Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Учебно-методическое пособие

Коррекционная работа по развитию зрительно-пространственных
функций у учащихся с оптической дисграфией

Бараусова Светлана Олеговна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Важным условием правильной организации коррекционной работы является своевременное и тщательное проведение психолого – педагогического обследования ребенка.
В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребенок пока не владеет, но и имеющиеся у него возможности. Анализ результатов обследования позволяет учителю определить индивидуальную педагогическую стратегию в коррекционной работе, ее отправные моменты, ведущие и сопровождающие направления.
Педагогу нужно принять во внимание, что для проведения эффективности коррекционной работы по формированию зрительно – пространственных функций рекомендуются ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на развитие зрительно – пространственных функций. Все упражнения должны проводиться в системе от простого к сложному.
Кроме того, необходимо опираться на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, дифференцированный и индивидуальный подход.
При оптической дисграфии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв на письме. В основе оптической дисграфии лежат трудности по формированию зрительно – пространственных функций: зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, зрительно – пространственных представлений.
В связи с этим при устранении оптической дисграфии коррекционная работа по развитию зрительно – пространственных функций должна проводиться в следующих направлениях:
- развитие зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания), в том числе и буквенного;
- развитие зрительного мнезиса (уточнение и расширение объема зрительной памяти);
- формирование пространственного восприятия и представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- формирование речевых обозначений зрительно – пространственных отношений;
- дифференциация смешиваемых на письме букв (изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах) [7].
Эти направления позволяют в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв.
 При проведении коррекционной работы рекомендуется использовать дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей развития зрительно - пространственных функций учащихся каждой группы. В зависимости от уровня сформированности этих функций учащиеся были распределены на 3 подгруппы по успешности выполнения заданий.  Для каждой подгруппы мы предлагаем следующие задания по развитию зрительно – пространственных функций:
Для детей, которые по результатам исследования были отнесены к I (низкому) уровню сформированности зрительно – пространственных функций предлагаем следующие задания:
- формирование зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания):
1. Назови предметы, узнав их по контуру (см. приложение №2, рис.1).
2. На что похожи кляксы (см. приложение 2, рис.2) [1]?
3. Дорисуй вторую половинку картинок по точкам (см. приложение №2, рис.3).
4. Назвать пунктирные изображения предметов (см. приложение №2, рис.5) [14].
5. Назвать контурные изображения предметов, перечеркнутых различными линиями (см. приложение №2, рис.6) [5].
6. Назвать, что неправильно нарисовал художник (см. приложение №2, рис.8) [15].
7. Распределить изображенные предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов).
8. Подобрать картинки к определенному цветовому фону.
Детям предлагаются фоны («лужайки») разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурец, лист; цыпленок, репа, дыня, мак, помидор, клубника; слива, василек, синяя лента и др. Дается задание положить картинку на свою «лужайку» [7].
9. Игра «Геометрическое лото».
Детям выдаются большие карты. На каждой карте в центре нарисована одна из геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник.
Кроме того, имеются картинки с изображениями различных предметов. Педагог показывает картинку, дети определяют, на что похож изображенный на ней предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат и т.д.). Картинка кладется на карту с похожей геометрической фигурой.
Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга и другие [11].
10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются полоски, состоящие из двух разноцветных частей: красной и синей, красной и желтой, желтой и синей, синей и красной и т.д. Логопед показывает свою полоску – дети находят аналогичную ей.
11. Срисовать изображения, состоящие из треугольников и линий.
12. Дорисовать незаконченные контуры кругов, треугольников (см. приложение №2, рис.15).
13. Составить картинку из разрезных частей (разрезанную на 2, 3, 4, части) [7].
14. Выполнить тесты Равена (см. приложение №2, рис.16).
Детям предлагаются матрицы Равена с вырезанными частями и несколько вставок. Следует подобрать соответствующую вставку.
15. Конструирование фигур из палочек (по образцу) [2].
16. Найти и рассказать по нелепой картинке чего не может быть (см. приложение №2, рис.18) [7].
- развитие зрительного мнезиса (памяти):
1. Запомнить картинки (4-5 картинки), а затем отобрать их среди других 8-10 картинок.
2. Запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать их среди других (8-10). Детям предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путем прочтения [7].
3. Игра «Чего не стало?» На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети запоминают эти игрушки. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало [15].
4. Игра «Шерлок Холмс»
Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил.
Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества измененяемых элементов: лучше начать с 3-4 изменений и постепенно увеличивать их число [16].
- формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно – пространственного анализа и синтеза:
а) Дифференциация правых и левых частей тела.
Работу нужно начинать с выделения ведущей правой руки. Рекомендуем следующие виды заданий:
1. Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед сам дает ответ, а дети повторяют за ним несколько раз. Дается задание поднять правую руку и назвать ее.
2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, педагог называет ее сам, а дети повторяют.
3. Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш левой, правой рукой; взять книгу левой, правой рукой.
б) ориентировка в окружающем пространстве
1) определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, то есть к самому себе:
1. определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева» и т.д.
Если при выполнении данного задания у ребенка возникают затруднения, необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.
2) определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
1. Педагог уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой, например, тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. Логопед задает ребенку вопрос:   «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
В процессе коррекционной работы по формированию зрительно - пространственных функций проводится работа по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Для этого можно использовать следующее задание:
1. Написать называемые буквы справа или слева от вертикальной линии [7].
- определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.
В процессе коррекционной работы на этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами [4].
- формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв
1. Найти буквы среди графически сходных (после длительной экспозиции) (см. приложение №2, рис.20) [6].
2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом. Предлагаются печатные и рукописные буквы [14].
3. Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями [7].
4. Обвести буквы, раскрасить, срисовать по предложенному образцу [2].
5. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром (см. приложение №2, рис.21) [13].
6. Назвать буквы наложенные друг на друга [14].
7. Определить правильно и неправильно написанные буквы (см. приложение №2, рис.24).
8. Назвать и записать буквы, вылепленные из пластилина. Ребенок ощупывает букву, после чего называет и записывает ее.
Сначала можно предложить учащемуся самому вылепить буквы из пластилина. Затем следует перейти к запоминанию последовательности из 3-х-4-х букв на основе их осязания.
9. Конструирование букв из элементов [12].
10. Заучивание стихов (С.Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, К. Чуковского, Е. Серовой, О. Высотской, А.Потаповой, Е. Тихеевой, А. Шибаева и других). Это задание предлагается для дифференциации образов букв [7].
 Для различения смешиваемых букв коррекционную работу нужно проводить по следующей схеме: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, в тексте. В данной работе большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв. Кроме того, нужно максимально использовать различные анализаторы.
Для детей, которые по результатам исследования были отнесены ко II (среднему) уровню сформированности зрительно – пространственных функций предлагаем следующие задания:
- формирование зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания):
1.Назвать, на какую геометрическую фигуру похожи предметы (см. приложение №2, рис.11).
2. Распределить животных по их настоящей величине, начиная с самого маленького (предлагаются одинаковые по величине изображения животных, реально различающихся по величине) (см. приложение№2, рис.10) [1].
3. Назвать все предметы, «спрятанные» в рисунке (см. приложение №2, рис.7).
4. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами (простой вариант).
Сначала детям предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами, затем с четырьмя, пятью. В более простом варианте каждая фигура раскрашена определенным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зеленый круг, желтый овал, и т.д. Каждому ребенку дается серия из 3 или 4 карточек. Педагог показывает свою карточку. Дети должны подобрать парную карточку.
5.Какие предметы хотел нарисовать художник? Дорисуй их вторую половинку (см. приложение №2, рис.4).
6. Найти подходящую фигуру среди других, которая состоит из треугольника и линии (см. приложение №2, рис.12).
7. Срисовать серии изображений из полуовалов и линий (по С. Борель-Мезонни), из 2-3-х элементов (см. приложение №2, рис.13).
8. Узнать серию среди сходных изображений.
9. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение (см. приложение №2, рис.14).
10. Составить картинку из разрезных частей (разрезанную на 5, 6, 7, частей) [7].
11. Игра «Открывание окон в домике».
Педагог показывает макет домика, в котором можно открывать окна. В домике 4 окна – два вверху, два внизу. Детям предлагается открыть правое верхнее окно, открыть нижнее лево окно, верхнее левое окно, закрыть правое нижнее окно и т.д.
В окнах – изображения различных животных: кошки, собаки, цыпленка, утки. Дети должны сказать, где сидит кошка, собака, цыпленок, утка. Например: кошка сидит около верхнего левого окошка и т.д.
12. Дорисовать рисунок (рисование по словесному описанию).
Предлагается нарисованный домик. Дается задание дополнить рисунок: например, нарисовать справа вверху солнце, слева от домика – забор, справа от домика – дерево, слева впереди нарисовать цветы, а справа впереди – лужу и т.д.[11]
13. Конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти).
14. Найти различия в двух картинках(см. приложение №2, рис.17) .
15. Узнай и назови предмет по его частям (см. приложение №2, рис.19) [1].
- развитие зрительного мнезиса (памяти):
1. Разложить 3-4 картинки в той последовательности, в какой они предъявлялись.
2. Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности [7].
3. Игра «Что изменилось?» Логопед раскладывает 4-5 картинок. Дети запоминают последовательность этих картинок. Затем расположение картинок незаметно меняется. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок [11].
4. Игра «Шерлок Холмс»
Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил.
Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества измененяемых элементов: лучше начать с 3-4 изменений и постепенно увеличивать их число [16].
- формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно – пространственного анализа и синтеза:
а) Дифференциация правых и левых частей тела
1. Дифференциация правых и левых частей тела (правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха).
б) ориентировка в окружающем пространстве
1) определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, то есть к самому себе:
1. предлагается выполнить действие, например, положить книгу справа или слева от себя.
Если при выполнении данного задания у ребенка возникают затруднения, необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке [7].
2) определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
1. Дети выполняют задание по инструкции педагога: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
В процессе коррекционной работы по формированию зрительно - пространственных функций проводится работа по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Для этого можно использовать следующее задание:
1.      Положить карточку с кружком, справа от нее – с крестиком, слева от крестика поставить точку [7].
в) определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.
В процессе коррекционной работы на этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами [9].
- формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв
1. Найти букву среди графически сходных (после кратковременного предъявления) (см. приложение №2, рис.20) [6].
2. Определить буквы находящиеся в неправильном положении [8].
3. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.
4. Дописать буквы (см. приложение №2, рис.22) [10].
5. Назвать буквы наложенные друг на друга.
6. Назвать на какие буквы похожи контурные изображения предметов (см. приложение №2, рис. 23).
7. Определить правильно и неправильно написанные буквы (см. приложение №2, рис. 24).
8. Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
9. Назвать и записать буквы, вылепленные из пластилина. Ребенок ощупывает букву, после чего называет и записывает ее [3].
10. Конструирование букв из элементов.
11. Реконструирование букв:
- добавляя элемент (например, сделать из буквы Р букву В);
- убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж букву К),
- изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь) [12].
12. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним дополнительным элементом: Р-В, З-В, Ь-В, О-Ю, Ь-Ы, Ь-Б, Л-Д и другие [9].
Для детей, которые по результатам исследования были отнесены к III (высокому) уровню сформированности зрительно – пространственных функций предлагаем следующие задания:
1. Назвать все предметы «спрятанные» в рисунке (см. приложение №2, рис.7).
2. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами (усложненный вариант).
Сначала детям предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами, затем с четырьмя, пятью. В усложненном варианте одна и та же фигура может быть разного цвета (круг красный, или желтый, или зеленый и т.д.). Каждому ребенку дается серия из 3 или 4 карточек. Педагог показывает свою карточку. Дети должны подобрать парную карточку.
3. Какие предметы хотел нарисовать художник? Дорисуй их вторую половинку (см. приложение №2, рис.4) [1].
4. Срисовать серии изображений из полуовалов и линий (по С. Борель-Мезонни), из 4-5 элементов (см. приложение №2, рис.13) [7].
5. Распределить предметы по их настоящей величине, начиная с самого маленького (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине) (см. приложение №2, рис.9).
6. Нарисовать серии изображений по представлению (после кратковременной экспозиции).
7. Составить картинку из разрезных частей (разрезанную на 8, 9, 10 частей и т.д.) [7].
8. Конструирование фигур из палочек (по памяти).
9. Найти различия в двух картинках (см. приложение №2, рис. 17) [16].
10. Узнай и назови предмет по его частям (см. приложение №2, рис.19) [1].
- развитие зрительного мнезиса (памяти):
1. Какие буквы (цифры) изменили свое место?
Логопед предлагает детям запомнить расположение букв (цифр). Затем дети закрывают глаза, а логопед меняет положение в ряду 1-4 букв (цифр). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все элементы ряда [16].
2. Игра «Шерлок Холмс»
Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил.
Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества измененяемых элементов: лучше начать с 3-4 изменений и постепенно увеличивать их число [16].
- формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно – пространственного анализа и синтеза:
а) Дифференциация правых и левых частей тела
1. Показать левой рукой правый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
б) ориентировка в окружающем пространстве
1) определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, то есть к самому себе:
1. Логопед задает вопрос ребенку: «Где находится шкаф, окно, дверь?» и т.д. При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева от него [7].
2) определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
1. Педагог предлагает детям выполнить следующие примерные задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку» и т.д. [7]
В процессе коррекционной работы по формированию зрительно - пространственных функций проводится работа по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Для этого можно использовать следующее задание:
1. Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – круг [7].
в) определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.
В процессе коррекционной работы на этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами [9].
- формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв
1. Найти букву среди графически сходных (после кратковременного предъявления) (см. приложение №2, рис.20) [6].
2. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.
3. Дописать буквы (см. приложение №2, рис.22).
4. Назвать буквы наложенные друг на друга [14].
5. Назвать на какие буквы похожи контурные изображения предметов (см. приложение №2, рис.23).
6. Определить правильно и неправильно написанные буквы (см. приложение №2, рис.24).
7. Узнать буквы по их зеркальному изображению.
8. Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
9. Реконструирование букв:
- добавляя элемент (например, сделать из буквы Р букву В);
- убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж букву К),
- изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь) [12].
10. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П-Н, И-Н, Г-Т [9].
Выводы:
1. Коррекционная работа по развитию зрительно – пространственных функций проводится в следующих направлениях: а) развитие зрительного гнозиса, в том числе и буквенного; б) развитие зрительного мнезиса; в) формирование пространственного восприятия и представлений; в) развитие зрительного анализа и синтеза; г) формирование речевых обозначений зрительно - пространственных отношений; д) дифференциация смешиваемых при письме букв.
2. При разработке методических рекомендаций учитывался анализ результатов обследования. Исходя из полученных данных, всех детей мы разделили на три уровня, в зависимости от сформированности зрительно – пространственных функций и для каждой группы были подобраны разноуровневые задания.
3. Применение в коррекционной работе заданий по развитию зрительно - пространственных функций, очевидно, позволит педагогу провести эффективную коррекционную работу и сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения сходных букв.
4. Анализ специальной литературы по теме показал, что сформированность зрительно – пространственных функций имеет важное значение для овладения письмом. Так как недостаточное развитие этих функций может явиться причиной неуспеваемости ребенка в школе.
Список литературы
1. Агранович З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. -40 с.
2. Безруких М. М. Готов ли ребенок к школе? Методические рекомендации.-М.: Вентана-Граф, 2001.-64с.
3. Воронова Л. В. Преодоление и предупреждение ошибок при чтении и письме в классах коррекции: Из опыта// Начальная школа.-2004. - №12.-с.84
4. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие /Научн. ред. О. В. Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 180 с.
5. Калиниченко С.А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР //Дошкольная педагогика. – 2006. - №2. – с. 32-34
6. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно – методическое пособие. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
7. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя – логопеда /Р. И. Лалаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.
8. Леонова С. В., Воронина С. П. Содержание и приёмы коррекционной работы при оптической дисграфии. //Логопед. – 2005. - №5. – с.108 - 125
9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. Пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 680 с.
10. Микадзе Ю. В., Корсакова И. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе.-Правление общества «Знание» России, ТОО «ИнтелТех», 1994.-64с.
11. Микфельд Я. О. Система коррекционно – развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников. //Логопедия. – М., 2004. - №4 (6) – с. 42 – 48.
12. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: Дельта, 2001. – 208 с.
13. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 240 с.
14. Парамонова Л. Г. Ваш ребёнок на пороге школы: Как подготовить ребёнка к школе. – СПб.: КАРО, Дельта, 2005. – 384 с.
15. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностикаи коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-232с.
16. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»