Методическая разработка логопедического занятия
Дифференциация предлогов и приставок
Бараусова Светлана Олеговна,
учитель-логопед ГБОУ школы №609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
учитель-логопед ГБОУ школы №609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Цель занятия: создать условия для формирования умения дифференцировать предлоги и приставки.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания учащихся о предлоге и приставке;
-совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.
- развивать зрительную память, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, зрительно-пространственные ориентировки в процессе выполнения заданий;
- развивать мелкую моторику, устную речь.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, умение слушать инструкцию логопеда и действовать в соответствии с ней.
Коррекционные:
-коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путём тренировочных упражнений;
- корригировать эмоционально-волевую сферу через усидчивость и выдержку во время занятия.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, экран, карточки, тетради, ручки, простые карандаши, солнышки для рефлексии .
Ход занятия
№ п/п |
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. -Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к занятию. Сегодня у нас с вами интересное занятие. У вас на партах лежат карточки с записанными на них словами. Возьмите карточки, прочитайте слова и назовите предлоги (через лес, с братом, у школы, перед окном, из коробки, в машине, за братом, поливает – нет предлога). Нет предлога?! Что тогда в нём есть? (приставка). Назовите приставку (по). |
Проверка готовности к уроку. Включение в работу. Смотрят, читают, анализируют, отвечают. |
2 | Сообщение темы занятия | Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия? (Предлоги и приставки) (слайд 2). Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки. Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки? (чтобы правильно и без ошибок писать). | Анализируют, отвечают, слушают. |
3 | Основная часть | 1. Повторение. -Что такое предлог? (это слово). Для чего нужен предлог? (для связи слов в предложении). Как пишется предлог с другими словами? (раздельно). Что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). Как пишется приставка со словами? (слитно). Итак, отправляемся в царство Грамматики (слайд 3). 2. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки. Царица Грамматики прислала нам интересные задания (слайд 3). 1. Работа со словами. Прочитайте слова. Определите, где слова с приставками, а где с предлогами? (слайд 4) (за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом - Как это можно сделать? (между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя). Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой).Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог? (за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно).Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово.( ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно).Далее аналогично со всеми словами. Проверка (слайд 5). Назовите из этого упражнения слова с приставками (забежать, свернула, нарезать, влетел). Назовите слова с предлогами( за горой, с крыши, на конверте, в дом). Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики. Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги? 3. Работа со словосочетанием. Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами (слайд 6). (с)катился (с)горы (по)бежали (по)дорожкам (про)читал (про)машины Проверим, как вы выполнили это задание (слайд 7). Назовите слова с приставками (скатился, побежали, прочитали). Как записали приставки? (слитно). Назовите слова с предлогами ( с горы, по дорожкам, про машины). Как записали предлоги со словами? ( отдельно). Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? ( между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя). 4. Физкультминутка. Мы сейчас все дружно встанем Отдыхать, как зайки, станем… Вправо, влево повернись, Наклонись и подтянись. Лапки вверх и лапки вбок И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы, мои зайчишки! 5. Работа с предложением (текстом). Прочитайте предложения (слайд 8). (На)дворе была гора. (В)зале стоит душистая ёлка. Весь день (на)горе много детей. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети. Митя (на)санках (с)катился (с)горы. Сколько рассказов можно составить из этих предложений? ( 2). О чем будет первый рассказ? (о горке). Проверка (слайд 9).Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы. Как можно озаглавить рассказ? (Горка). О чем второй рассказ? (о ёлке) (слайд 10).Прочитайте его. (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети. Как назовем этот рассказ? (Ёлка). Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги (взаимная проверка). |
Вспоминают, отвечают. Читают, смотрят, анализируют, отвечают, пишут. Анализируют, пишут, проверяют. Читают, анализируют, выполняют задание письменно, проверяют. Выполняют движения в соответствии с текстом. Читают, размышляют, отвечают, пишут. |
4 | Итог занятия. Рефлексия | -Чему учились на занятии? -Какие задания выполняли? -Что понравилось? В заключении нашего занятия оставьте отзыв в виде солнышка. -Если всё понравилось – нарисуйте улыбочку. Если не всё понравилось – прямой ротик. Если не понравилось – грустный ротик (прикрепляют солнышки на доску). Царица Грамматика очень довольна вами. На этом наше занятие закончено. До свидания. |
Размышляют, предполагают, анализируют, отвечают. Получилось… Понравилось… Рисуют Прикрепляют солнышко на доску. |