Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Вариативные формы взаимодействия специалистов
Службы ранней помощи с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Ларионова Людмила Павловна
    Ожидание ребенка — это особое состояние для каждой семьи. Кто-то долго к этому готовился, планировал; для кого-то эта новость неожиданна и нужно время чтобы привыкнуть к ней. Но в любом случае рано или поздно приходит осознание скорого родительства. Семьи ждут появление малыша, мечтают о том каким он вырастет, какие вершины «покорит», станет выдающийся личностью.
     Но наша жизнь не всегда идет по задуманному плану. И вот семье объявляют, что ребенок родился с проблемами в развитии или же есть риск возникновения этих проблем… О генетических нарушениях, как синдром Дауна, родители узнают вскоре после рождения, другие нарушения, например глухота, задержка психоэмоционального развития, проявляются позже. В любой ситуации выявление проблем развития у ребенка вызывает кризис и оказывает влияние на всю семью.   
   Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с особенностями ребенка самостоятельно.
   Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:
- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми.
- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
- проблема воспитания и обучения, связаны с нарушением здоровья, что приводит к трудностям освоения образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания; по различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков; отсутствие у большинства родителей знаний о формах и методах развития познавательной и психоэмоциональной сфер ребенка.
    Для повышения компетентности родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ и для оказания коррекционно-развивающей и психолого-педагогической помощи детям, была создана Служба ранней помощи. Служба ранней помощи – создана для детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные организации, имеющих ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, связанных с их жизненной ситуацией, состоянием здоровья.
  Деятельность специалистов СРП направлена на решение комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ с младенческого и раннего возраста. 
   Служба направлена на оказание своевременной и квалифицированной помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
   Родители являются активными участниками и помощниками в образовательном процессе. Вместе с детьми получают новые знания, открывают своего малыша, открывают и себя, свои таланты и творческие способности. Совместные занятия с мамой или папой это качественное время, проведенное со своим малышом, которое помогает родителям увидеть, как интересно можно развивать своего ребенка дома, как правильно общаться и развивать малыша.
  Работа с родителями в СРП построена на уважительном отношении специалистов к родителям, признании родительской компетентности, исходя из веры в их способность понимать ребенка, обучаться и находить оптимальные способы решения возникающих проблем. Это открывает путь к партнерским отношениям родителей и специалистов. После того, как между родителями и специалистом установлены доверительные и уважительные отношения, становится возможным конструктивное сотрудничество. Основными задачами работы с родителями являются:
  • помощь в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка. Формирование у родителей адекватного представления о проблемах и возможностях ребенка. Умение видеть положительные стороны ребенка, его достижения, успехи, развитие, а не только его нарушения, диагноз, некомпетентность в каких-то ситуациях.
  • формирование активной позиции родителей в помощи ребенку. Одним из наиболее существенных положений семейно-центрированного подхода к помощи детям с нарушениями развития является положение, согласно которому родители и другие члены семьи входят в команду раннего вмешательства, считаются важными ее членами.
  • вовлечение родителей в работу по реализации индивидуально-ориентированной программы сопровождения;
  • обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия и игры с ребенком, в т.ч. адекватным способам поддержки развития;
  • поддержка позитивного стиля взаимодействия родителя с ребенком.
  • оказание информационной помощи. Предоставление информации родителям о конкретных видах нарушений у детей, правах родителей, воспитывающих детей-инвалидов, родительском опыте воспитания детей с особыми нуждами, социальных и образовательных учреждениях, фондах, оказывающих разные виды помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, культурных мероприятиях и т.п.;
  • помощь родителям в выборе адекватного дальнейшего образовательного маршрута для ребенка;
  • помощь родителям и членам семьи в разрешении психологических проблем, связанных с особенностями развития ребенка, в отказе от дезадаптивных идей и поведения.
   Специалисты СРП проводят для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ тренинги, семинары, индивидуальные и групповые консультации.
     Индивидуальная работа с родителями осуществляется всеми специалистами.
    Работа с группой родителей имеет свои преимущества. В группе создаются оптимальные условия для обсуждения проблем, выражения чувств, проявления эмпатии, снятия напряжения, обмена опытом, узнавания разных точек зрения, получения обратной связи о собственных идеях и представлениях.
   Родительский семинар в первую очередь решает задачу обучения, он может проводиться педагогами-психологами, учителями-дефектологами (в не конкретизированное по количеству часов время), учителем-логопедом. В семинаре могут принимать участие до 10-12 родителей. Семинар состоит из нескольких встреч продолжительностью 1-3 часа.
  Тренинг для родителей направлен на решение задач психологической поддержки, преодоления проблемных ситуаций, дезадаптивных идей и форм поведения. Тренинг проводиться педагогами-психологами и учителем-дефектологом. Оптимальное количество участников тренинга 2-6 родителей. Тренинг состоит из нескольких встреч продолжительностью не менее 2-х часов.
    Одной из главных форм работы с детьми и родителями в условиях Службы ранней помощи является игровой сеанс. 
      Игровой сеанс — это форма работы специалистов СРП с ребенком и его родителем, или другим членам семьи, преимущественно занимающимся воспитанием ребенка. На игровом сеансе могут также присутствовать другие члены семьи и лица, принимающие участие в воспитании ребенка.
   Игровой сеанс направлен на решение основных задач Службы ранней помощи: реализацию индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка, оценку динамики психического развития и психологического состояния ребенка, нормализацию детско-¬родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка, решение психологических проблем ребенка и его окружения.
В структуру игрового сеанса входят:
• организованная образовательная деятельность специалистами СРП;
• наблюдение за свободной игрой ребенка с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;
• сопровождение свободной игры ребенка с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы и др.;
• наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения (образовательно-воспитательных компетенций);
• обучение специалистом родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка и др. во время совместной игры ребенка и родителя;
• совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка и др.;
• индивидуальное занятие специалиста с ребенком с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;
• беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и др.
   Еще одна форма работы с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ – дистанционное консультирование и обучение.
  Под дистанционным консультированием и обучением понимается целенаправленное взаимодействие специалистов СРП и родителей детей Службы ранней помощи независимо от их местонахождения на основе педагогически организованных информационных технологий.
 Таким образом можно сделать вывод, что оказание ранней помощи детям с ОВЗ способствует развитию их психических познавательных процессов, помогает социализации в обществе, способствует легкой адаптации в образовательном учреждении и быстрому включению в образовательный процесс, что благоприятно сказывается на благополучии семей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»