Воспитание ребёнка с нарушениями развития в семье
Устимова Татьяна Алексеевна,
учитель ГБОУ школа № 13
Приморского района Санкт-Петербурга
учитель ГБОУ школа № 13
Приморского района Санкт-Петербурга
Рождение ребёнка с отклонениями в развитии является тяжёлым жизненным событием в семье. Трудности, которые возникают с воспитанием такого ребёнка, вызывают всевозможные изменения в жизнедеятельности семьи, нарушают общий ритм и адаптацию, зачастую приводя к семейному кризису. В семье происходят всевозможные изменения, как на психологическом, так и на социальном и даже на соматическом уровнях:
- На психологическом уровне происходят изменения в эмоционально-волевой и личностной сферах родителей.
- На социальном уровне происходят нарушения супружеских, родительских и общественных отношений, нарушаются контакты с друзьями, коллегами и другими людьми.
- На соматическом уровне, который обусловлен повышенной нагрузкой на родителей, возникают соматические заболевания и вегетативные расстройства.
И вот, самой важной сферой жизнедеятельности родителей становится адаптация, которая характеризуется как эмоциональная реорганизация. Принципиально важным здесь становится тот факт, что родители осознанно принимают факт больного ребёнка и самостоятельно обращаются за помощью к специалистам. Родители в этом случае правильно оценивают ситуацию, устанавливают адекватные эмоциональные контакты и руководствуются интересами ребёнка.
Состояние ребёнка, его лечение и стрессы, в зависимости от типа личности родителей, имеют разную продолжительность. Задача специалистов помочь родителям не «застревать» на какой-либо стадии стресса, а помочь им прожить эти переживания за более короткое время и меньшими эмоциональными потерями. А чтобы стресс не усиливался на каждом новом жизненном этапе ребёнка, с родителями требуется проводить тренинговую или индивидуальную работу, которая будет «работать» на опережение родительских страхов.
Бесспорным является и тот факт, что на мать ложиться большая нагрузка в воспитании и обучении. Чтобы в такой ситуации не возникало невротического симбиоза матери и ребенка, необходимо проводить тренинги в женских группах, создавать родительские клубы, занятия в арт-терапии и танце-терапии.
Если специалисты и ближайшее окружение будут воспринимать родителей как равноправных партнёров, вести с ними конструктивный диалог, помогая освоить им необходимые приёмы и знания, относиться к ребёнку с некоторой заинтересованностью и верить в его успешность, то достигнутые результаты будут лучшим доказательством того, что совместные усилия и правильно выбранный маршрут неизменно приведут к намеченному плану и хорошим результатам.
Литература:
- Дети с множественными нарушениями развития. /под ред. Л.М.Шипицыной и Е.В.Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. -239с.