Методическая разработка урока музыки
с использованием здоровьесберегающих технологий
с использованием здоровьесберегающих технологий
Прогулка в весенний лес
Худякова Ольга Анатольевна,
учитель ГБОУ № 231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Цель: Создание условий для формирования у обучающихся основ музыкальной культуры.учитель ГБОУ № 231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Образовательные задачи:
- расширять восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении и пении;
- развивать умение передавать словами содержание музыкального произведения, формировать музыкально-эстетический словарь;
- развитие умения различать звук по высоте;
- совершенствовать певческие навыки: одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать друг друга, выразительно и эмоционально исполнять выученные песни;
- совершенствовать исполнительские навыки игры на металлофоне.
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи, координируя движения со словом и пением;
- развитие восприятие и мыслительных процессов
- организовать урок с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
- удовлетворить потребности обучающихся в движении;
- формировать красивую осанку, мотивировать детей к её постоянной поддержке;
- прививать навыки правильного дыхания.
- создать позитивный эмоциональный настрой, способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.
- развивать творческие способности, помочь самовыражению школьников через занятия музыкальной деятельностью
- содействовать приобретению навыков свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать любовь и интерес к музыке.
Фортепиано
Металлофон
Мультимедийный экран
Ноты-цветы
Музыкальный материал:
- Музыкальное приветствие «Скорей, дружок, вставай в кружок»
- Г. Анисимова «По тропинке»
- «Звуки леса» - игровые задания на различение шумовых звуков (фонограмма)
- Худякова О.А. Распевка-календарик «Сколько месяцев весной»
- Е.Железнова Распевка «Ау»
- Ф. Шпиндлер «Вокализ»
- И. Бодраченко «Жил на свете серый ёжик»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли на урок «Музыки»? Весёлым — мажорным, как говорят музыканты, или грустным — минорным? (Демонстрирую изображения грустного и весёлого человечка. Ответы детей)
Учитель: Если, настроение у всех хорошее, мажорное, тогда предлагаю сегодня отправиться в путешествие в весенний лес (Слайд 1)
Кто хочет отправиться со мной в весенний лес? (ответы детей)
Но сначала давайте посмотрим, кто же из нас собирается пойти в лес, и чтобы никто не заблудился, не потерялся, проведём музыкальную перекличку.
«Музыкальное приветствие»
Скорей дружок, Дети с учителем идут по кругу.
Вставай в кружок!
Мы на урок пришли.
Какой красивы хоровод,
А ну-ка, посмотри.
Андрюша здесь? Ребёнок отзывается сам
И Катя здесь ? или показываю на ребёнка, чьё имя произносится.
Мы им привет пошлём
Похлопаем в ладоши, Ритмичные хлопки
И рукой махнем .«Приветственный жест»
Наташа здесь…
И Саша здесь...
Перекличку провели. Теперь можно отправляться.
«По тропинке» музыка Г. Анисимовой (Слайд 2)
По тропинке в лес идём дети идут змейкой, взявшись за руки
В лес идём, в лес идём
И кого мы там найдём?
Ёжика найдём.
на проигрыш дети двигаются дробным шагом
По тропинке в лес идём, дети идут змейкой, взявшись за руки
В лес идём, в лес идём,
И кого мы там найдём?
Зайчика найдём.
на проигрыш дети прыгают на двух ногах с небольшим продвижением вперед
По тропинке в лес идём, дети идут змейкой, взявшись за руки
В лес идём, в лес идём,
И кого мы там найдём?
Мишку мы найдём
на проигрыш дети движутся пружинящим шагом, покачиваясь из стороны
в сторону.
Учитель: Вот мы и очутились на лесной полянке, давайте присядем. Как красиво в лесу весной (включить видео со звуками природы слайд № 4-5 ).
А какой в лесу чудесный воздух! Давайте вдохнем аромат весеннего леса! Дышим через нос, плечи не поднимаем, выдох - плавный.
Дыхательное упражнение «Пахнет всё кругом весной»
Дышим – вдох, - вдох, выдох
Потом другой. - вдох, выдох
Пахнет всё вокруг весной! - вдох, выдох
Справа – талым снегом. - Вдох с поворотом головы вправо, выдох.
Слева – свежим следом - Вдох с поворотом головы влево, выдох..
Молодой листвой – вверху- Вдох с поднятием головы, выдох
Сочной травушкой – внизу - Вдох с опусканием головы, выдох.
Ах! - Поднять руки вверх на вдох, опустить на выдох.
Споём нашу весеннюю распевку-календарик, но прежде повторим слова распевки шепотом, чтобы не распугать лесных обитателей.
Сколько месяцев весной
Ну-ка, сосчитай!
Первый - март, второй - апрель
Третий месяц — май.
А теперь проговорим распевку, как рыбки, совсем без звука. Вот так. (Учитель вместе с детьми проговаривает слова распевки без звука с утрированной артикуляцией).
Слова вспомнили, а теперь проверим спинку.
Мы проверим спинку,
Спиночку тростинку
Вот она какая –
Спиночка прямая!
Молодцы, все выпрямили спинки. Слушаем вступление.
Исполнение распевки «Сколько месяцев весной».
А если эту распевку захотели спеть медведь и лиса, они бы спели её одинаково?
Подумайте как бы спел её медведь? Каким голосом? (слайд 6)
Дети: Низким голосом.
Учитель: Он спел бы её тихо или громко?
Дети: Громко.
Учитель: Да, медведь спел бы её низким голосом, громко, неуклюже, грозно.
Споём распевку, как медведь.
А как бы спела её лиса? (ответы детей)
А теперь изобразим лису, споём негромко, ласково, будем тянуть звук и петь плавно.
Молодцы! Вы очень хорошо изобразили лису и медведя.
Учитель: Ребята, а что мы с вами будем делать, если вдруг потеряемся в лесу?
Дети: Надо покричать, позвать друг друга: «Ау!» (слайд № 7)
Учитель: Правильно. Надо покричать, позвать друг друга: «Ау!». Давайте потренируемся на всякий случай.
Разучивание распевки «Ау» Е. Железновой
Если ты в лесу гулял
Свою маму потерял
Стало страшно одному
Позови её: «Ау»
Ау-у-у
Ау-у-у
Ау-у-у
Учитель: Лиза, ты где? Ау-Ау!
Лиза: Ау-Ау
Учитель: Ваня, отзовись? Ау-Ау
Ваня: Ау-Ау
Учитель: Илья, ты где? Ау-Ау
Илья: Ау-Ау
Учитель: Солнышко весной светит ярче. Позагораем немного.
Ложитесь на ковёр (слайд 8)
Релаксация. Слушание музыки.
Мы на солнышке лежим,
Но на солнце не глядим.
Глаза закрываем, немного отдыхаем
Солнце гладит ваши лица,
Пусть музыкальный сон вам снится.
(Играю «Вокализ» Ф. Шпиндлера. Дети слушают музыку с закрытыми глазами.)
Глаза открываем
И прогулку продолжаем.
(включаю видео с записью пения кукушки и дятла)
Учитель: Весной все оживает, просыпается вокруг. Прислушаетесь, кто это так красиво поёт?
Дети: Птицы
Учитель: Да, я даже узнала пение одной птицы, а вы?
Дети: Это кукует кукушка
Учитель: А что вы ещё слышите? Что это за стук?
Дети: Это стучит дятел.(слайд 9)
Учитель: Правильно, это дятел, у него своя работа в лесу, он лечит деревья.
Давайте ему поможем.
Учитель: Как называется инструмент, на котором мы будем помогать дятлу?
Дети: Металлофон.
Учитель: Возьмите молоточки в правую руку. Держим их свободно. Найдём на металлофоне зелёную пластинку. Будем играть только на зелёной пластинке. Сыграем вместе со мной
Попевка «Дятел».Игра на музыкальных инструментах .
Учитель: Ой, кто это торопится к нам? (слайд 10)
Дети: Это - ёжик.
Учитель:Предлагаю спеть для ёжика вот эту песню (наигрываю мелодию на фортепиано) Узнали, что это за песня?
Дети: Да, это песня «Жил в лесу колючий ёжик».
Пение с движением И. Бодраченкова «Жил в лесу колючий ёжик».
Учитель: Ёжику очень понравилось, как вы с ним играли. Он унесёт с собой эту песенку в лес, а вам ёжик передаёт вот такие весенние цветочки-ноты .
Скажем ёжику «Спасибо!». Помашите рукой ёжику на прощание
Вот и подходит концу наша прогулка в весенний лес. Вам пора возвращаться в свой класс.
Я тоже прощаюсь с вами. (Традиционное музыкальное прощание «До свидания!)