Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности речевой деятельности детей раннего
возраста с задержкой речевого развития

Теплова Татьяна Валерьевна,
учитель-логопед ГБДОУ № 19
Московского района Санкт-Петербурга

Задержка речевого развития (ЗРР) — психолого-педагогическое понятие, характеризующееся отставанием в развитии речевой деятельности ребёнка. Сам термин «задержка» подчёркивает временный характер отставания, который с возрастом может быть преодолён тем успешнее, чем раньше будут созданы необходимые благоприятные условия и начато коррекционно -развивающее обучений таких детей.

Для определения стратегии коррекционно- развивающей работы с детьми раннего возраста, необходито определить уровень понимания обращенной речи. Исходя из уровня, логопед сможет четко определить степень задержки и последовательность работы по развитию пассивного словаря ребёнка.

1 уровень — ребёнок реагирует только на своё имя.

2 уровень — ситуативный. Ребёнок знает имена близких, названия предметов и может их показать.

3 уровень — номинативный. Ребёнок может узнать изображение предмета., но т.к в номинативном словаре такого ребёнка нет глаголов, то названия действий с предметами ему недоступно. У ребёнка -на этом уровне — нарушается формирование активного глагольного словаря.

4 уровень — предикативный. Ребёнок понимает значение многих глаголов. Может узнавать действия и показывать их на картинках, но ему недоступно понимание вопросов «где?» , «как?», « у кого?» и т. д.

5 уровень — расчленённый. Ребёнок в состоянии понять вопросы косвенных падежей (На чём мальчик катается? - ребёнок показывает -велосипед)

Ребёнок понимает значение некоторых грамматических форм. Уменьшительно-ласкательная форма слов, единственное и множественное число существительных.Но, даже на этом уровне понимания речи, у детей с ЗРР наблюдаются недостаточное понимание речи взрослыхи смысловые замены слов.

Пассивный словарь знасительно ниже возрастной нормы.Включает обиходный словарь, т.е названия небольшого круга предметов и действий, с которыми ребёнок сталкивается ежедневно.

Ребёнок испытывает большие затруднения при выполнении элементарных инструкций. Особенно, если эта инструкция не соответствует контексту ситуации, в которой находится ребёнок.

Особенностью детей с ЗРР является зрительная опора на жесты и мимику взрослого.

Особенности развития речи у детей с ЗРР. Развитие речи таких детей проходит те же этапы речевого развития, что и у нормально развивающихся детей., но все они формируются позднее и растянуты во времени.

В1, 5 годау детей с ЗРР появляются отдельные слова. На этом этапе, речь детей «застревает» на несколько месяцев, или , в отдельных случаях, несколько лет.

Чаще, при употреблении слова, дети с ЗРР произносят лишь ударный слог такого слова. « ко» - вместо молоко. Наблюдается преимущественное употребление открытых слогов «па» - вместо лопата.

Для речи ребёнка характерен полисемантизм. При этом, ребёнок использует одно слово- заменитель вместо многих слов « Ки» - обозначает и кошку и сыр и меховой воротник.

Фразовая речь у большинства детей отсутствует или формируется из лепетных слов.Дети долго не употребляют грамматических форм слов. Если грамматические формы появляются, то их употребление носит случайный характер « Дай Тоте мока»

У детей с ЗРР страдают просодические компоненты речи.. Ребёнок не может целенаправленно регулировать силу голоса, произнося слова либо очень громко, либо очень тихо.. Не могут пользоваться шопотной речью.

Звукопроизношение у детей с ЗРР — грубо нарушено. Сохранно правильное произношение гласных звуков раннего онтогенеза.Характерна «палателизация» -смягчение всех звуков, оглушение звонких согласных.

У детей с ЗРР — грубо нарушено фонетическое восприятие.Не дифференцируют слова Мышка — мишка, малина — Марина.

Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны. Поэтому самостоятельно дети с ЗРР не пользуются речью и общаются с окружающими невыразительными жестами, подкреплёнными лепетными словами или мимикой и жестами, полностью заменяющими слова.

Для преодоления речевого отставания, мною была разработана система игровых упражнений по лексическим темам.

1 тема: ИГРУШКИ

Игрушка потерялась

Цель:Развитие зрительного внимания. Тренировать умение соотносить одинаковые игрушки (картинки с игрушками). Учить обозначать результат словами «такой же» . Учить понимать и использовать в речи существительные -кукла, машина, мяч, кубики.

Оснащение: по две одинаковые игрушки: куклы, машины, мячи — картинки с соответствующими предметами.

Задания для ребёнка: - подобрать игрушку по образцу

-подобрать игрушки по картинке

-подобрать игрушку по названию

                •  

Соберём игрушки

Цель: Обучение пониманию и употреблению существительных единств. и множ. числа существительных мужского и женского рода, обозначающие игрушки (кукла, машина, мяч, кубики). Учить понимать и употреблять в речи предложные конструкции с предлогом «НА»

Оснащение: игрушки- куклы, машины, мячи , полка для игрушек, картинки с соответствующими предметами.

 

Задания для ребёнка:

-Положить игрушку на полку(опираясь на демонстрацию действия логопедом)

-Положить игрушку на полку по словестной инструкции

-Положить игрушку на полку по словестной инструкции и прокомментировать выполняемое действие

-Найти названную игрушку на полке и сказать, где она была.

Чья игрушка?

Цель: Развитие зрительной памяти. Учить понимать и употреблять существительных единств. и множ. числа существительных мужского и женского рода, обозначающие игрушки (кукла, машина, мяч, пирамидка). Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде и числе. Учить соотносить обьёмный предмет с плоскостным изображением.

Оснащение: игрушки- машина, мяч , пирамидка, картинки с соответствующими предметами.

Задания для ребёнка: Ребёнку раздают игрушки. Он некоторое время играет с ними, а затем складывают в мешок. Через несколько минут логопед вынимает игрушки и спрашивает: « Чья пирамидка? Ребёнок должен узнать свою игрушку и ответить: «Моя пирамидка»

Ребёнку предлагаются игрушки, затем их убирают, а ребёнку показывают картинки, изображающие эти игрушки. Вопросы те же.

Собери игрушку

Цель:Формирование целостного восприятия предмета. Учить собирать разрезанную картинку( Вертикальный разрез на две части) Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оснащение: Две одинаковые картинки с изображением машинки, пирамидки, матрёшки и т. д. Одна картинка — образец, другая — разрезана на две части.

Задания для ребёнка:

-собрать картинку с опорой на образец, (части немного отодвинуты друг от друга)

-собрать картинку сопорой на образец(одна часть перевёрнута вверх ногами)

-собрать картинку сопорой на образец( части развёрнуты под разными углами) -собрать картинку без опоры на образец

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»