рабочем состоянии.  Верхний край экрана должен находиться на середине переносицы.ü  Речевой материал произносится за экраном голосом нормальной громкости,ü не утрируя произношение, не более двух раз. Если он не опознаётся, то воспринимается детьми слухо-зрительно с последующим опознаванием на слух, а так же можно использовать дактилологию или письменную речь.  Если в классе имеются дети, работающие только слухо-зрительно,ü рассаживать детей следует по разные стороны, закрываясь от одних, например - слева, справа дети должны видеть вашу артикуляцию.  Речь должна быть внятной и интонированной. Дети должны понять неü только содержание речевого высказывания, но и различить паузы, словесное и логическое ударение, вопросительную, восклицательную или повествовательную интонацию.  Фразы не должны быть длинными. (Не следует читать стихи, загадки,ü скороговорки, а лишь часть, либо отдельные слова, словосочетания и фразы, сохраняя смысл).  Использовать экран необходимо систематически. Это стимулируетü внимание ребят, их усидчивость. Потому что ученик не знает, в какой момент учитель использует экран, но определённо знает, что это произойдёт обязательно. На общеобразовательных уроках и индивидуальных занятиях предусматривается без использования ЗУА, т.е. без усиленного слухового контроля. На общеобразовательных уроках это может выглядеть как:  повторение на ухо имени ученика;ü  задания (пиши аккуратно);ü  указания на ошибку (исправь окончание);ü  поручение (помоги Саше) и т.д.ü Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на ухо замечания, исправления, оказывает помощь. Большие требования предъявляются к речи педагогов (как к содержательной стороне, так и к форме выражения). Для школьников речь педагогов – главный источник приобретения речевого опыта. Речь педагога должна быть предельно отчётливой, достаточной громкости (но без форсирования голоса), обязательно сохраняющей естественность интонаций, с правильной паузацией. В речи необходимо использовать все средства эмоциональной и смысловой выразительности (логическое ударения, тембровая окраска, темп, ритм) Лучшему пониманию речи способствует использование выразительной мимики, естественной жестикуляции. Опорой в коррекционной работе служит частично сохранённая слуховая функция школьников. Она значима для решения образовательных, воспитательных задач, для формирования УУД. Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО слабослышащих, КИ и позднооглохших обучающихся.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»