Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Актуальные проблемы интегрированного
обучения детей с нарушениями зрения

Шапарева Елена Леонидовна
На современном этапе государственная образовательная политика в России в отношении лиц с отклонениями в развитии находится на этапе модернизации и переосмысления позиций и подходов. Существующая система специального образования требует качественного пересмотра его структуры и содержания. Отсутствует четко сформулированная законодательная база, регламентирующая деятельность специалистов учреждений, прав и свобод граждан на доступное образование. Новейшие исследования показывают, что контингент детей с нарушениями в развитии очень сложен по своей структуре и составу, что значительно осложняет планирование и осуществление социальной политики по отношению к этой категории детей.
Стихийно происходит внедрение интеграционных процессов в систему специального образования. Большинство проводимых экспериментальных программ не получили должного теоретического обоснования и содержат противоречивые результаты в качественных показателях. При этом отсутствует продуманная целенаправленная государственная политика, регламентирующая данное научно-практическое направление. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Всего 45% детей с отклонениями в развитии интегрированы в образовательную среду. В силу отсутствия единой системы учета детей-инвалидов нет данных, фиксирующих количество детей, не охваченных образованием.
Серьезные опасения специалистов вызывает существенный рост детей со зрительными нарушениями, у которых усложняется структура зрительного дефекта и увеличивается количество сопутствующих заболеваний. Для них адекватный выбор модели психолого-педагогического сопровождения и оптимальных условий обучения и воспитания имеет принципиальное значение. К сожалению, на сегодняшний день в России нет единой комплексной системы, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей лиц с нарушениями зрения и их семей. На этапе становления сегодня находится служба ранней интервенции и абилитации. Не в полном объёме представлена работа дошкольных образовательных учреждений для незрячих детей с множественными отклонениями, ограниченно количество классов охраны зрения и т.д. в условиях интеграции слепого или слабовидящего ребёнка в общеобразовательные школы не создаются необходимые коррекционно-развивающие и офтальмо-гигиенические условия для успешного получения образования.
В этой ситуации наиболее ущемлёнными в правах оказываются родители детей с отклонениями в развитии. Большинство из них не знают о нормативно-правовой базе, обеспечивающей возможности получения образования их детьми; не информированы о современных достижениях в области специального образования. Трудности родителей обнаруживаются сразу, после рождения проблемного ребёнка. Семья пытается в «одиночку» найти выход из сложной ситуации и решить проблемы своих детей, опираясь при этом преимущественно на медицинскую помощь. В результате некомпетентного педагогического воздействия у детей развиваются вторичные дефекты: наблюдается стойкое, серьёзное отставание в физическом и психическом развитии, что пагубно сказывается на дальнейшей учебной деятельности и на качестве всей последующей жизни личности с нарушенным зрением.
Отсутствие своевременного психолого-педагогического вмешательства в процесс развития детей с нарушенным зрением нельзя автоматически восполнить на последующих возрастных этапах. Большой процент этих детей вообще оказывается вне системы специального и других видов образования. Не продуманы механизмы государственного регулирования данных вопросов. Наиболее остро эта проблема ощущается в сельской местности, где практически не представлены все виды коррекционных учреждений и нет доступной информации о возможностях психолого-педагогической помощи и получения образования детьми со зрительными расстройствами.
Однако краткосрочного и однозначного решения данного вопроса ожидать не приходится. Это связано с целым комплексом факторов, затрудняющих осмысление проблем равноправия, адаптации и интеграции в социум лиц с нарушениями зрения. Важно отметить, что попытки формирования общественного мнения по данному вопросу преимущественно лежат в плоскости оказания материальной помощи или предоставления новых реабилитационных средств, что, безусловно, важно для их социально-трудовой реабилитации. Однако для стратегии развития российского общества эти разовые мероприятия эффективны только в комплексе целевой федеральной программы. Целью, которой должно стать воспитание и развитие толерантной культуры российских граждан, ориентированной на адекватное понимание потенциальных возможностей инвалидов, социальную компетентность, поддержку социальной активности этой категории граждан.
В практике общественного российского сознания укоренилось несколько, подчас противоречивых представлений о лицах, имеющих глубокие зрительные нарушения. На формирование социально-психологического облика «инвалида» существенное влияние оказывает российский менталитет и многовековые традиции, где эти люди выступают как объект жалости, милосердия опеки. В средствах массовой информации достаточно сложно встретить объективные данные о жизни и деятельности незрячего человека.
Проблема неприятия обществом лиц с особыми нуждами как особой, требующей дополнительной поддержки социальной группы, возникла не сегодня. Это многовековой процесс, укоренившийся в общественном сознании, как угроза уничтожения нации, генофонда, на фоне растущей детской смертности. Веками в обществе формировался устойчивый стереотип о том, что люди с проблемами в развитии несчастны и глубоко ущербны, нуждающиеся в постоянной заботе, которая требует дополнительных материальных и психологических усилий. Таким образом, формируется ряд неправильных позиций общества по отношению к этой категории граждан. Псевдоположительная, основана на гипертрафированном жалостливом, гиперопекемом отношении. В этой ситуации человек приобретает комплекс верований о своей малоценности, изолированности, становится социально пассивным и т.д.
Игнорирование проблем лиц с нарушениями в развитии приводит к изоляции, обособлению, агрессии по отношению к окружающим со стороны инвалидов, что тоже не приводит к взаимопониманию и сотрудничеству. Не одна из представленных выше позиций не учитывает потенциальных возможностей этих людей, не воспринимает дефект как индивидуальную характеристику, которая никоем образом не характеризует мировоззрение, социальные установки, личностные и профессиональные качества человека.
Реформирование образования поставило перед обществом много сложных и неразрешённых вопросов, касающихся обучения, развития и воспитания лиц с нарушениями зрения. На уровне государственных структур нет единого взаимодействия в оказании поддержки этим слое населения.
Усложняет ситуацию разночтения в теории и практике специального образования в области научно-прикладных исследований. На сегодняшний день нет единой трактовки категориально-понятийного аппарата и не представлены в полной мере качественные инновационные программы и технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения.
Особый вклад в дисбаланс в оценке интеграционных процессов внесла дискуссия об интеграции и интегрированном обучении. Непродуманные эксперименты в этой области исказили идею интеграции и негативно настроили общественное сознание. Неподговленность в психологическом, материальном и кадровом отношении российской системы образования привели к тому, что социальный потенциал лиц с нарушенным зрением и их возможности стали оцениваться неадекватно. Это выражается либо в игнорировании необходимой специальной помощи со стороны специалистов, либо в открытом противостоянии процессу интеграции. В подтверждении своих слов достаточно задать многим два вопроса.
Как вы относитесь к лицам с нарушениями в развитии?
Большинство ответов будут положительными или нейтральными, что подтверждают и многочисленные научные исследование. Однако картина резко изменится, если подумать лично про себя и молча над вторым вопросом.
2. Согласились бы Вы, если за одной партой с Вашим ребёнком сидел бы (например, умственно отсталый, слепой, глухой и т.д.) ребёнок?
Проблема интеграции, безусловно, требует решения, но только в ходе очень продуманной, поэтапной политики в сфере образования, рассчитанной на долгосрочную перспективу. Выработка качественной стратегии в этой области предполагает детальное изучение различных точек зрения на проблему интеграции и интегрированного обучения. Целесообразно проанализировать мнения, как сторонников, так и противников интеграции в сфере образования. В данном случае мы попытаемся представить некоторые из них.
К наиболее распространённым аргументам в защиту интегрированного обучения относится утверждение о том, что включение ребёнка с нарушенным зрением в среду нормально видящих сверстников с раннего возраста позволит избежать его изолированности, будет способствовать расширению социального опыта, компетентности ребёнка и т.д. В свою очередь общение с плохо видящим ребёнком позволит нормально видящим детям сформировать гуманную позицию.
Серьёзные нарекания со стороны специалистов вызывает и система интернатного обучения, к которой принадлежит большинство специальных (коррекционных) школ 3-4 вида. Это форма образования затрудняет участие семьи в воспитании ребёнка или создаёт условия для некоторых родителей избавить себя от ответственности за собственного ребёнка. Согласно многочисленным исследованиям развитие ребёнка вне семьи протекает по особому пути и чревато рядом негативных последствий. У детей формируются специфические черты поведения, характера, личности, не зависящие от нормы или патологии. Обнаружены отклонения в их интеллектуальной, мотивационно - потребностной и особенно в эмоциональной сфере.
Учёные утверждают, что недоразвитие последней приводит к снижению эмоциональности (М.И. Лисина, С.Ю. Мищерякова), к деформации детской личности в сторону обособления (В.С. Мухина), поверхностности чувств (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Д.И. Фельдштейн), нарушению аффективно-личностных отношений, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком (И.В. Залысина, А.М. Прихожан, Е.О. Смирнова), формируется узкий и недифференцированный образ другого человека (А.А. Бодалев, Л.И. Ремшина). Трудности в сфере коммуникации по мнению А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, связаны со спецификой контактов в условиях детского интернатного учреждения, которые не способствуют развитию навыков общения, умения налаживать равно партнёрские отношения с незнакомыми сверстниками.
Не менее значимо в современных условиях звучит тезис о том, что построение гражданского общества в России невозможно без формирования толерантной культуры. В России процесс формирования гражданского общества, как системы негосударственных общественных отношений и институтов, даёт человеку возможность свободно реализовать свои гражданские права, отстаивать собственную гражданскую позицию независимо от материального положения, национальности, состояния здоровья и т.д.
Принцип равноправия может быть реализован при создании равноценного и толерантного отношения к различным слоям общества, при соотношении индивидуального и общественного в трактовке российской толерантности, а также при активной роли государства и общественного мнения в распространении и укреплении принципа толерантности в России. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время проблема формирования толерантного сознания находится в основе глобальных общественных изменений, происходящих в мировом сообществе, и будут определять перспективы его развития. Поэтому одним из необходимых условий развития толерантности считается практика интегрированного обучения.
Оппоненты сторонников интегрированного обучения выдвигают не менее существенные доводы в пользу своей позиции. Они полагают, что российское общество и сфера образования в частности не готовы к интегрированному обучению. Не оспорим тот факт, что образовательные учреждения испытывают острую потребность в тифлопедагогических кадрах. Педагоги общеобразовательных школ сегодня не владеют в достаточном объёме знаниями в области тифлопсихологии и тифлопедагогике, ограничены в возможности использовать в процессе обучения коррекционно-развивающие технологии и обеспечить ребёнку с нарушениями зрения индивидуально-дифференцированный подход с учётом времени, характера и степени поражения зрительных функций. При этом преимущественно в специальных (коррекционных) учреждениях сохранился и совершенствуется огромный опыт обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
Интегрированное обучение незрячих и слабовидящих предполагает существенные финансовые затраты на тифлотехнику, обеспечение офтальмо-гигиенического режима и специальных учебных и наглядных пособий на создание коррекционно-развивающей среды и тифлокабинета, и т.д. К сожалению, большинство массовых школ и детских садов не могут обеспечить своим незрячим и слабовидящим воспитанникам надлежащих условий.
Много вопросов вызывает и организация интернатного обучения. Муссирование в средствах массовой информации только отрицательных фактов из жизни интернатных учреждений, что привело к необъективной оценке этого явления. Для значительной части детей с нарушениями зрения это единственная возможность получить аттестат зрелости и продолжить своё образование. Дети из неблагополучных или малообеспеченных семей обретают там нормальные условия жизни и реальную возможность получить профессию или учиться дальше.
Таким образом, анализ дискуссионных тем по вопросам интегрированного обучения, безусловно, не ограничивается выше изложенными позициями, что ещё раз подчёркивает важность и разноплановость данного явления. Важно подчеркнуть, что проблема интегрированного обучения актуальна и имеет важное научно-практическое значение и от её успешного решения во многом зависит стратегия и тактика развития российского образования и общества в целом.
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы.
  1. Е.А. Иванова, Н.М. Лебедева “Путешествие в гештальт: теория и практика”. - 560 с.
  2. Д.Н. Исаев “Умственная отсталость у детей и подростков”. - 391 с.
  3. Д.Н. Исаев “Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия”. - 384 с.
  4. Д.Н. Исаев “Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей”.- 400с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»